Экономика

Николае Петров: «Авиабилеты стоят дорого, потому что отсутствует политическая воля»

15.04.2011
{Николае Петров: «Авиабилеты стоят дорого, потому что отсутствует политическая воля»} Молдавские Ведомости
 
В материале говорилось о том, что демонополизация рынка авиационных услуг в Молдове, в том числе допуск авиакомпаний low cost – объявленная в качестве одной из приоритетных задач правительства и намеченная как одно из необходимых условий для вступления в ЕС - не пользуется поддержкой всех заинтересованных сторон, участвующих в этом процессе. Как писала Timpul, особенно сопротивляется этому министр транспорта и дорожной инфраструктуры (МТДИ) Анатолий Шалару, который неоднократно заявлял, что авиакомпании low cost отказываются входить на наш рынок из-за небольшого пассажиропотока. В той же статье многие эксперты привели контраргументы на заявления министра транспорта, доказывая, что пассажиропоток не увеличится, пока не произойдет либерализация рынка.

Те же эксперты утверждают, что для либерализации не обязательно ждать пока Республика Молдова присоединится к единому европейскому авиационному пространству. Над этим процессом ведется работа, но по объективным причинам многочисленные переговоры на уровне правительства с целым рядом европейских структур немного затягиваются. По словам начальника службы воздушного транспорта Валентина Доготарь, правительство намерено создать свободный рынок воздушных перевозок в период 2011-2014 годов. Поэтому, по мнению экспертов, для ускорения процесса правительство может предпринять первый шаг на пути к либерализации рынка воздушных перевозок, создав конкурентную среду между национальными перевозчиками и предоставив им равные условия без ограничения коммерческих прав: одним словом, устранение любых препятствий в распределении маршрутов и частоты полетов. То есть, внедрение внутренней либерализации на авиационном рынке Республики Молдова....

О необходимости демонополизации и конкуренции, а также о других проблемах гражданской авиации Республики Молдова в своем интервью газете Timpul рассказывает генеральный директор Moldavian Airlines Николае Петров.
 
- Г-н Петров, сегодня многие задаются вопросом, когда в Молдову, наконец, придёт lowcost, и подешевеют авиабилеты?

- Хочу сказать, что это изначально неправильно поставленный вопрос. Я убежден, что большинство наших граждан хотят доступные цены на авиабилеты, а не введение другой монополии, даже если она называется low cost. На самом деле вопрос следует поставить следующим образом: «Почему цены на авиабилеты в Молдове пока еще высокие, и что мы должны сделать, чтобы они подешевели?». Я думаю, что все намного проще, чем кажется на первый взгляд, и не так, как преподносится общественности. Различные предложения и доступные цены для большинства граждан смогут появиться, как только будут удалены препятствия для конкуренции, а в отрасли будет устранена монополия. Более того, вопрос, о котором не говорится открыто, но который реально стоит перед правительством, не в том, чтобы открывать или не открывать доступ low cost в кишинёвский аэропорт. Реальная проблема состоит в том, что авиакомпании low cost намерены прийти в Кишинев только в том случае, если политическим решением им будут предоставлены привилегии. Эти компании через СМИ, а также другими способами оказывают давление на наших политиков, чтобы они согласились на противоправное действие, которое является ключевым условием low cost, а именно освободить от оплаты за пользование инфраструктурой Международного аэропорта Кишинева.
 
Большинство наших граждан хотят доступные цены на авиабилеты, а не введение другой монополии, даже если она называется low cost.
 
- Это очень серьезное обвинение. Но как такое решение может негативно сказаться, например, на компании MoldavianAirlines, которой вы управляете?

- Это означает, что Moldavian Airlines, Air Moldova и все другие авиакомпании, которые на протяжении многих лет инвестировали в различные маршруты и в усовершенствование инфраструктуры Международного аэропорта Кишинева, должны будут и в дальнейшем платить аэропорту большие суммы денег. Однако платить мы должны будем не только за свои самолеты и собственных пассажиров, но и за услуги авиакомпании low cost, которые они отказываются оплачивать. По уже классическому сценарию они хотят освобождения от всех платежей, чтобы снизойти и «осчастливить» нас...
 
Эти компании через СМИ, а также другими способами оказывают давление на наших политиков, чтобы они согласились на противоправное действие, которое является ключевым условием low cost, а именно предоставить освобождение от оплаты за пользование инфраструктурой Международного аэропорта Кишинева.
 
