Богдан Цырдя: «...Как в позднем Средневековье»
15.10.2013
Беседа с политологом о системе молдавской власти. Информация может вызывать сомнение, но это первое приближение – об этом мало кто говорит и пишет.
- Богдан, что представляет собой молдавская политическая и экономическая система?
- Сегодня главным элементом молдавской политической системы безусловно являются олигархические кланы. Кланы представляют собой закрытые теневые группы бизнесменов, политиков, бюрократов, работников правоохранительных органов, иногда представителей организованной преступности, объединённых общими деловыми интересами и неформальными отношениями. В границах клана неформальные внутригрупповые нормы и правила поведения играют более существенную роль, чем формальные законы, и несоблюдение первых карается гораздо более серьёзно, чем нарушение вторых. Партии являются лишь проекциями кланов, имеющие свои ответвления во многих партиях, госструктурах, профсоюзах и корпорациях.
Основой клана являются скорее патронажно-клиентарные и экономические, чем кровнородственные отношения. Не следует преувеличивать роль кумовьёв, посажёных отцов, крестников в политическом процессе, тем не менее, система власти и доступа к «ренте» в Молдове основана на принципах землячества, кумовства, патронажно-клиентарных и кровно-родственных связях. О конкуренции и меритократии, за редкими исключениями, не может быть и речи. Следовательно, кланы и кумовской капитализм являются серьёзным препятствием на пути построения свободной рыночной экономики и либеральной демократии.
Сложившейся в Молдове феномен «кумовского капитализма» является продуктом процесса демодернизации страны, отката в группу развивающихся стран.
- Богдан, кто-то кроме Вас занимается этой темой? Почему этим занимаетесь Вы?
- Этой темой частично занимаются экономические эксперты, Виктор Чобану, Георге Костандаке, о ней говорят аналитики Николай Киртоакэ и Алексей Тулбуре. Я занимаюсь этой темой, потому что она мне интересна. И наверное потому, что большинство аналитиков упорно её избегают.
- Можете в общих чертах описать главные молдавские кланы и их эволюцию?
Рентген кланов вещь сложная, между ними существуют десятки нитей. К тому же, нередко мелкие кланы сращиваются с более крупными. Особенно трудно проследить процесс на местах, где местные бароны создают настоящие закрытые сообщества.
В Молдове говорят о политических и экономических кланах. Но процесс стал набирать обороты в юстиции и даже в церкви, где главные механизмы принятия решений концентрируется в руках узкой, сплочённой группы лиц.
В 90-х годах журналисты говорили о кланах Лучинского и Снегура, а также Рошки и Матея, но со временем они ослабли, и после 1998 заговорили о кланах Стурзы-Дьякова, Лучинского-Брагиша и «Семье Воронина». После 2009 политический процесс контролируется кланами и бизнес-группировками Плахотнюка, Стати (через ЛДПМ и ЛПМ), Воронина, в меньшей степени людьми Шора и Стурзы.
Рассмотрим, к примеру, самый мощный на сегодняшний день клан Влада Плахотнюка. Его фин (крестник) Адриан Канду, депутат от ДПМ, был назначен в 2013 вице-спикером парламента, другой фин – Дорин Дамир – руководит федерацией К-1 в Молдове. Раиса Апольски, депутат ДПМ - посаженая мать Плахотнюка, стала главой юридической комиссии. Спикером назначен близкий к Плахотнюку Игорь Корман, назначенный в 2004 году неким загадочным образом послом в Германии. Советник Плахотнюка – Моника Бабук – стала министром культуры. В. Ботнарь, менеджер в Виктория Банк, а также в Nobil Air, принадлежащем Плахотнюку, стал министром транспорта. Кстати, он же является посаженным отцом (нанашом) Даниелы Гумы, дочери мультимилионера Валерия Гумы, депутата от ДПМ. Павел Филип, министр информационных технологий, директор „Tutun CTC” и фабрики „Bucuria”, является давним бизнес-партнером Плахотнюка. Только Валентина Булига, как человек Дьякова, не является частью системы. Или уже является?
