Андриан Канду: АДЛМ представит свои рекомендации по программе будущего правительства
22.10.2010
Я бы не сказал, что переходная экономика не является рыночной. В конечном счете, имеются все элементы, чтобы ее можно было считать рыночной экономикой. Но почему же мы продолжаем оставаться в переходном периоде? Вероятно, существует целый ряд факторов. Все-таки было очень легко уничтожить прежнюю советскую централизованную систему, но намного сложнее изменить менталитет людей, чтобы зародилось предпринимательство. Вспомните, какими были 90-е, и чего тогда стоило открыть собственный бизнес. Все пытались найти преимущества для себя в ущерб другим.
Если же говорить о переменах, то, увы, можно было добиться большего, о чем свидетельствуют и проводимые исследования. Примером на этот счет может послужить разработанное Всемирным банком исследование «Doing business». В рейтинге 183 стран Республика Молдова каждый год по некоторым статьям улучшает свои позиции на несколько строчек, тогда как по другим, как это ни прискорбно, остается на прежних или даже опускается. По легкости ведения бизнеса Молдова находится на 94-м месте. Хотя она и поднялась на 14 строчек, все же наверстать остается немало. В том, что касается «налаживания бизнеса», мы находимся на 77-м месте, по легкости получения разрешений на строительство и градостроительных сертификатов – на 161-м, по формальностям, связанным с трудоустройством, и отношениям между работником и работодателем на – 141-м, по защите инвесторов – на 109-м месте. На основании этого исследования можно сделать следующий вывод: «домашнее задание» мы выполнили плохо. В отношении очень многих аспектов мы, увы, сильно отстаем.
Неприемлемо, если хотите, что разрешения на строительство и градостроительные сертификаты выдаются за 30 дней. На самом деле, за 30 дней они выдаются только на бумаге, тогда как де-факто на получение этих документов уходит от 30 дней до года. Однако порой разрешение на строительство и градостроительный сертификат являются как раз самыми необходимыми элементами для налаживания собственного дела. Это – элементы, определяющие успех бизнеса. Недопустимо, чтобы крупный инвестор, который пришел в страну построить фабрику, запутался во всех бюрократических инструментах в мэрии. Возможно, виновата в таком положении вещей даже не сама мэрия. Просто все упирается в регуляторные процедуры, предусмотренные законодательством. При этом, в некоторых странах подобные документы можно оформить по Интернету за 3-4 дня.
А Вам не кажется, что в этой ситуации виноваты и сами предприниматели?
Вероятно, они тоже отчасти виноваты, что не смогли найти способ для диалога с государством и для взаимодействия с государственными органами. Они не представили примеры успешной практики и не привели достаточно доводов, чтобы убедить государство в том, что все должно происходить именно тем или иным образом.
Диалог стал активнее только в последнее время. Я наблюдал за созданием Ассоциации иностранных инвесторов, Американской торговой палаты, а теперь и Ассоциации деловых людей Молдовы. Поэтому могу сказать, что диалог активизируется только со временем. Только на протяжении последних нескольких лет Министерство экономики проявляет открытость и создает консультативные советы не только «для галочки», как было когда-то с консультативным советом при премьер-министре. И нынешний министр экономики, который временно приостановил свою деятельность в занимаемой должности, и предыдущий проявили конструктивный подход к диалогу и предложениям, поступающим от деловых людей либо ассоциаций.
Если бизнесмены предлагают разумные решения, а государственные органы к ним не прислушиваются или не хотят их услышать, тогда деловая среда должна обсуждать эту проблему с международными организациями, способными влиять на власти. Например, с Международным валютным фондом, который затем через своих экспертов берет проблему на заметку и добивается, чтобы государство проводило необходимые реформы. Могу привести пример. Мы очень давно трезвоним о возврате НДС. Это серьезная проблема, прежде всего для Кишинева и Бельц. Летом и весной мы очень долго обсуждали ее с экспертами МВФ, а затем Международный Валютный Фонд положил правительству на стол в качестве обязательства, в качестве элемента для оценки достижений правительства требование внести изменения в законодательство о возвращении НДС. К сожалению, референдум и предвыборная кампания приостановили данный процесс, но в министерствах уже идет работа над проектом о либерализации процедуры возврата НДС. И это стало возможным благодаря вмешательству со стороны МВФ.
Деловым людям следует пытаться представить экспертные заключения, необходимые доводы, чтобы убедить специалистов, которых по сути даже убеждать не нужно, поскольку они прекрасно знают правила рыночной экономики.
Порой от деловых людей можно услышать: мы не хотим, чтобы государство нам помогало, главное, чтобы оно нам не мешало. Как все-таки можно убедить государственные органы помогать деловой среде?
