Закон

Эффект без прибыли или прибыль без эффекта

13.05.2011
{Эффект без прибыли или прибыль без эффекта} Молдавские Ведомости
 
Молдавских судебных «приставов» ругают все кому не лень. Понять недовольных можно: с них взимают крупные суммы денег. В том числе и в счет оплаты труда судоисполнителей. «Приставы» рассказывают, что клиенты порой отсчитывают им гонорар, приговаривая «это тебе на свечки». А обычные люди, привыкшие, что решения у нас не исполняются, и с кредиторами легче договориться просто так, чем через суд, удивляются жесткости и быстроте новых мер.   
 
Против граждан и государства
 
«Десять лет назад я решила поехать на заработки в Израиль, - рассказывает 45-летняя жительница столицы Анна Кирова. - Через знакомых нашла женщину, которая обещала все устроить, помочь сделать визу, документы и найти место работы. Чтобы оплатить ее услуги, мне пришлось занять крупную сумму денег. В итоге «посредница» исчезла со всеми деньгами. Я была не единственная, кто пострадал тогда, но деньги пришлось искать снова. Так у меня образовался солидный долг. В Израиле я проработала год, только «встала на ноги», и вдруг узнала, что здесь, в Молдове, кредиторы подали на меня в суд. Пришлось вернуться. Денег на то, чтобы вернуть весь долг, мне заработать не удалось».
 
Долг Анна признала, а с кредиторами договорилась, что останется в Молдове и будет ежемесячно класть на специальный счет в банке 300 евро. Но договор этот не был отражен ни в решении суда, ни в каких-либо других документах.
 
«После того как в законы были внесены изменения, знакомый судебный исполнитель кредитора уговорил его взыскать сразу всю сумму. Понятно, что он заинтересован в процентах, и что для кредитора перспектива получить весь долг сразу выглядит убедительней, чем мои 300 евро в месяц, - говорит Анна, - но моя ситуация в результате стала катастрофичной. Всей суммы у меня, естественно, нет, и судебный исполнитель наложил арест на мою квартиру. Двухкомнатная квартира на Ботанике – это единственное, что у меня есть, и в ней, кроме меня, живут еще муж, дочь и престарелая мама. Понятно, что долг надо вернуть, я и ни в коем случае не отказываюсь от этого: и в суде признала, и выплачиваю по мере возможности... Но нынешняя заинтересованность судебных исполнителей попросту лишает меня и мою семью крыши над головой».   
 
Эта история – одна из многих, когда «отличная европейская» реформа «подкосила» и без того социально незащищенных людей.
 
Есть и другие примеры. Эксперт Ассоциации за демократию через участие (ADEPT) Корнелиу Гурин рассказал случай, когда «женщина не может взыскать с мужа алименты – 200 леев в месяц. Возможность получать даже эти небольшие деньги отсутствует по одной-единственной причине: судебный исполнитель не хочет браться за исполнение решения «стоимостью» меньше 5 тыс. леев».
 
«Более того, в судебном исполнении уже появилась тенденция не браться за сложные частные дела, которые требуют знаний и усилий, а «паразитировать» на бюджетных организациях. Конечно, легче принести бумагу в крупную государственную организацию, которая не скрывается, как обычный кредитор, и взыскать крупную сумму. Уже есть пример, когда судебный исполнитель получил 2 млн. леев за исполнение решения, которое касалось «Термокома» и примэрии Кишинева», - говорит К. Гурин.
 
Двойные налоги и отбирание подарков
 
Однако все ли так просто? За альтернативной точкой зрения корреспондент «МВ» обратился к самим судебным исполнителям. И оказалось, что они сложившейся ситуацией тоже не особо довольны.
 
«На начальном этапе деятельности государство обещало нам поддержку, - говорит судебный исполнитель сектора Буюканы Валентина Ангел, - но этого не произошло. Например, когда бывший министр Александр Тэнасе выдавал лицензии, он пообещал на первое время оставить нам в пользование мебель и компьютеры, за которыми мы работали, будучи государственными служащими. Это должно было помочь нам немного «встать на ноги». Компьютеры и мебель нам отдали, после чего некоторые коллеги усовершенствовали полученную технику, отреставрировали мебель. Но через две недели «подарок» отобрали без внятного объяснения причин. По этому поводу Союз судебных исполнителей Молдовы даже написал письмо в правительство, но вопрос решен не был».
 
Есть у судебных исполнителей еще одна большая проблема, которая, по существу, «съедает» почти все доходы: то ли по ошибке, то ли по недосмотру, их не включили в перечень лиц, которые работают на основании лицензий, указанных в Налоговом кодексе. В результате они работают как нотариусы и адвокаты, а налогов платят намного больше – потому что офисные расходы государство не исключает из налогооблагаемой суммы, как у двух перечисленных категорий. И «приставы» платят 18% подоходного налога со всех заработанных денег, как обычные физические лица.
 
Создав максимально сложную налоговую ситуацию и лишив своей поддержки на первых порах, государство на этом не остановилось, по-прежнему претендуя на бесплатный труд судоисполнителей в свою пользу. «На основании норм статьи 36 Исполнительного кодекса государство должно оплачивать нашу работу с делами по взысканию штрафов или госпошлин, ведь оно является лицом, заинтересованным в исполнении. Но в этих случаях мы всегда работаем бесплатно, делая все за свой счет», - говорит Валентина Ангел.
 
Эффект есть, прибыли нет
 
Несмотря на то, что статус частных судебных исполнителей требует доработки, в целом, новые нормы, по их мнению, уже приносят положительные плоды. «Хорошо то, что теперь мы не зависим от вердикта начальства: раньше подписи и печати, позволяющих начать исполнение решения, приходилось ждать по три-четыре дня, тогда как в это время уже можно было заниматься делом», - говорит Валентина Ангел.
 
Судебный исполнитель подчеркивает, что теперь ей приходится сталкиваться с бюрократией, только обращаясь в государственные учреждения. «Конечно, ни кадастр, ни налоговая инспекция, ни министерства и департаменты не отвечают нам на запросы в течение определенных законом 10 дней, но заставить их нельзя. Единственная возможность – привлечь к административной ответственности начальника ведомства, как написано в законе. Вот только мне слабо верится, что в нашей стране можно наложить штраф на начальника кадастра или министра по причине того, что руководимое ими учреждение вовремя не отреагировало на запрос рядового судебного исполнителя». 
 
«Новое законодательство отвечает европейским нормам, - говорит судебный исполнитель сектора Ботаника Петру Киртоакэ, - и положительные результаты уже есть. Судебные исполнители заинтересованы работать, количество выполненных решений по административным и гражданским делам заметно возросло. Конечно, есть довольные этим, есть недовольные – у любого спора всегда есть две стороны. У нас тот же объем работы, и, учитывая расходы на администрирование, пока сложно говорить о заработках больших, чем раньше. Но теперь, по крайней мере, можно регулировать собственный заработок: чем больше работаешь, тем больше получаешь».
 
«Теперь судебные исполнители заинтересованы исполнять решения. Ведь если не исполнишь хотя бы несколько дел в месяц, ты просто не сможешь оплатить аренду офиса и взнос в Союз. Так что в этом смысле закон работает очень эффективно», - говорит Валентина Ангел.  
 
«До сих пор кредитор не нес никаких затрат, и сегодняшняя ситуация для людей  необычна», - говорит судоисполнитель Петру Киртоакэ. Его коллега Валентина Ангел описывает ситуацию аналогично: «Люди не знают, что закон изменился, и негативно реагируют на то, что из тех денег, которые они должны получить, часть теперь составляет оплату труда судебного исполнителя. Такие же проблемы возникают с авансированием затрат по исполнительному производству. Приходится объяснять людям нюансы законодательства и выходить из положения в каждом случае по-разному».
 
Реформа требует реформы
 
«То, что судебные исполнители стали бизнесменами – еще не самая большая проблема, - подчеркивает эксперт Корнелиу Гурин. - Есть большие претензии к соблюдению ими этических норм и к уровню профессионализма. Этот результат закономерен, если учесть, как именно Минюст выдавал им лицензии».
 
Эксперт ADEPT говорит, что лицензию судоисполнители получали без какого-либо экзамена, нужно было лишь на момент реформы работать в государственных органах исполнения судебных решений. «Не секрет, что многие поступили туда на работу аккурат перед реформой, чтобы легко получить лицензию и стать частным судоисполнителем, и некоторых брали на эту работу без юридического, да что там, порой даже вообще без высшего образования», - сетует эксперт.
 
Повернуть ситуацию вспять уже нельзя, ведь «на самом деле у Минюста нет серьезных рычагов влияния на частных судебных исполнителей», заметил Гурин.
 
Статистики по исполнению судебных решений пока нет, и в цифрах проиллюстрировать эффект реформы сложно. У экспертов и качественные, и количественные показатели вызывают скепсис, но однозначно пока говорить ничего нельзя – до полного обобщения имеющихся данных.
 
Корнелиу Гурин убежден: для наведения порядка «придется провести контрреформу для приведения системы в нормальное состояние». Изменений требуют и сами судебные исполнители. Не имеют права голоса лишь обычные граждане, чье положение с каждой реформой становится все хуже.
Евгения Кириллова

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (5) Добавить комментарии

  • x

    RAKIT V ZAKONE..NEOBRAZOVANNOSTI I NAGLOSTI SO STORONI SUDISPOLNITELEI..

  • x

    Автор права. Судебные исполнители богатеют на глазах, правда не все.Есть такой судебный исполнитель Олег Унгуряну работающий на Бул. Штефан чел Маре.Нагло на перет требует деньги иначе с места не сдвинется по решению судебных решений.Прям как у Бендера , утром деньги вечером стулья.Может сейчас такие правила работ у некоторых исполнителей?

  • x

    М Ч С, спасибо Есть такой трудоголик с десятками лет стажа, который радуется, что может что-то хорошее делать для людей.За трудолюбие не раз поощряли, и даже орден вручили.Решил взять кредит, чтобы люди могли работать В итоге в залоге осталось все, что было заработано таким кропотливым трудом, и еще в долгу остался с появившимися тяжелыми заболеваниями.С инвестором встретиться не дали, хотя, думаю,Что инвестор и понял, может быть даже и помогСреди людей живет и понял-бы форс-мажорную ситуациюА трудоголик продолжает работать прлагая огромные усилия

  • x

    Да 1 на все 100 прав.И еще. Когда принимаются те или иные законы есть думка что авторы работают с чистого лица. Один закон противоречит другому закону. По поводу лицензии судебного исполнителя натуральное добро государства на рэкет. Во главе списка купленное решение суда с сумой возврата долга такой что любой банк завидует таким процентам по займу. Дальше решения в иностранной валюте. Потом продажные судебные исполнители сомнительного поведения. И Молдову скоро будут тягать в Евросуд по правам человека не за неисполнение в срок судебных решений а за нарушение конституционных прав человека. А если бы вы читали и кодекс судебного исполнителя, круговая порука и 100 процентный картельный договор. Действительно же власти копируют законы из России называя их европейскими. Нет такой страны в Европе где законы так нарушают права человека.

  • x

    Судоисполнители-рэкетиры в законе.Получают "долю",как в лихие 90-е.Государство дало "добро".Верной дорогой идте,господа либералы и демократы.Кроме болтовни о светлом будующем,ничего у вас не получается.Да и болтать толком не умеете.Вс содрано из советской риторики.Замените "европейская интеграция" на "социалистическое будующее"... и не морочте нам голову.


Новости по теме

Все материалы →