Директорм Нацбанка стал Дорин Драгуцан, работавший как и Адриан Канду, в Price Waterhouse Coopers.
Есть у клана свои ответвления в юстиции. Связь с бывшим генпрокурором Валериу Зубко поддерживалась через его деверя, администратора фирмы Плахотнюка «Finpar Invest» Геннадия Сажина. Новый прокурор, Корнелиу Гурин, является сыном судьи апелляционной палаты Василия Гурина, председатель которой, Ион Плешка, взял кредит в 5 млн лей в Виктория-банке. Председатель ВСП, Михай Поалелунжь, открыл депозит в несколько млн лей в том же банке. Директор ЦБЭПК (НАЦ) Виорел Кетрару, является сыном вице-председателя районного совета Хынчешть от ДПМ Анатолия Кетратру, который недавно отказался от должности депутата. http://www.inprofunzime.md/stiri/politic/tatal-lui-viorel-chetraru-refuza-fotoliul-de-deputat.htmlБогдан Зумбряну, один из начальников ЦБЭПК, является фином Валентина Межинского, экс-министра МВД и главы ЦБЭПК. Сам Межинский является руководителем фирмы по безопасности Аргус, принадлежащий тому же Плахотнюку. Даже муниципальный прокурор – Ион Дьяков, и тот является братом Дмитрия Дьякова (двоюродный брат Дьякова, Михаил - совладелец сети магазинов «Metro» в Молдове).
И это только верхушка айсберга…
Есть свои рычаги у клана Анатолия Стати, который контролирует несколько министров в правительстве - Юрие Лянкэ прежде был вице-председателем Аскома, а Евгений Карпов, министр реинтеграции, и экс-министр транспорта Анатол Шалару – бывшие начальники департаментов Аском-групп. Кстати, Василе Урсу, бывший ио мэра и министр от ПКРМ, так же был представителем Аскома. Старшая дочь Дмитрия Дьякова, Натальявышла замуж за одного из самых богатых деловых людей страныГабриела Стати, сына Анатолия Стати, они разведены, но деловые связи сохранили. Она же владеет целым рядом элитных ресторанов.
- И эти кланы контролируют молдавский бизнесс?
- Тут все непросто.Возьмём к примеру банковский сектор. Плахотнюк контролирует Виктория Банк. Его бизнес-партнер Вячеслав Платон - Молдинкомбанк и, похоже, частично МолдоваАгроиндбанк. Илан Шор - Banca Socială и Unibank. Ренато Усатый, также бизнес-партнер - Универсал Банк. Олег Воронин, некогда имевший совместный бизнес с Плахотнюком – Финкомбанк. Кстати, председателем совета директоров некогда был Ион Стурза. Таким образом, люди Плахотнюка взяли под контроль весь банковский сектор, в том числе и БЕМ.
Рынок страхования контролируется ещё жёстче. Почти 80% рынка контролируются фирмами Moldasig, Asito и Victoria-Asigurări, которые, как считается, принадлежат Владу Плахотнюку и Вячеславу Платону. Недавно право на выдачу полиса „Cartea Verde” получила и Klassika-Asigurări, которая принадлежит Илану Шору. Попытка Минфина ограничить этим летом стоимость „Cartea Verde”с 64 до 41 евро провалились. Эти компании обратились в суд и выиграли процесс. Напомню, что только в 2012, они получили около 200 млн лей от продажи „Cartea Verde”.
На рынке нефти и ГСМ похожая ситуация. Плахотнюк контролирует Петром; Стурза
владел акциями (некоторые утверждают что и сегодня владеет) в РомПетрол, Гимпу – в Парстаре (5-6й импортер ГСМ в стране), Мариан Лупу имеет интересы в Бемоле, Стати –владелец Аском – групп. Николай Черный был руководителем в Лукойле (возможно, акционер), а министр финансов Арапу был топ-менеджером Лукойл в Румынии с 2000 по 2013 годах (он же – нанаш Иона Стурза). Кстати, интересами Стати и Плахотнюка объясняется недавний визит президента Туркмении в Молдову…
- Олигархические структуры пересекаются между собой?