Если, скажем, прийти и заявить властям, что либерализация оборота сельскохозяйственных площадей – важный элемент привлечения инвестиций, и ограничиться этим, то власти могут кивнуть головой и согласиться, что, конечно, так оно и есть, а в итоге ничего не сделать. Но если мы представим исследование, показывающее, что Республика Молдова и Украина – единственные в Европе страны, где иностранные инвесторы не имеют права покупать сельхозугодия, нас, вероятно, услышат. Когда я говорю об иностранных инвесторах, я имею в виду не только иностранные компании, но и молдавские компании с иностранным капиталом. Получается, что мы нарушаем все правила и дискриминируем компании в зависимости от капитала и, к тому же, нарушаем и ряд других законов, например, Закон об иностранных инвестициях. Правительство, вероятно, прислушается к нам, когда мы представим четкие исследования, экспертные оценки и примеры. Республика Молдова потеряла крупных инвесторов. В качестве примера можно привести итальянскую компанию по производству обуви «GEOX». Она ходатайствовала о выделении ей земельных участков под строительство фабрики. Но так и не смогла выпутаться из законодательной паутины, поэтому через 3-4 месяца отказалась от своих намерений и планов и просто покинула страну.
Если кто-то придет построить фабрику, но не найдет в Кишиневе 7-10 га, то попытается построить предприятие где-то на окраине города, в пригороде, где имеются сельхозугодия. Как купить землю? Что делать? Процедура изменения назначения участков длится два года (хотя по законодательству не должна превышать 2 месяца) и завершается принятием на уровне правительства решения об изменении назначения участка.
Однако если представить четкие экспертные заключения и показать, сколько теряет Молдова, а еще заручиться и поддержкой международных структур, донорских организаций, действующих на международном уровне ассоциаций деловых людей или же Всемирного банка, которые представят свои экспертные оценки, тогда проблему можно все-таки решить.
Во время презентация АДЛМ была озвучена краткая экспертиза состояния экономики, которую вы подготовили. А есть ли у Вас решения к обозначенным проблемам?
Министр экономики очень здравомыслящий человек, поэтому он прекрасно понимает, что деловая среда как раз та, в которой преимущества и недостатки законодательства становятся очевидными. Деловая среда живет бизнесом. И к кому же должно прислушаться правительство, если деловая среда через свои ассоциации представляет необходимые экспертные заключения и исследования? И тем более, если эти ассоциации по-настоящему сплотились и имеют очень большой вес и влияние. Например, Ассоциация иностранных инвесторов объединяет 15-16 членов, однако представляет 70% всех иностранных инвестиций.
Представьте себе, что в Ассоциации деловых людей будет порядка 30 членов – успешных бизнесменов и менеджеров, которые представляли бы 60-70% всей деловой среды. Как к ним не прислушаться и почему не сделать их своими союзниками при осуществлении необходимых реформ, тем более что деловые люди приносят весь опыт и все необходимые инструменты для продвижения этих реформ?
Ассоциация деловых людей, генеральным директором которой Вы являетесь, делает упор на продвижении программ и проектов развития, законодательные инициативы, продвижении имиджа Республики Молдова. Значит, надо понимать, что, по сути, вы рассчитываете на диалог и на сопричастность?
В последнее время диалог активизируется. Отрадно, что государственные органы все больше начинают прислушиваться к бизнесменам. И это происходит не потому, что на улице другая погода, а потому что происходят перемены в менталитете людей. В конечном счете, во власть приходят более молодые люди с лучшей подготовкой, которые вышли из деловой среды. Те, кто приходят во власть теперь, прекрасно понимают, что значит заниматься бизнесом.
АДЛМ заявила о себе именно теперь, когда все больше стали говорить об изменении экономической модели. Вероятно, именно этим будут поглощены, в том числе, и бизнесмены в следующие несколько лет?
Деловая среда должна подсказать государству, какая именно модель наиболее благоприятна для долгосрочного экономического развития страны. Утверждать, что мы – государство, основывающееся на потреблении, не делая упор на что-то другое, как мне кажется, крайность. Но в итоге деловая среда подскажет (на основании экспертизы), какая модель наиболее удачна. К сожалению, исследования о том, какая модель подходит Молдове идеально, никогда не проводились.
Принимая во внимание высокий спрос на агропродовольственную продукцию, который растет с каждым годом, возможно, было бы целесообразным, чтобы Молдова стала технологизированным аграрным государством. Все исследования показывают, что ежегодно спрос на мировом рынке увеличивается двукратно. Не исключено, что Молдове есть смысл делать упор на развитие сельского хозяйства и внедрение новых технологий с тем, чтобы лет через пять мы могли стать ведущим поставщиком продовольственной продукции в регионе.
