Экономика

Бизнес–передел, или Как в Молдове «до нитки» раздевают иностранных инвесторов

16.03.2012
{Бизнес–передел, или Как в Молдове «до нитки» раздевают иностранных инвесторов} Молдавские Ведомости

Три года длится тяжба между экс-генеральным директором знаменитого Молдавского металлургического комбината Анатолием Белитченко и Сергеем Беляковым, менеджером из числа тех, про которых говорят «человек со связями». Именно благодаря этим пресловутым «связям» состоялось знакомство Белитченко и Белякова.
 
Их свел семь лет назад один из уважаемых и авторитетных людей. Характеризуя Белякова, он использовал лишь превосходную степень - «самый честный, самый порядочный, самый перспективный и лучший бизнесмен» страны. Прозрачно намекал на его контакты «наверху» и «походы на охоту» с самыми влиятельными персонами страны.
 
Послужной список и уровень человека, который взялся протежировать Белякова, исключали поводы для недоверия, и Белитченко согласился обсудить с потенциальным партнером возможности совместного бизнеса.
 
Сергей Беляков пришел к Анатолию Белитченко с предложением о расширении деятельности своего предприятия Liga-2. Оно занималось изготовлением металлоконструкций для строительства, и гендиректор Беляков задумал умножить число производств с трех до восьми. Обсудив и обдумав предложение, Белитченко его принял. Бизнесмены подписали соглашение с равными долями 50% на 50% и сразу же приступили к его реализации. Дело было в марте 2006 года.
 
А в сентябре 2007-го Беляков предложил начать амбициозный проект - строительство уникального для республики завода по производству гофробалки – нового каркасного материала. Он показал бизнес-план и развернул заманчивые перспективы совместной деятельности. Как опытному металлургу, Белитченко была хорошо понятна выгода такой работы, а само дело выглядело весьма привлекательным и главное - прибыльным. Ежегодный доход прогнозировался до 2,5 млн долл. Процесс, что называется, пошел. Белитченко вложил в него не только свои личные немалые средства, но и привел иностранного инвестора.
 
Проект на миллионы
 
Чтобы развернуть грандиозное строительство, партнеры решили в конце ноября 2007-го приобрести на бирже контрольный пакет акций государства - 60,4% - в тарном производстве под названием SLI. Оно располагалось в поселке Прункул на участке в 4,1 га. Приватизировала пакет ценных бумаг компания Liga-2.
 
Для строительства завода Liga-2 получила более 9,3 млн долл. от иностранного инвестора - компании Vienera Investmen Limited - по поручению и в интересах акционера Liga-2 Анатолия Белитченко.
 
Также Беляков получает кредит в Молдиндконбанке. Заем в 4 млн долл. оформили на Liga-2. При этом займополучатель гарантировал, что средства банку будут возвращены из прибыли как предприятия Liga-2, так и запускаемого завода.
 
Согласно контракту, запуск завода планировался на последний месяц осени 2008 года. Все гарантии подтвердила и подписала протоколы согласований ревизор Liga-2 Елена Белякова. Совпадение фамилий - не случайность: супруга Сергея Белякова являлась к тому же одновременно директором строящегося завода и главой компании SLI.
 
Именно супруге Белякова Елене во всей этой истории была отведена основная, если не ключевая роль. Как признается Анатолий Константинович, «в те дни эта пара внушала мне полное доверие и твердую уверенность в том, что в нашем партнерстве все будет именно так, как записано в документах». 
 
Эффект метаморфозы
 
В 2007-м Белитченко неожиданно тяжело заболел, перенес семь операций и на работу вернулся лишь в апреле 2009 года. За это время второй акционер - Беляков взял в Молдиндконбанке кредит на сумму более 4 млн долл. на дальнейшее развитие производства Liga-2 и покупку технологического оборудования по изготовлению металлоконструкций у австрийской компании Zeman.
 
Первое, что сделал Белитченко после трудного выздоровления - потребовал отчет об использовании средств. Беляков отвечать не спешил. Тогда на собрании акционеров был поставлен вопрос о проведении на предприятии независимого аудита. В ответ на это компаньон ответил: «Никакого аудита не будет. В бухгалтерию я никого не допущу, иначе налоговая инспекция нас «достанет».
 
К тому времени Елена Белякова уже была государственным служащим – директором Департамента межэтнических отношений при правительстве РМ, а Беляков, уже давно и с успехом эксплуатируя свою «русскость», создает Гильдию русских предпринимателей Молдовы. Обе должности звучат более чем звонко…Чета была вхожа в российское посольство и регулярно, как на работу, ходила на дипломатические приемы по различным поводам. В обстановке весны 2009 года Белякова становится членом Демократической партии, а ее супруг начинает активно дружить с генералом Валентином Межинским – экс-директором Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (ЦБЭПК), который и по сей день работает начальником охраны бизнесмена, вице-председателя ДПМ, первого зампредседателя парламента Владимира Плахотнюка.
 
К барьеру! или Вы мне за это ответите
 
Как считает Белитченко, такая любопытнейшая «вертикаль отношений» сформировалась потому, что в феврале 2010-го он подал иск в Экономический суд Молдовы о роспуске юридического лица. Через некоторое время на предприятии было установлено «доверительное управление», а компаньону - разрешено изъять бухгалтерскую документацию для экспертизы и проверки того, как и на что тратились гигантские суммы. Но и Беляковы не дремали… Беляков-супруг обращается в ЦБЭПК с заявлением, в котором обвиняет своего компаньона и его адвокатов в мошенничестве и в завладении обманным путем имуществом предприятия. Кто посоветовал ему затевать «контригру», догадаться несложно.
 