- Безусловно. Иногда, для обеспечения стабильности связей, люди работавшие в корпорации одного олигарха, ставятся руководителями в корпорации другого.
К примеру, главой Ассоциации деловых людей Молдовы господина Плахотнюка (AOAM), была назначена Кристина Балан, которая работала в Аскоме (Анатолий Стати).
Виорел Мельник, который работал с Плахотнюком, является председателем совета директоров Унибанк (Илан Шор). Акциями БЕМ завладела недавно фирма „Sisteme Informationale Integrate”, дочернее предприятие российской «Constanta» ООО. Однако, сама «Constanta» ООО является ответвлением британского оффшора «Daniell Invest» - речь идёт о матрёшке из разных фирм, чьи следы теряются в оффошорах, близких к Плахотнюку и Шору. Менеджером «Constanta» ООО является Яна Михайловна Гайдачук, которая является менеджером фирмы Victoria Trade Илана Шора. Британский оффшор «Daniell Invest» находится по тому же адресу что и другой оффшор –«Introstyle Solutions», владеющий телеканалом Publika TV (то есть компанией „Ştiri Media TV»), находящимся под контролем Плахотнюка.
Таким образом, олигархи работают рука в руку …
- А что Вы можете сказать о Филате и Воронине?
- Клан Воронина называли раньше «Семьей», а самого Воронина –«Папой». Надо признать, что Воронин никогда не делал акцент на кровно-родственных связях. Вокруг клана одно время появилась группировка «охотников» (2005-2007), потом «детей президента» (речь идет о министрах-технократах и некоторых бизнесменах позже покинувших Воронина). Кроме Олега Воронина, близок к семье был и Плахотнюк, Лункашу, Киловатый, Шор, Рейдман, Пинчевский и т.д. Но степень близости была разной. Иногда и представители «Семьи» страдали от гнева «Папы». Когда ПКРМ ушла в оппозицию, большинство олигархов и бизнесменов разбежалось. Оно и понятно, крупному бизнесу нужна протекция власти, в противном случае, он быстро превращается в малый бизнес. Вернутся коммунисты к власти - эти люди опять станут искать у них протекции. Больнее всего ударил по Воронину Плахотнюк, в отличие от остальных бизнесменов, он многим лично обязан Воронину.
Является ли Воронин олигархом? По моему мнению - нет. Он выходец из партийной номенклатуры и силовых структур. Олег Воронин – да. При этом богатства Воронина-младшего сильно преувеличенны, как и его участие во многих схемах. Большинство активов, которые приписывались Олегу Воронину, принадлежат другим. Потеряв власть, он потерял многое.
О Филате. Я не уверен, что Филат смог построить собственный клан. В кресле премьера Филат просидел чуть более трёх лет при нестабильном парламентском большинстве, крепкой оппозиции, саботаже и блокировании власти изнутри. Филат не является миллиардером, что бы там не говорили, не владеет собственными, повторюсь, собственными СМИ. Теперь Филату предстоит нелёгкая борьба за удержание лидерства в партии, олигархи уже оказывают давление на Лянкэ и на некоторых депутатов…
Скорее всего, можно говорить о группе или клане ЛДПМ. Здесь есть представители кланов Снегура (Наталья Герман, Артур Герман), Лучинского (Кирилл Лучинский), Урекяна, Стати, Дьякова, и так далее. ЛДПМ является проекцией самых могущественных бизнес-групп страны, которые при наличии воли и серьёзной мобилизации могут раздавить кого угодно. Но ЛДПМ сделал ряд ошибок (сдача генеральной прокуратуры, ЦБЭПК, СИБ), потеря Минэкономики и контрольных структур и регуляторов рынка (Совет по конкуренции, Нацбанк, НАРЭ) а также КСТР. Все это сказывается на силе данной структуры, которая переживает нелёгкие времена.
- Богдан, могут ли эти люди действовать иначе, или их к этому толкает ситуация?