Не исключено, что нам стоило бы стать страной, основывающейся на услугах. Население в Молдове отличается хорошим уровнем подготовки, знает много языков. Может превратить тогда Молдову в так называемый call-center? Так было в Индии 20-30 лет тому назад, когда иностранные компании приходили в страну и создавали офисы, то есть бюро – начиная от диспетчерских и заканчивая службами по обработке документов. В таком случае, принимая во внимание глобализацию и тот факт, что, по сути, международные компании не могут существовать без таких центров, Молдова могла бы превратиться в крупный call-center.
Благодаря своему географическому положению, Республика Молдова может осуществлять переработку некоторых товаров на базе режимов свободного обмена, которые есть у нее с восточными и западными странами. Возможно создание определенных платформ, необязательно производственных, поскольку у нас, к сожалению, нет ни минеральных ресурсов, ни людей, которые могли бы участвовать в производственном процессе, что называется от «а» до «я». Определенные элементы переработки уже существуют: «DRA Draexlmaier Automotive» в Бельцах и «Lear Corporation» – в Унгень.
Презентация ассоциации является, возможно, самым простым шаго. А действительно важно, что за этим последует. Не могли бы Вы рассказать, какие именно шаги планирует предпринять АДЛМ в ближайшее время для достижения заявленных целей?
Уже в самое ближайшее время Ассоциация намерена сформировать группу экспертов для изучения налоговой сферы, регуляторных процедур, всего, что относится к электросвязи и энергетики, которые для Республики Молдова жизненно важны. Будет составлен анализ и обозначены самые наболевшие проблемы в этих сферах. Мы планируем предоставить рекомендации, возможно в сотрудничестве с другими ассоциациями, для того, чтобы существовал единый посыл, если хотите, программа или элемент программы для следующего правительства. Это будут самые важные 10 проблем, на которых должно будет сосредоточиться следующее правительство, чтобы начать некоторые реформы или же развивать отдельные секторы экономики.
Мы будем вести дискуссии с бизнесменами, чтобы найти самые успешные модели сотрудничества. Сейчас проходит процесс принятия новых членов. Мы не стремится сделать клуб для элиты, но имеются процедурные аспекты, которые мы должны соблюдать в соответствии со своим уставом.
Другой важный элемент, на котором я не остановился в ходе дискуссии, это так называемое образовательное воздействие. Увы, приходится наблюдать, что в последнее время падает качество образования в целом и, в частности, экономического и юридического. Мне доводилось принимать участие в процессе рекрутинга и, к сожалению, я убедился, что на собеседования приходят соискатели с все более низким уровнем подготовки, но с огромными требованиями относительно заработной платы и уровня условий. Мы, несомненно, включимся и в данный процесс. Для этого мы планируем продвигать талантливых студентов в учебных заведениях. Так, в рамках сотрудничества с учебными заведениями, мы намерены создавать совместно с преподавательской и научной средой центры экономического или юридического анализа. В таких центрах предполагается проводить (через разбор практических ситуаций (case study)) аналитическую работу. Это позволит формировать у студентов другой менталитет студента, и по окончании факультета он уже будет знать определенные практические вещи.
Кроме того, будут статьи в газетах и журналах, телепередачи, дебаты по злободневным экономическим проблемам, для того чтобы задействовать в дискуссии и общество, а также для того, чтобы «воспитать» и некоторые социальные слои.
Новости по теме
- Вчера, 14:40
- Вчера, 12:28
- Вчера, 11:26
- Вчера, 10:41
- Вчера, 10:27
- Вчера, 09:16
- Вчера, 09:00
- Вчера, 06:58
- Вчера, 06:03
- 22.11, 18:00
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 14:40
- Вчера, 12:28
- Вчера, 11:26
- Вчера, 10:41
- Вчера, 10:27
- Вчера, 09:16
- Вчера, 09:00
- Вчера, 06:58
- Вчера, 06:03
- 22.11, 18:00
Американская Торговая Палата в Молдове это неправительственная некоммерческая организация, основанная 4 сентября 2006 года. Она входит в сеть, состоящую из 112 бизнес-ассоциаций из 99 стран по всему миру. Генеральным спонсором Американской Торговой Палаты в Молдове AmCham является FinComBank. Портфельным инвестором FinComBank-а является американский фонд Western NIS Enterprise Fund WNISEF основанный Конгрессом США и финансируемый американским правительством. WNISEF, один из крупнейших фондов прямого инвестирования в регионе, за более чем 10-летний срок своего существования инвестировал свыше 151 миллионов долларов в 37 компаний в Молдове и Украине