Экономика

О Меморандуме без большой политики

07.03.2011
Обратим внимание, что новый трехлетний Меморандум (на 2010-2012 годы) был подписан год назад, и сейчас речь идет не о перезаключении соглашения, а об обычной процедуре уточнения и дополнения действующего Меморандума по итогам мониторинга и  в связи с изменениями в экономической ситуации. Подобные  уточнения и дополнения уже направлялись Правительством и Национальным банком Молдовы руководству Фонда в июне прошлого года (дополнительный Меморандум об экономической и финансовой политике). Это обычная процедура, которая использовалась и при выполнении предшествовавших Меморандумов.

Нынешний Меморандум с МВФ – не первый и не исключительный.  «Кредитная история» Молдовы в Фонде началась еще в 1993 году с получения займа на поддержку системных преобразований. То есть взаимоотношения Молдовы с МВФ насчитывают уже почти 20 лет. Поэтому для молдавских властей, подписывающих очередное соглашение с Фондом, правила получения финансовой помощи хорошо известны. Они тесно связаны с основной миссией МВФ как международной организации, призванной оказывать финансовую поддержку странам-членам для достижения ими внутренней макроэкономической стабильности (бюджетной, финансовой, валютной) в целях развития.

Можно сколько угодно критиковать деятельность МВФ, но при этом необходимо быть объективными и ясно осознавать  основную роль Фонда и обусловленные данной ролью  методы достижения и поддержания макроэкономической сбалансированности (сокращение дефицита бюджета, расширение источников бюджетных доходов, ограничение правительственных расходов, обеспечение стабильности банковской системы, формирование достаточных валютных резервов и т.д.). Заметим также, что не Фонд предлагает или навязывает странам финансовую поддержку, а правительства вместе с центральными банками обращаются в МВФ с подобной просьбой, излагаемой в так называемом письме о намерениях и обосновываемой в прилагаемом проекте Меморандума. Проект Меморандума до утверждения Фондом в рабочем порядке согласовывается и обсуждается между сторонами будущего соглашения.

С чем же обратились Правительство и Национальный банк Молдовы к руководству МВФ год назад?

Обратились с просьбой об утверждении трехгодичной программы (на период январь 2010 г. – январь 2013 г.), целями которой являются восстановление налогово-бюджетной и внешней устойчивости, сохранение финансовой стабильности и поддержание экономического роста, и, соответственно, с просьбой о финансовой помощи.

Объем запрошенной на три года помощи оказался самым большим за всю историю взаимоотношений Молдовы с МВФ - 369,6 миллионов СПЗ (специальных прав заимствования), что в 3 раза больше квоты Молдовы в МВФ. В рамках предыдущего Меморандума (на 2006-2009 гг.) максимально запрашиваемая финансовая помощь составляла 110,88 млн. СПЗ, или 90%  квоты (фактически было использовано только 88 млн. СПЗ).

Объем запрошенного нового кредитования – это не просто большая цифра, а это величина, косвенно измеряющая масштаб разбалансированности экономики и обусловливающая степень жесткости мер по  балансировке. То есть «рекордное» кредитование означало признание «рекордной» для Молдовы макроэкономической нестабильности и необходимости принятия «рекордных» по жесткости мер социально-экономической политики. Такова была логика заключения последнего Меморандума с МВФ, из которой исходили Правительство и Национальный банк.

Безусловно, перед заключением соглашения с МВФ экономическая ситуация была очень сложной, кризисные процессы (сокращение ВВП и объемов производства во всех секторах экономики) усиливались на протяжении всего 2009 года.

Но сопровождались ли  кризисные процессы в реальном секторе экономики чрезмерными разбалансировками бюджета, финансов, валютного и денежного рынка?

Дефицит государственного бюджета к октябрю 2009 года составил около 2 млрд.леев, или 4,4% ВВП (за 9 месяцев). Данный бюджетный дефицит не был критическим. В таком же периоде следующего 2010 года, на протяжении которого отмечался не спад, а непрерывный рост экономики, дефицит государственного бюджета был ненамного меньшим - 1,6 млрд.леев, или 3,1% ВВП. Отметим, что проблема дефицита бюджета в 2009 году была актуальна и для экономически развитых стран. В 24 странах Евросоюза отмечался рост бюджетного дефицита, в Ирландии он составил 14,4% ВВП, в Великобритании – 11,4%, в Испании - 11,1%, в Латвии - 10,2%, в Португалии - 9,3%, в Литве - 9,2%, в Словакии - 7,9%, во Франции - 7,5%, в Германии - 3,3%.

Образовавшийся в январе-сентябре 2009 года бюджетный дефицит покрывался исключительно за счет заимствований на внутреннем рынке. При этом утвержденный лимит внутреннего государственного долга (5 млрд.леев) не был превышен.Инфляция сменилась дефляцией - в январе-сентябре 2009 года потребительские цены упали на 0,3%. Экономика не накачивалась лишними деньгами – денежная масса сократилась на 9%.

Острая ситуация на валютном рынке (девальвация лея), наблюдавшаяся в первые месяцы 2009 года, была сглажена путем валютных интервенций Национального банка Молдовы.  В результате официальные валютные резервы за январь-сентябрь 2009 года сократились на 28%, а обесценение лея по отношению к доллару США составило 10%. Однако уменьшились и фактические потребности в валюте, поскольку очень  резко сократился импорт. Импорт сокращался в 1,5 раза быстрее, чем экспорт, и дефицит торгового баланса уменьшился почти наполовину. Поэтому, несмотря на снижение валютных резервов Национального банка, показатель достаточности официальных валютных резервов улучшился – к концу сентября 2009 года резервы покрывали 5,1 месяцев импорта (в аналогичном периоде докризисного 2008 года – 4,4 месяцев импорта).

Конечно, напряженности на внутреннем рынке были – и бюджетные, и финансовые, и валютные. Необходимо было провести ряд балансировок, и, прежде всего, решить вопрос об источниках финансирования образовавшегося бюджетного дефицита и покрытия бюджетных расходов до конца года, а также о пополнении  валютных резервов.

В этот период нужно было не только решать указанные проблемы, но и обеспечить продолжение сотрудничества с внешними партнерами по развитию, которые, в том числе, предоставляли ресурсы для финансирования инвестиционных проектов.

Однако в мае 2009 года истек срок действия предыдущего трехлетнего Меморандума с МВФ, который для стран с низким уровнем дохода (к ним относится и Молдова), «открывает двери» для сотрудничества с другими международными институтами, в том числе  инвестиционными. Нужно было заключать новое соглашение с МВФ. А вот содержание этого соглашения зависело не только от позиции Фонда, но и от позиции Правительства и Национального банка - от их  оценок сложившейся в стране макроэкономической ситуации, от предлагаемых мер и действий, от запрошенного объема кредитования.
 
Ситуация была представлена излишне катастрофичной, предлагаемые меры были жесткими (достижение бюджетных балансировок за счет ужесточения социальной и налоговой политики), а объем запрошенного кредита был избыточным. В результате были заморожены социальные программы, увеличены налоговое бремя и внешний государственный долг. Это плохое начало для реализации политики снижения уровня бедности и стимулирования предпринимательской активности, без чего Молдова не может идти вперед. Но нам нужно не просто идти вперед, а идти  ускоряющимися темпами (об этом – в предыдущей статье автора).
 
kommersant.md
 

Комментарии (0) Добавить комментарии