- Их к этому толкают собственные интересы, а также объективная реальность, играющая им на руку (бедность, демодернизация страны и откат в неофеодализм - деиндустриализация, дешколяризация, деурбанизация, появление кланов и жестких социальных иерархий), исчезновение гражданина, который не только интересуется политикой, но и влияет на политический процесс. Беспредел олигархов и местных баронов вселил во многих страх, народ превратился в серую массу, страна – в ООО, а граждане в запуганных люмпенов, думающих лишь о том, как выжить.
- Возможно ли изменение ситуации, или клановость и коррупция носят системный характер для рыночного общества? Или же это какой-то этап, или особенность молдавского общества?
- Конечно, это некий этап. Мы прошли через фазу демодернизации общества в 1990-2000. Потом, по некоторым сегментам, демодернизация была приостановленна, осуществляются попытки модернизации законодательства, институтов власти, некоторых сегментов экономики и быта. Поднимаются новостройки. Развиваются IT технологии. Страна покрыта на 105% мобильной и интернет связью. Однако, одновременно, укрепляется и неофеодализм, то есть кланы, местные бароны, торговля людьми, теневая экономика (по разным оценкам, до 55% от ВВП), преобладание сельского населения, патриархальность, всевозможные секты и мистические течения, территориальная раздробленность и неподконтрольность районов центру. Растёт коррупция, преступность, смертность, алкоголизм, болезни (свыше 60% страдают хроническими заболеваниями). Зашаталась семья (свыше 50% разводов в первые 5 лет брака), упала рождаемость.
Почти 13 лет (с перерывом в 2009 и в 2012) в Молдове фиксируется экономический рост. Но он не приводит к созданию рабочих мест. Наоборот – они сокращаются. Миллион граждан за границей, денежные трансферты составляют от 25 до 30% ВВП. Импорт превосходит экспорт приблизительно в 2,5 раз. Вот такая экономика. Мы перешли от экономики плановой к экономике клановой. Все прибыльные сегменты рынка монополизированы, как и в позднем Средневековье. Все контролируют кланы, захватившие государство. Тоже самое и в политике. Одним словом, у нас нигде нет нормальной конкуренции, а есть лишь конкуренция кланов. А значит, нет прогресса и развития.
- Что должно произойти, чтобы ситуация изменилась? Что можно сделать?
- Нужно разрушить монополии, разбить кланы. Для этого следует изменить закон о конфликте интересов, внедрить такие понятия как «кум», «нанаш», «фин»! и т.д. Принять закон о финансирований партий. Пересмотреть кодекс об Аудиовизуале. Реорганизовать и расширить прерогативы НАРЭ, Агентства по защите конкуренции, Агентства по защите потребителей, Счётной палаты и Комиссии по этике (CNI ). Для меня является дикостью тот факт, что бюджет НАРЭ формируется из процента от прибылей энергетических предприятий! Одним словом, НАРЭ фактически главный лоббист крупных монополий. Нужно максимально обновить политические элиты, внедрив принципы прямой демократии, по типу американской модели (избрание президента, генпрокурора, магистратов народом). Необходима серьёзная и ускоренная, может быть даже и полуавторитарная модернизация системы, жёсткие структурные реформы в экономике и юстиции, постоянный поиск новых рынков сбыта товаров, с удержанием старых. Необходимо внедрить курсы по гражданскому воспитанию и патриотизму. Только так можно создать Гражданина. Возможно, нужен новый общественный договор (конституция), в которой чётко следовало бы прописать национальную основу страны, которая основана на гражданских принципах. Это придаст новую легитимность системы, создаст демократическую гражданскую нацию.
- Чтобы делать то, что Вы предлагаете, нужна политическая воля, откуда она возьмётся?
- Воля, как говорил Ницше, это высшее проявление духа. Особенно воля к власти, которая свойственна сверхлюдям или сверхчеловеку. Обычным же воришкам и компрадорам воля не свойственна.
Я вижу три пути решения данного вопроса. Нередко жёсткие реформы/модернизацию проводит просвещённый лидер, иногда – диктатор: Пётр I, Бисмарк, Дэн Сяопин и так далее. Но сегодня таковых в Молдове нет. Немногие люди, способные к великим свершениям, не допускаются к власти.
Важным проводником модернизации являются элиты. Если элиты не в состоянии проводить модернизацию, их могут просто-напросто смести, путём выборов или народной, повторяю, народной революции. Тогда на их место придут контр-элиты, которые формируются в недрах общества. Но сегодня многие граждане страны разочарованны элитами. Другие боятся. Третьи устали. А большая часть хочет, чтобы кто-то другой за них решал их проблемы.
Третий вариант – это внешнее управление. Вступаем в ЕС или в Таможенный Союз, и тогда нами занимаются немцы или русские. И похоже на то, что народ все больше начинает думать о третьем варианте. Это, к сожалению, очень плохо, ибо говорит о полной деградации национального духа. Ведь сказано: народ торгующий суверенитетом, не имеет право на существование…
- Богдан, когда Вы говорите об этом, не рискуете ли Вы своей безопасностью?
- Прессинг есть. Выдавили из Академии наук. Потом из двух газет пришлось уйти. В 2012, на сенате педагогического университета, обвинили в том, что получаю зарплату из кассы ПКРМ, позоря тем самым «престижный университет». Пришлось на год взять академический отпуск. В интернет-пространстве создали мне 2 фальшивых блога, в том числе и аккаунт в фейсбуке. Дважды закрывал, все равно открывают от моего имени. Были и угрозы, через смс, интернет. В июне 2013 прошёл через судебный процесс с судьёй Конституционного Суда Виктором Попа, назначенцем ЛПМ. Не говорю о бытовых «наездах», когда просто набрасываются с кулаками. И многое другое…
Но это издержки производства. Как говорил мой дед, в жизни все просто: или ты на коне, или под конём. Всем не угодишь, как ни старайся. Поэтому, каждое падение, это повод для того чтобы подняться, а каждое поражение – стимул для новых побед. Правда, семью напрягает все это. Но моя философия в этом плане предельно проста: лучше прожить день орлом …
Беседовал Олег Краснов
Новости по теме
- Сегодня, 16:03
- Сегодня, 14:54
- Сегодня, 11:23
- Сегодня, 10:55
- Сегодня, 10:37
- Сегодня, 10:34
- Сегодня, 06:00
- Сегодня, 06:00
- Вчера, 16:47
- Вчера, 16:44
Комментарии (7) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 16:03
- Сегодня, 14:54
- Сегодня, 11:23
- Сегодня, 10:55
- Сегодня, 10:37
- Сегодня, 10:34
- Сегодня, 06:00
- Сегодня, 06:00
- Вчера, 16:47
- Вчера, 16:44
Молодец Богдан, удачи Привет из Казахстана
Жалко что таких как Богдан очень мало И почему к власти поподают другие , которых противно даже слушать. Богдан желаю здоровья и сил быть сильнее и пережить кашмарное время мудро
Творцы и публикаторы прекрасно понимали с самого начала , что "информация может вызвать сомнение", но они не правы в том,что "об этом мало кто говорит и пишет". Вся сегодняшняя периодическая печать и электронные средства только тем и заняты , что демонстрируют преданность ее величеству сплетни, предав забвению главное призванию - поиск выхода из создавшегося коллапса. Еще печальнее то , что активными разносчиками этой чумы выступают посредственные перебежчики и просто люди безнравственные.Если Цырдя действительно печется о страдании страны , то куда приличнее было бы искать людей порядочных , а не тратить время и силы на изобличение отребья.Из памяти общества еще не выветрились "успехи" труда НФМ - "Черная книга коррупции". Что касается автора публикации , то возникает вопрос: не намерен ли он устроить подобное же интервью с Олегом Талмазаном?
Полезная информация для народа, хотя сегодня в Молдове нельзя доверять никому, кроме самого народа.
Богдан, Вы уважаемы многими . Успехов и стойкости , и не дня , но многих лет - орлом
Vseo dohodcivo,poneatno,o filate mojno rasskazati gorazdo bolise,potomu cto esti misli cto platit vam zarplatu filat.A tak RESPEKT
Богдан Мы с тобой,удачи тебе настоящий ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ МОЛДОВЫ