Кому будет принадлежать АО "Термоком"
Накануне отопительного сезона-2001 "Termocom" - предприятие-должник - вывели из-под контроля примэрии и передали Совету кредиторов. Итак, началась процедура банкротства предприятия, которая тянулась более семи лет - до февраля 2009 года и процедуру продлили до весны 2012-го. Если "Термоком" банкротится так долго, значит, кому-то это очень надо, так как на решение ЭАП тут же последовало исковое заявление в Верховный суд. Повод для иска резонный: предприятие-банкрот не могут передавать из рук в руки.
Чтобы определиться, кому принадлежит "Термоком", понадобилось, как объяснил Дорин Киртоакэ, вмешательство Мирового банка. В самом "Термокоме" о таких решениях "свыше" ничего не слышали, хотя и не отрицают его муниципальную принадлежность.
Ответ звучит так: "Термоком" - предприятие муниципальное, но в данный момент находится под контролем Совета кредиторов. Однако, "момент" растянулся на восемь с лишним лет. Возможно, поэтому ЭАП прервала процедуру банкротства, передав предприятие примэрии. Но опять неувязка. Статус "Термокома" – акционерное общество, значит, его судьбу решает собрание акционеров. Выходит, прав Совет кредиторов, требующий пересмотреть решение ЭАП. Ведь предприятие действительно находится под контролем кредиторов из-за неплатежеспособности.
Между тем, население столицы волнует, кому принадлежит предприятие, а снижение тарифа. Пока муниципальные власти обещают, что в этом сезоне тариф останется на уровне 540 леев за гигакалорию (Гк), хотя поставщик тепла настаивал на 798 леях.
В принципе, если бы столицу отапливала только мощная ТЭЦ-2, тариф мог бы сохраниться на существующем уровне, даже снизиться, и не было бы повода для его пересмотра в сторону повышения. Проблема в высокой стоимости одной гигакалории обеих котельных самого "Термокома" - западной и южной. Причем западная (Скулянская) самая неэкономичная. В отличие от южной котельной, расположенной почти на гребне холма, западная находится в низине. Ее строили для обеспечения паром и теплом небольшой промзоны - в свое время завод «Искож», фабрика "Зориле" и другие предприятия. А жилищный массив Буюканы, который котельная обеспечивает теплом, из-за холмистого рельефа расположен на пару десятков метров выше котельной. Чтобы подать теплоноситель в микрорайон, необходимы мощные энергопотребляющие насосы. Отсюда высокая стоимость тепла западной котельной.
Сам "Термоком", исходя из производственных мощностей, отопить город не может. Две его котельные в состоянии обеспечить теплом Телецентр и небольшую часть Ботаники и с нарушением теплового режима - Буюканы. Чтобы обеспечить требуемые параметры тепла, предприятие вынуждено закупать теплоноситель у обеих столичных ТЭЦ.
Высказывались разные мнения по оптимизации работы "Термокома", самое популярное - создание совместного предприятия из обеих ТЭЦ и "Термокома". Некоторые аналитики заходили еще дальше, предлагая передать городу обе ТЭЦ. Может быть, ТЭЦ-1 можно передать городу - она невысокой мощности и по своим возможностям рассчитана на производство 20 процентов электроэнергии и 80 - тепла. Но ТЭЦ-2 мощный энергетический объект, стратегического значения и ни о какой передаче городу речи быть не может.
В принципе решить проблему тарифа - удерживать его хотя бы на существующем уровне и избавиться от нерентабельных термокомовских котельных, мог бы пуск в эксплуатацию Восточной котельной, модернизированной до уровня ТЭЦ, но на такой масштабный проект у государства нет средств. В начале 2000-х котельную хотели продать иностранным инвесторам, и нашлись такие - из Японии и Австрии. Но не договорились. Котельная, к развалу Союза готовая на 90 процентов, до сих пор не достроена. По своим возможностям это крупный энергетический объект, равный по производственной мощности ТЭЦ-2.
В принципе, при вложении соответствующих средств в модернизацию и ремонт распределительных теплосетей и производственных мощностей, централизованное отопление становится экономически выгоднее автономного. По крайней мере, так рассчитали немцы со скандинавами. У них потери в теплосети на уровне 5 процентов - уже караул. А у "Термокома" официальные потери в сети 21 процент. Да, как в Бухаресте. Но нам от этого не легче, потому что 110 леев из 540 леев тарифа мы платим за утечки. Вычесть процент потерь и получается, что тариф укладывается в 430 леев за Гк. А если копнуть дальше, наверное, можно обнаружить и другие издержки, повышающие тариф. Но никаких сдвигов в решении проблем оптимизации производства и ликвидации потерь нет, так как действующий тариф, по версии "Термокома", не покрывает реальных расходов. Значит, о серьезных инвестициях в модернизацию производства не может быть и речи. Как и надежд на снижение тарифа. А кому будет принадлежать "Термоком", потребителя мало интересует.
Кирилл БЕРЕСТЯНСКИЙ
Новости по теме
- Вчера, 19:22
- Вчера, 18:11
- Вчера, 09:42
- Вчера, 08:15
- Вчера, 06:31
- 25.11, 17:31
- 25.11, 11:06
- 25.11, 10:36
- 25.11, 09:31
- 25.11, 08:28
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 19:22
- Вчера, 18:11
- Вчера, 09:42
- Вчера, 08:15
- Вчера, 06:31
- 25.11, 17:31
- 25.11, 11:06
- 25.11, 10:36
- 25.11, 09:31
- 25.11, 08:28