Политика

Борьба премьера за центр доски

06.10.2010
{Борьба премьера за центр доски} Молдавские Ведомости
Михай Гимпу привил молдавской политике особый, доселе несвойственный ей домашний стиль ведения дискуссии по важным вопросам развития демократии. Коммунисты все больше рассчитывают на талант своего бессменного и несравненного главного идеолога. Но прожженности им не хватает, да и совок порою прорывается, хоть тресни. Можно захлебнуться дифирамбами, расписывая прелести проекта ПКРМ, насчет страны сорока городов (проект коммунистов предусматривает куда более разнузданную задачу, чем евроинтеграция — цель проекта состоит в том, чтобы в каждом районе республики возникло по Кишиневу, и тогда наступит счастье). Но даже такой воин, как Марк Ткачук выходит на поле почти один. Зато Владимир Филат показал, как делается политический проект. ЛДПМ привлекает пиарщиков-тяжеловесов евроуровня и денег на самом деле не особо считает.
 
На значимом событии — развале Альянса - оттопталась уже и пресса, и составные части АЕИ. Коллеги по-детски обижены, словно не было 7 апреля. И все же — жаль, что команда распалась. Просто потому, что в команде оно взвешенней, демократичней, а в конечном итоге — умнее. Они будут долгие годы вспоминать 2010-й, и как они рулили в первый раз. Рулили, используя разные приемы политической борьбы, учась на собственных ошибках и на ошибках партнеров, немедля их используя, или наоборот, упуская заведомо выигрышный шанс. Всё: они теперь соперники, и былая энергичная команда премьера-технократа больше не существует.
 
Филат не сможет оказать поддержку своему министру экономики Валерию Лазэру, который стал противником из Демократической партии, а это значит, что в экономике будут нарастать нервозные ожидания. Почти два года инвесторы раздраженно говорят о том, что они вынуждены продолжать ждать. И что нужна стабильность. Политическим самоубийцей станет тот, кто попытается пробойкотировать избрание президента в третий раз. Ломались по разу обе противоборствующие стороны, но этот раунд — решающий.
 
Коалиция, конечно, какая-нибудь будет. И фантазировать не возбраняется, не исключен и вариант связки ПКРМ-ЛДПМ. Что бы там не говорили Владимир Воронин и Владимир Филат. Феномен Либерально-демократической партии — не в деньгах, а в технологиях, не в идеологии, а в проводниках ее. Вспомним, как все начиналось.
 
Филат прислал открыточку с пасхальным поздравлением народу еще в 2007-м, перед местными выборами, на которых он баллотировался в примары Кишинева по спискам Демократической партии, в связке с Дмитрием Дьяковым. Тогда - после открытки - Владимиров перепутали; Филата, соответственно, с митрополитом, но все равно было приятно. Тем более, что Юрий Рошка посылал черно-красные газетные поздравления на несвежей бумаге, а Владимир Васильевич потратился на глянцевую цветную печать, все, как полагается, с текстом, с подписью, с яйцами — Пасха же.
 
Затем Филат покинул фракцию ДПМ. Дьяков выказывал сильное недовольство — похоже, на самом деле не ожидал такого поступка со стороны своего партийного заместителя. А экс-коллега по Демократической партии и одноименной фракции Валерий Гума в 2007-м вообще не верил в будущее либеральных демократов. От комментариев по поводу ухода Филата отказался и заявил буквально следующее: «Тадеуш, ну неужели ж тебя этот вопрос действительно волнует? У нас тут законопроект есть важный и интересный, давай про него лучше поговорим». Посчитал, таким образом, что Филат, выйдя из Демпартии, прогадал, и бюджет не позволит раскрутиться, и харизмы/дыхалки не хватит.
 
Хватило всего и сполна, и в преддверии выборов Владимир Филат пока не выглядит особо уставшим. При нем  почти двадцатичетырехчасовая рабочая смена, которая, конечно, перемежается кофе, обедом и дежурным дипломатическим суржиком на встречах с послами. Но! Должное отдать необходимо: немного людей в этой стране за последний год работали столько, сколько Филат. Его партнер по нежданному трону, лидер Либеральной партии, все же больше театральничал. Указы против коммуняк — это не законы, это тебе не сто шестая прим Конституции и удар под дых всем политическим соперникам!
 
Именно с ее помощью Филат обошел парламент, коалицию, коммунистов и собственный кабинет министров. «Принял на себя ответственность», внес поправки в бюджет под угрозой объявления вотума недоверия. Но на вотум никто не осмелился. Конституция РМ всего на год старше моей журналистской карьеры, но эта поправка — ст. 106 (1), внесенная в Основной закон в 2000-м году, как-то прошла стороной. Впрочем, с тех пор она не использовалась ни разу. У Филата точно работают хорошие юристы, и сам он — вполне с западным складом ума лойер, а про тех американцы рассказывают массу анекдотов из жизни. Анекдоты о председателе ЛДПМ тоже сочиняют — Интернет в помощь, поговорки придумывают (как с гуся вода, так контрабанда с премьера), прозвищами награждают — филатропом звали, Понтием Филатом, а вот Мариан Лупу поименовал чудным румынским словом «şmecher» – что-то вроде «трюкача».
 
Политологи осторожно предсказывают, что если дать либеральным демократам волю – станут они второй «Единой Россией» во главе с национальным лидером. Авторитарность в ЛДПМ присутствует, но все же больше прагматичная, европейски-ориентированная. И хотя Филат, как и Путин, носит часы на правой руке, вряд ли корректно сравнивать обоих – прежде всего потому, что опыта публичной политической борьбы у Путина нет. К либеральным демократам сейчас бегут ректоры, врачи, спортсмены, политики, разочаровавшиеся в своих партиях, депутаты первого парламента…
 
Строится партия власти, а что вы хотите?
Зато в Молдове нет нефти и топливно-энергетических соблазнов, и он вполне может быть — или может оказаться обычным (настоящим) патриотом нашей непростой родины.
 
Ввиду де-юре начавшейся предвыборной кампании я поостерегусь утвердительных заклинаний, но это не была политическая реклама.
 
К тому же, вдруг народ позовут на новый референдум с вопросом: «Не против ли вы того, чтобы Филат наконец стал президентом?» И двумя ответами – «Да, не против» и «Нет, не против».
Тадеуш Барбэалбэ

Комментарии (6) Добавить комментарии