Если внимательно изучить модель low cost, то можно понять, на чем она основывается. Главным ее условием является масштаб и потенциал рынка, который заключается в использовании очень дешевых аэропортов, как правило, вторичных, находящихся на больших расстояниях от городских центров. Но, к сожалению, есть и случаи, когда этим авиакомпаниям удается заполучить значительные коммерческие преимущества: аэропорты предоставляют им очень низкие цены - чаще всего за счет противозаконной дискриминации других авиаперевозчиков. Эти незаконные схемы включают либо огромные скидки, которые выходят за рамки разумного, либо частичное или полное освобождение от уплаты аэропортовых сборов, либо более «творческие» формы предоставления незаконной помощи - так называемые «маркетинговые соглашения», через которые авиакомпании low cost получают от аэропорта или от вовлеченных государственных властей деньги обратно. Поэтому, когда говорится о приходе на рынок low cost, подразумевается, что мы должны согласиться с субсидированием этих авиакомпаний из государственного бюджета страны, за счет налогов, которые оплачивают все граждане. Выражаясь яснее, Республика Молдова должна согласиться предоставлять государственную помощь и субсидировать иностранные предприятия. Это равносильно тому, как если бы владельцы иностранной периодики требовали бы от правительства Молдовы субсидировать печать своих изданий, в то время как отечественные СМИ полностью сами оплачивают эти услуги. Или если бы они требовали, чтобы Posta Moldovei распространяла их издание бесплатно, а финансовые потери покрывались бы за счет повышения цен для отечественной периодики.
 
 Мы готовы конкурировать со всеми, включая авиакомпании low cost, но только при условии, что будут установлены одинаковые правила игры для всех!

- Но это, однако, не является аргументом для пассажира, гражданина страны. Для него самый важный аргумент - цена. А на сегодняшний день, давайте посмотрим правде в глаза – самые низкие цены предоставляют авиакомпании lowcost ...

- Поймите нас правильно! Мы готовы конкурировать со всеми, включая авиакомпании low cost, но только при условии, что будут установлены одинаковые правила игры для всех. Мы надеемся, что руководство Международного аэропорта Кишинева и в дальнейшем будет проводить прозрачную и недискриминационную политику в отношении всех авиакомпаний и не допустит ошибки, которую совершили многие аэропорты. Конечно, мы заинтересованы в снижении тарифов на услуги кишиневского аэропорта, так как они существенно влияют на цену билетов, но еще больше мы заинтересованы в том, чтобы эти снижения применялись прозрачно и одинаково для всех участников рынка.
 
Либерализация рынка позволит правительству Молдовы добиться всеобъемлющего и немедленного снижения цен на всех крупных наших авиарынках, внедрив равный и недискриминационный режим для всех молдавских авиакомпаний!
 
Конечная цель одна - более дешевые билеты. А логичной альтернативой для получения того же экономического результата является проведение внутренней либерализации рынка путем внедрения равного и недискриминационного режима для молдавских авиакомпаний, чтобы они, участвуя в свободной и открытой конкуренции были бы вынуждены оказывать услуги за более низкие цены. Есть еще одно преимущество этого стратегического решения: вместо того чтобы ждать вступления в Единое европейское авиационное пространство для создания реального конкурентного рынка, как механизма снижения цен, правительство Молдовы может добиться скорейшего уменьшения тарифов на всех наших крупных авиарынках. Здесь я имею в виду и авиарынки Молдова-Россия и Молдова-Турция, которых не коснётся наше присоединение к единому европейскому авиационному пространству - о чём также не говорится. Не исключено, что еще долго ничего не изменится. К тому же цены не снизятся до тех пор, пока Министерство транспорта всеми возможными средствами и мерами защищает государственную авиакомпанию Air Moldova, даже если это противоречит европейскому и национальному законодательствам.
 
- Итак, опять мы, возвращаемся к AirMoldova.

- Видно, у нас все дороги ведут в ... Air Moldova – к нашему крупнoму монополисту, который, естественно, не захочет никогда конкурировать в условиях свободного рынка, надеясь, по всей видимости, на покровительство государства, независимо от того, кто находится у власти. Объясню, о чем идёт речь. К примеру, каждый раз, когда мы запрашиваем у властей предоставить право для полёта на конкретное направление, куда уже летает или хотя бы существуют намерения со стороны Air Moldova, нас отсылают на переговоры ... с Air Moldova. Это равносильно тому, что вас направили бы просить разрешение печатать ваше издание у конкурента ... Переступая через амбиции, мы шли на эти переговоры. Устный ответ наших отечественных конкурентов из государственной авиакомпании был примерно такой «скорее уступим иностранным компаниям, чем согласимся, чтобы летала Moldavian Airlines ...». Другой пример. В течение многих лет наша авиакомпания просит МТДИ пересмотреть соглашение с Италией, но тщетно. У нас уже накопилась огромная папка с отказами – как от прежних, так и действующих властей. Раньше мы считали, что «…у коммунистов монополистский менталитет исходит из идеологических принципов, на которые они основываются, и соответственно не питали больших надежд». Теперь – хотя министр транспорта является членом Либеральной партии, а либерализация воздушного транспорта предусмотрена политическими программами всех составляющих Альянса за европейскую интеграцию - мы сталкиваемся с тем же отношением и теми же уловками. Иногда кажется, что новые власти используют даже точки и запятые, скопированные из переписки, предшествующей 2009 году. Сложно сказать, изменилось ли что-то... Единственным оправданием нынешним правителям может быть то, что авторами писем с отказами являются те же самые «динозавры» - так называемые эксперты, доставшиеся «в наследство» вместе со старыми кабинетами, – а министр Шалару подписывает бумаги, не вникая в суть проблем ...

Двусторонние соглашения далеки от совершенства, более того, в Европейском пространстве они являются устаревшими механизмами ограничения конкуренции уже давно канувших времен!