Белитченко ищет правды в Генеральной прокуратуре и в Антикоррупционной прокуратуре, но получает лишь отписки. А спустя некоторое время Экономический суд выносит решение о передаче всего имущества предприятия Liga-2 Молдиндконбанку. Сумма требований банка за невозвращенный кредит - около 47,5 млн леев!
 
На вопрос Белякову: «Зачем ты брал средства, когда у тебя ежемесячно, начиная с конца 2007-го и до конца 2009-го, было на счету в банке RIETUM около 1 млн долл.?», - ответа не последовало.
 
Скандал стремительно обрастал новыми деталями и набирал размах. Адвокаты Белитченко приходят к выводу, что Белякову попросту дали карт-бланш на завладение имуществом и средствами компаньона и австрийских инвесторов.
 
Факты в минус
 
В 2010 году, наконец, заканчивается независимый и беспристрастный аудит. Его результаты свидетельствуют: на строительство завода по изготовлению гофробалки истрачено всего 5,8 млн долл., а остальные деньги… пропали.
 
Куда они делись, беспокоит, прежде всего, Белитченко. Ведь это его собственные средства, а также вложения его западных партнеров. Вся сумма была перечислена в страну совершенно официально - через счета Национального банка Молдовы.
 
Аудиторы установили невообразимые траты, произведенные Беляковым. Например, часть денег была израсходована на закупку такого количества металла, которого бы заводу хватило на 10 лет беспрерывной работы.
 
Или другой пример. Некое лицо фигурирует в документах, как продавшее компании Белякова гигантское количество макулатуры на значительную сумму. Спустя некоторое время к этому гражданину приходит налоговая инспекция с требованием выплаты налога с полученных доходов. Гражданин в недоумении…Оказывается, в момент заключения сделки, которую якобы с ним проводил Беляков, он находился в Италии (причем последние пять лет!) и тому есть подтверждающие документы… Но это цветочки.
 
Белитченко становится ясно, что он попал в лапы дельцов, которые связаны со структурами на международном уровне и при поддержке коррумпированных чиновников в стране занимаются планомерным (и главное безнаказанным!) разорением предприятий в счет несуществующих долгов и выводом капиталов. Вот какие доводы привел Анатолий Константинович в подтверждение.
 
Как только началась проверка отчетности предприятий и исковых ходатайств в судах, следователи ЦБЭПК возбудили против него сразу четыре уголовных дела по разным статьям. Кроме того, сотрудники ЦБЭПК неоднократно появлялись тогда, когда акционеры предприятий пытались провести совершенно законные действия – собрать акционеров и вынести решения, к примеру, выбрать директора или решить иные вопросы. Таких эпизодов было, по словам Белитченко, не менее шести.
 
Страсти по закону
 
«Это беспрецедентное вмешательство в административную и хозяйственную деятельность экономического агента», - полагает Анатолий Белитченко. В то же время подтверждает: несмотря на оказываемое на него давление, он не прячется. ЦБПЭК его не трогает, дела не расследуются, потому что поводы к их возбуждению надуманы.
 
К слову, именно в ЦБЭПК прослеживается еще одна «вертикаль влияния». Один из руководителей управления уголовных расследований Центра - фин (по молдавским обычаям близкое родство!) упоминавшегося генерала Межинского. Иначе чем объяснить не только крайне странное поведение сотрудников одного из самых засекреченных силовых ведомств в стране, но и ответ на запрос адвокатов Белитченко по поводу необходимости проверки платежей Mesten Invest.
 
Поясним, в Молдове, согласно закону «Об отмывании денег и противодействию терроризму», все сделки, превышающие 500 тыс. леев должны проводиться в «особом порядке», то есть должно быть изучено их происхождение, установлены отправители и получатели, зафиксирован характер сделки. Но в отношении Mesten Invest «особый порядок» соблюден не был. На это и обратил внимание ЦБЭПК бизнесмен. Полученный ответ его обескуражил. В нем говорится, что «поскольку не получено никаких претензий от зарубежного партнера, то и расследоваться ничего не будет…».
 
«Налицо практика двойных стандартов. В страну 1,5 месяца входит и выходит (оборот всего 24 часа!) сумма в 4,3 млн долл., а наше самое «антикоррупционное» ведомство и ухом не ведет. Почему же? А потому, что средства уходили через «правильный» банк, а организовано это было для нужного человека – Белякова. Круг, как видите, замкнулся», - говорит Анатолий Белитченко.
 
2012 год не принес пока никаких радикальных подвижек в тяжбе «Белитченко-Беляков», но вселил слабую, едва приметную надежду, которая появилась после недавних высказываний премьер-министра Владимира Филата, обрушившегося как на экономические (теперь торговые!) суды страны, так и на конкретных чиновников. Не секрет, что многие из них втянуты в разыгрываемые как по нотам партии «по отъему и уводу собственности» - таков общий итог речи премьера. Сейчас, когда вероятность распада правящего альянса в результате весьма возможного объявления досрочных парламентских выборов почти достигла точки превращения в реальность, госслужащие пытаются лихорадочно легализовать украденные их нечистоплотными партнерами средства или хотя бы спрятать их понадежнее. Слишком высока ставка. Не факт, что новая власть будет занимать такую же нейтральную позицию, которую демонстрировала либерально-демократическая коалиция. А может и того хуже - посадят, как в соседней Украине экс-главу кабинета министров. Было бы за что…А грехи имеются.
 
Алексей Прокопьев

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    tara talharilor si a potlogarilor si asta da ce face cel sarman care are o liafa mizera , cum el sa se apare de asa sistem , daca cel cu milioane de dolari nu poate...mafia silna.