Политика

Какая власть в советах?

15.06.2011
{Какая власть в советах?} Молдавские Ведомости
 
В целом тенденция, заданная еще на прошлых парламентских выборах, сохранилась. Последовательность «ПКРМ-ЛДПМ-ДПМ-ЛП» по-прежнему актуальна. Впрочем, сохранение позиции в этой «табели о рангах» радует не всех.
 
По дороге разочарований…
 
Разочаровывающим можно назвать результат ЛДПМ. Партия премьер-министра явно рассчитывала на большее. А именно – полностью доминировать над коллегами по альянсу и бросить вызов окопавшейся на первом месте ПКРМ. Казалось бы, предпосылки для этого созданы. Минпрос, Минздрав, Минфин, МВД, Госканцелярия, ЦИК – все «стратегические» ведомства были в руках у либерал-демократов. Но – не получилось.
 
Если в парламенте ЛДПМ располагает большей фракцией, чем либералы и демократы вместе взятые, то в местных советах «вскладчину» ЛП с ДПМ перевешивают - 357 мандатов против 300. А, значит, на переговорах о том, кто займет пост председателя или вице-председателя района, могут выставить свои условия.
 
Что касается коммунистов, они, опережая в ноябре минувшего года ЛДПМ на треть, в этот раз, хоть и не в разы, но увеличили отрыв. Наглядный пример: у ЛДПМ самые большие фракции – в Хынчештском и Ниспоренском районах – по 14 советников. А у ПКРМ фракций размером «от 14-ти и выше», – не две, а целых 17, т.е. в каждом втором районе или муниципии.
 
Партия коммунистов и ЛДПМ являются единственными формированиями, которым удастся создать свои фракции во всех районных и муниципальных советах. Для этого, напомним, необходимо минимум три советника.
 
С формированием фракций в райсоветах у Демпартии тоже проблем не будет. Во всех 32 районах у демократов имеется по три или даже более мандатов. Но ДПМ не сможет создать фракции ни в одном из муниципальных советов. В Бельцах, на родине Мариана Лупу, демократы неожиданно получили всего два мандата, поравнявшись с непопулярными в городе либералами. А в Кишиневе эту партию и вовсе будет представлять всего один советник (им, по иронии судьбы, станет бельчанин Валентин Гузнак).
 
По сравнению с ноябрем Либеральной партии удалось улучшить свои результаты, но получить представительство во всех регионах у нее не получилось. В Бессарабском и Тараклийском районных советах не будет заседать ни одного избранника-либерала. Еще в одиннадцати районах и Бельцком муниципии либералы остаются без своей фракции. ЛП становится единственной парламентской партией, которая не смогла добиться адекватного статусу регионального представительства. Это ведет ее к дальнейшей маргинализации – в целом ряде районов либералов «отведут» от решения важных вопросов свои же коллеги по коалиции. Это в случае если коалиция в районах состоится.
 
Дело в том, что региональные лидеры живут несколько иными реалиями, чем их кишиневские боссы. Часто то, что в парламенте терпимо, на районном уровне – смерть. Еще до нынешних выборов в некоторых районах коммунисты и либерал-демократы сумели прекрасно найти общий язык. Нынешние перспективы у коалиции, окрещенной «арбузом», просто впечатляющие: ПКРМ и ЛДПМ гипотетически могут сформировать большинство в 31 районе/муниципии из 34. Но это – только гипотетически. Скорее всего, вопрос кому и с кем объединяться будет решаться в каждом районе отдельно.
 
Не стоит забывать и об «остальных советниках» - то есть тех, кто не состоит в парламентских партиях. Таких немного, но они есть и тоже голосуют. В двух случаях речь даже идет о фракциях. Например, Социал-демократическая партия Молдовы сформирует свою фракцию в Оргеевском районе, а Республиканская партия – в Каларашском. Правда, по три мандата им удалось получить за счет наличия в команде действующих председателей соответствующих районов (Андрей Глоба у СДПМ, Илие Рэу у РП). У ХДНП не было ни одного председателя, и фракции у них тоже нет, хоть они и получили представительство в пяти разных районах – больше, чем у эсдеков или республиканцев.
 
Независимых советников избрано всего девять человек. Трое из них – в одном, Рышканском районе. Может, еще «фракцию беспартийных» создадут? Посмотрим.
 
Правые и левые поменялись местами?
 
Если говорить о примэриях населенных пунктов, то тут тенденция куда как более неожиданная. В первом туре было избрано 386 примаров. 120 примаров у либерал-демократов, 115 у коммунистов. Остальные порядком отстали. Демократы отпраздновали победу в первом туре 85 своих кандидатов, либералы – всего 27, а остальным партиям и вовсе досталось четыре победы (три у ХДНП, одна у СДПМ).
 
Но если учесть географию результатов, ситуация становится еще более неоднозначной.
 
В первом туре ЛДПМ взяла больше всего мандатов в небольших селах и коммунах, примары которых примкнули к этой партии в течение последних полутора лет. В таких населенных пунктах кандидатов обычно не так много, чтобы дело доходило до второго тура.
 
Что касается крупных городов, то здесь впереди ПКРМ. Помимо большинства в совете и уверенного результата на выборах примара Кишинева, в активе: полная победа в Бельцах, большинство в горсовете и без трех десятых победа в первом туре в Кагуле. Добавим к этому еще восемь избранных в первом туре примаров-коммунистов в районных центрах. А также – возможность самостоятельно руководить более чем половиной горсоветов страны.
 
Похоже, электорат в Молдове порядком перестроился. Всего пару лет назад все знали: ПКРМ берет больше голосов в целом по районам, меньше в райцентрах и уж точно проигрывает в крупных городах, в Кишиневе особенно. Все так же знали, что именно в городах и крупнейших коммунах сильны разношерстные правые партии. Теперь все вдруг переменилось - правые лидируют по селам, а ПКРМ превратилась в «партию городов». Такого изменения настроений избирателей не предвидел никто.
Раду Берилэ

Комментарии (1) Добавить комментарии