- Насколько я знаю, свои отказы Министерство транспорта мотивирует, ссылаясь на двусторонние соглашения между правительством РМ и другими странами, в соответствии с которыми ведут свою деятельность авиакомпании.

- Эти соглашения далеки от совершенства, более того, в Европейском пространстве они являются устаревшими механизмами ограничения конкуренции уже давно канувших времен! Рассмотрим некоторые конкретные примеры, такие как двусторонние соглашения с Турцией, Россией и Германией. Эти документы предусматривают ограниченные объемы перевозок, которые не могут быть превышены договаривающимися сторонами. Для Турции, например, это не более 14 рейсов в неделю от каждой стороны. Мы сталкиваемся с ограничением предложения, что и объясняет суть проблемы и является прямым ответом на вопрос «почему цены высокие?» Потому что они управляются и поддерживаются искусственным образом. Другим наглядным примером является соглашение между Молдовой и Италией, где ситуация еще более жесткая: в этом случае каждая из сторон может назначить лишь по одному-единственному оператору. И не трудно догадаться, кто это ... Я согласен: рынок воздушного транспорта Молдовы является сравнительно небольшим и маловероятно, что большое количество маршрутов будет обслуживаться прямыми рейсами. По этой причине по многим направлениям и в дальнейшем пассажиры будут путешествовать с пересадками, a там, скорее всего, цены не будут на уровне, ожидаемом потребителями. Всё же в настоящее время существуют несколько рынков, пользующихся большим спросом, куда пассажиропоток из Молдовы достаточно высок: это Москва, Стамбул, Италия, Испания, Румыния, Ирландия и др. Летающие по этим направлениям граждане могут и имеют право на более дешевые билеты. Для этого следует всего лишь воплотить в жизнь экономическую и политическую программу, взятую на себя всеми членами АЕИ - либерализацию воздушного транспорта. Только тогда предложение будет расти, а цены - падать.

Утверждение г-на Анатолия Шалару о том, что либерализация авиационного рынка невозможна, пока ЕС не отменит визовый режим для Молдовы, не имеет ни политической логики, ни какого-либо веского экономического обоснования!

- Как вы прокомментируете утверждение г-на Анатолия Шалару, что либерализация авиационного рынка не представляется возможным, пока ЕС не отменит визовый режим для Молдовы?

- Этот аргумент не имеет ни политической логики, ни какого-либо веского экономического обоснования. С моей точки зрения открытие рынка воздушных сообщений со стороны МТДИ затягивается из-за протекции Air Moldova, как это следует из заявлений чиновников министерства, которые считают компанию национальным приоритетом. Реальные же причины этой ситуации на самом деле кроются в следующем: 1) преследование цели получить личную выгоду и 2) страх, который есть и всегда был у всех руководителей гражданской авиации Молдовы (ГАГА, AT, МТДИ), по поводу последствий банкротства Air Moldova в условиях свободной конкуренции. Например, это может иметь последствия для политической карьеры соответствующих политиков - государственных служащих.
 
Роль министерств и центральных органов власти в рамках демократического и либерального государства состоит в том, чтобы обеспечивать необходимую правовую и нормативную базу, чтобы затем гарантировать должный контроль над соблюдением установленных правил.
 
Несмотря на то что мы постоянно говорим о приватизации государственной компании, на самом деле боимся эффективности частных конкурентов. В этой связи становится очевидным конфликт интересов Минтранспорта: с одной стороны, как отраслевой национальной власти, а с другой стороны, как представителя государства, акционера Air Moldova. Роль министерств и центральных органов власти в рамках демократического и либерального государства состоит в том, чтобы обеспечивать необходимую правовую и нормативную базу, чтобы затем гарантировать должный контроль над соблюдением установленных правил всеми сторонами, действующими во вверенной области на уровне государственного управления. Но зная, как у нас обстоят дела, приходим к выводу, что цены на авиабилеты в Молдове не снижаются не потому, что этого не желает МТДИ – государственный орган, которому принадлежит политическое решение, - а по той причине, что Минтранспорта заинтересовано в протекции авиакомпании, находящейся под её прямым контролем, ответственностью и экономическим управлением.

Конфликт может быть решен путем передачи всех полномочий и обязанностей МТДИ по управлению активами государства, как акционера Air Moldova, другим государственным структурам, которые имеют уже соответствующие компетенции в данной области

- Есть ли выход из этого порочного круга?

- Законодательство Европейского сообщества полностью исключает ведомственный конфликт интересов, который мы видим в случае МТДИ и Air Moldova. И если мы действительно являемся страной, которая не на словах, а на деле желает интегрироваться в ЕС, то этот конфликт должен быть решен путем передачи всех полномочий и обязанностей МТДИ по управлению активами государства, как акционера Air Moldova, другим государственным структурам, которые имеют уже соответствующие компетенции в данной области.
Подчеркиваю еще раз, что механизм снижения цен очень прост – это стимулирование конкуренции. А причина того факта, что все общество должно и далее переносить последствия сегодняшней ситуации также проста - отсутствие политической воли.

- Спасибо за интервью.

Елена Василаки

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (1) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →