Политика

Черный день остается белым пятном

06.04.2011
{Черный день остается белым пятном} Молдавские Ведомости
 
Наименее тенденциозная версия событий 7 апреля выглядит так.
 
Через два дня после парламентских выборов, 5 апреля 2009 г., около 15 тысяч человек собралось на центральной площади, требуя отставки правительства. Акция протеста началась митингом 6 апреля и переросла в массовое проявление недовольства.
 
Вскоре ситуация вышла из-под контроля. Митингующие начали громить и поджигать здания парламента и администрации президента. Власти не препятствовали этому и применили силу лишь в ночь с 7 на 8 апреля. 
 
Западная пресса окрестила это движение «твиттер-революцией», а коммунисты назвали происходящее «румынской провокацией». Лидеры находившихся тогда в оппозиции Либерально-демократической партии, Либеральной партии и Альянса «Наша Молдова» заявляли, что коммунистические власти с помощью спецслужб и провокаторов сами организовали беспорядки в Кишиневе для того, чтобы начать репрессии против своих оппонентов.
 
Твиттер-революция
 
Этот термин с легкой руки ученого из Стэнфордского университета Евгения Морозова подхватили многие западные и отечественные издания. Согласно версии о «твиттер-революции» молодежь собралась на площади и координировала свои действия благодаря интернет-сервису Twitter.
 
Факты, однако, ставят под сомнение эту версию. Например, на площади 7 апреля было 10-15 тысяч человек, в то время как по подсчетам Этана Цукермана из Центра по изучению Интернета и общества при Гарвардском университете, сообщениями, в которых упоминалась площадь Великого Национального Собрания, через Twitter обменивались 900 человек. Из них только 200 – непосредственно из Молдовы, утверждает Э. Цукерман.
 
Достоверно известно также, что днем 7 апреля на некоторое время был отключен доступ к Интернету. По крайней мере для части кишиневцев.
 
«Твиттер-революция в Молдове оказалась в полной заднице, и поэтому теперь там пытаются расколоть правящих коммунистов», - написал чуть позже немецкий журналист и писатель, автор книг о балканских странах, Юрген Эльзессер.
 
Румыно-русско-сербская интервенция
 
Версия, которую предложили вскоре после погромов 7 апреля коммунисты, заключалась в том, что произошла попытка «государственного переворота». В его организации тогдашний президент Владимир Воронин обвинил Румынию.
 
Позже к списку стран, обвиняемых Ворониным в «заговоре против Молдовы», добавились Сербия и США. 13 апреля 2009 года в интервью испанскому изданию El Pais Владимир Воронин обвинил эти страны в причастности к организации политического кризиса в Кишиневе. Он заявил, что помимо агентов спецслужб Румынии в координации событий 7 апреля в Кишиневе участвовали девять человек из Сербии. Один из упомянутых «сербов», по его словам, имел документы «одной североамериканской организации».
 
15 июля В.Воронин развил тему причастности уже России к апрельским погромам. В частности он заявил, что за событиями 7 апреля в Кишиневе стоит связанная с Россией «международная мафия». Лидер ПКРМ дал понять, что один из руководителей этой «преступной группировки» – экс-министр обороны Молдовы Валерий Пасат, у которого есть связи с Анатолием Чубайсом (на тот момент — главы РАО ЕЭС). «У них вопросы и к большим странам. Но на маленькой Молдове они тренируются, организуя, в частности, то, что произошло 7 апреля», - отметил В. Воронин два года назад.
 
Интересно, что предположение В. Воронина об обкатке революции на Молдове перекликается с появившейся на днях версией ХДНП о том, что именно революцию в Ливии и других североафриканских странах отрабатывали на Молдове некие спецслужбы. Публицист христиан-демократ Михаил Лупашко считает, что сценарий и технологии арабских «революций» были опробованы на практике в Кишиневе 7 апреля 2009 года. «Была бы в Молдове нефть или какой-нибудь уран с молибденом <...> и парламент бы сожгли и еще там кого-нибудь разбомбили, под предлогом уничтожения диктатуры», - пишет Михаил Лупашко.
 
Впрочем, две недели назад бессменный глава ПКРМ сформулировал версию партии уже несколько иным образом. Теперь он считает, что это тогдашняя оппозиция, «предвидя свое очевидное поражение», неделю загодя «подготовила людей к выходу на улицу» и «путем провокации обвинила власти в фальсификации выборов».
 
Сегодня кроме первых лиц Партии коммунистов эту версию поддерживают и некоторые наблюдатели. «Беспорядки были тщательно спланированы, четко организованы, отрепетированы и классически проведены по методологии соответствующих спецслужб конкретного заинтересованного государства», - считает аналитик и публицист Игорь Танин. По его словам, целью интервенции было «опрокинуть власть коммунистов и установить про румынский режим», а также «разрушить Молдову, как самостоятельное государство, поглотить его Румынией».
 
И. Танин видит несколько этапов, с помощью которых предстояло осуществить эту конечную цель: «любыми путями свергнуть действующую легитимную власть ПКРМ в Молдове»; «назначить прорумынскую, марионеточную власть в Молдове»; «политически расшатать наше независимое нейтральное государство, подталкивать его в военный блок НАТО, усугубить социальные проблемы в стране, разжечь межнациональную рознь, ввести хаос и коллапс в экономическую жизнь государства»; «разворовать молдавскую государственную собственность в свой румынский карман под видом «приватизации»; и «осуществить аншлюс территории независимой Молдовы <...> с целью создания «Великой Румынии».
 
Второй поджог Рейхстага
 
К совершенно иному выводу пришли члены Совета гражданского общества, которые провели собственное расследование по горячим следам. Погромы зданий парламента и администрации президента были организованы самой Партией коммунистов, объяснил один из членов Совета Федор Галич. Такой вывод он сделал на основании личных встреч с Марианом Лупу, Василием Тарлевым, Владимиром Цурканом, Серафимом Урекяном и Владимиром Филатом.
 
По словам Ф. Галича, самым шокирующим был разговор с М. Лупу, который сказал, что со стороны властей присутствовала «коммерческая заинтересованность в разгроме административных зданий». «Лупу сказал, что произошедшее 7 апреля – не политический, а экономический акт. По его мнению, речь не может идти о государственном перевороте, так как он делается по классической схеме с захватом зданий ТВ и правительства. Он также выразил сомнение в оправданности огромных расходов на капитальный ремонт парламента и резиденции президента. Лупу говорит, что договоры на поставку материалов и оборудования заключались заранее за пределами республики. Он сообщил, что из окон своего кабинета видел, как несколько групп человек провоцировали молодежь на акты вандализма», - сказал Ф. Гелич.

Василий Тарлев в свою очередь заявил Совету гражданского общества, что «с разгромом бухгалтерии и архива были ликвидированы следы финансовых преступлений, а потом все это списали на мародеров».
 
Правда через 20 лет
 
Пока внутри страны звучат обвинения о причастности сильных мира сего к событиям 7 апреля, зарубежные обозреватели смотрят на ситуацию проще.
«Было бы серьезной ошибкой считать Бухарест или Москву виновниками недавних событий в Молдавии или рассматривать ситуацию как очередной эпизод конфронтации между Западом и Востоком. Акции протеста по большей части были спонтанными. Эти протесты отразили возрастающее недовольство и разочарование – особенно среди молодежи – по итогам почти десятилетнего правления коммунистов». Так считает профессор стратегии национальной безопасности в Национальном военном колледже и дважды глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл.

Румынский военный аналитик, полковник в отставке доктор Ион Петреску считает, что в погромах замешаны сегодняшние герои молдавской политической сцены. Полковник оценил со стратегической точки зрения поведение Серафима Урекяна, Владимира Филата и Дорина Киртоакэ во время их встречи с Владимиром Ворониным и Марианом Лупу в Доме правительства 7 апреля. Встречу снял на камеру оператор портала Jurnal.md. «Для любого наблюдателя ясно, что дела уже были сделаны — в другом месте, по другим каналам, а сами переговоры были сняты на камеру для успокоения толпы», - прокомментирвал Петреску запись.
 
Разобраться в ситуации пытались три парламентских комиссии. Расследование ведет и Генпрокуратура. Итог удручающий - кучка несвязанных между собой уголовных дел, отсутствие политической воли разрешить проблему авторства событий 7 апреля и проект памятника жертвам погромов. К слову, сам памятник будет стоить казне 120 тыс. евро.
 
«Существует определенная доза риска, что мы никогда не узнаем правду. Прошло два года. Но после декабрьских событий 1989 в Бухаресте прошло еще больше времени. 20 лет спустя не думаю, чтобы что-то разъяснилось. И я не хотел бы, чтобы в Республике Молдова повторилась то же самое», - рассуждает спикер парламента Мариан Лупу.
Сам министр юстиции Александр Тэнасе прямо признался: он скептически относится к тому, что абсолютная правда о событиях 7 апреля когда-либо будет установлена.
 
Тем временем тема 7 апреля активно тиражируется политиками в преддверии очередных выборов. На этот раз местных. Либералы уже выступили в парламенте с инициативой отмечать эту дату как День свободы. А в минувший понедельник примар Кишинева Дорин Киртоакэ «поощрил» премиями в 10 тыс. леев 97 молодых человек, которые пострадали от произвола полиции после погромов 7 апреля. Примэрии эта помощь обойдется примерно в миллион леев. Примечательно, что в прошлом году у примара такой идеи не возникало.
Захар Корецкий

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    К власти пришли циничные люди, готовые продать мать родную ради своей выгоды. Для кого этот чрный день стал днем свободы, тот и организовал 7 апреля. Киртоакэ нашими деньгами откупается от тех, кто мог бы рассказать правду.

  • x

    мало видео и фото было сделано во время тех событий, опять же граница, в тот период была открыта для посещений этого благословенного края, и вообще - "а был ли мальчик?"


Новости по теме

Все материалы →