Политика

Опять футбол, опять встреча…

05.10.2010
{Опять футбол, опять встреча…} Молдавские Ведомости
В VIP секторе стадиона, как рассказал сам молдавский премьер-министр, он обсудил с приднестровским визави начало движения через Тирасполь пассажирского поезда «Кишинев-Одесса» и создание комфортных условий для пассажиров. Они поговорили также о восстановлении стационарной телефонной связи между Молдавией и Приднестровьем. В общем, досуг проведен с пользой. Чем заняться в Кишинёве вечером футбольному болельщику, если не так далеко – разыгрываются европейские футбольные призы? Правильно – поехать на футбол.
 
Теперь о некоторых комментариях касательно «футбольной дипломатии». Понятно, что на матче ничего не решается. Работают экспертные группы, составляются планы и графики, в общем – идёт работа. А на стадионе, в неформальной обстановке, вожди могут друг друга спросить – «ну как там твои, что сделали». Ну а для публики – «сольём» нужную информацию. Пусть её обсуждают.
 
«В ответ на смягчение транспортной блокады Приднестровья Кишинев рассчитывает получить лояльность Кремля в период выборов. При этом лидер ПКРМ Владимир Воронин и председатель ДПМ Мариан Лупу, которые "откровенно ищут поддержки в Москве", выступают против "пакта Смирнова-Филата". И у Воронина, и у Лупу есть на это свои причины, публикует "Росбалт" мнение Андрея Сафонова, президента Центра стратегических исследований и инициатив "Юго-Восток".
 
"Славу 'молдавского Бисмарка' он (Воронин - прим.ред.) никому уступать не намерен. Консервация статус-кво на Днестре ослабляет позиции Воронина, тем более, что, в отличие от Гимпу и, возможно, Филата, он заинтересован в антирумынски настроенном электорате Приднестровья", - отмечает Сафонов.
 
Лупу против "футбольной дипломатии" по иным причинам: "В ситуации, когда из всех четырёх лидеров АЕИ после прихода к власти в сентябре 2010 года один лишь Лупу не получил никакой официальной должности, руководитель Демпартии, возможно, решил, что пришёл момент нанести своему партнёру (здесь Владу Филату - прим.ред.) по правящей коалиции удар"».
 
Насчёт Бисмарка, думается, что таковым в молдавском варианте может считаться первый президент Мирча Снегур. Правда – как и положено в молдавском варианте – Бисмарк неудавшийся. Помнится, что «железный канцлер», своим тезисом обозначил «объединение Германии железом и кровью». И последовательно, шаг за шагом достигал своей цели.
 
Господин Филат никак не примерит на себя лавры Бисмарка. Он ведет свою политику, в том числе и в отношении Приднестровья, как деловой человек. А что касается недовольства Мариана Ильича действиями Владимира Васильевича в тираспольском направлении, – давайте признаем, что никто в Альянсе, кроме Филата (ну и господина Виктора Осипова, ему по должности положено) не собирался в ближайшей перспективе что-то предпринимать и встречаться на стадионе, на охоте, в поле, где угодно, - но в Приднестровье и со Смирновым. Что делает молдавский премьер? Он возвращает то, что было наломано при предыдущей власти. Пытается. Политика – очень циничная профессия. Любую ситуацию политик должен использовать на пользу. В приднестровском направлении было наломано столько, что любой шаг вперёд будет расцениваться «партнёрами по Альянсу» как вызов. А что такое «футбольные договоренности»? Позволим себе повториться  – это откат к старому. После проведения соответствующей предварительной работы.
 
Пусть в первом пущенном поезде «Кишинев-Одесса» рассчитанном на 400 пассажиров, в первый день в Одессу поехали 26 человек – 21 пассажир из Кишинева, 1 – из Бендер и 4 из Тирасполя. Пусть билет стоит дороже, чем на автотранспорте.
 
Но западные страны и международные организации в один голос поддержали это дело. Хоть что-то реальное, что-то, на что можно сослаться и сказать, что есть продвижение.
 
Теперь о таможенных договоренностях. Как и прежде ничего не ясно. Даже активные противники нынешней власти – коммунисты, не знают, о чём идёт речь. Они обвиняют Филата в "уступках приднестровским сепаратистам" и отказе от "принципиальной позиции по защите единого таможенного пространства Молдавии".  Вместе с тем лидер Партии коммунистов Владимир Воронин признал, что коммунисты критикуют инициативу правительства Молдавии об упрощении экспорта для экономических агентов из Приднестровья, не зная ее содержания. "Мы, депутаты парламента, так и не видели это постановление, и об этих договоренностях мы больше информируемся от вас, от прессы", - признался Воронин.
 
А почему ничего не ясно? Потому что нет пока решения. Приднестровье не откажется от своего таможенного досмотра, а молдавская сторона просто не сможет отдать таможенные печати в Тирасполь. Создать совместные посты? Как это будет выглядеть? Молдавские таможенники будут вахтовым методом выезжать на границу, если им разрешат?
 
Поэтому, видимо и поднимают вопросы, которые можно решить в данные момент, без очень серьезных взаимных уступок. Ну, например, – восстановление стационарной телефонной связи.
 
Кстати – в этом году исполняется семь лет с момента «телефонной войны» которая длилась с 8 сентября по 19 ноября 2003 года. Нынешнее отсутствие стационарной связи между Приднестровьем и Молдовой её следствие. В 2003 году по Национальному плану нумерации Молдовы, Приднестровью выделялся ресурс всего в 700 тыс. номеров. При этом, к тому времени в Приднестровье был ресурс - в 800 тысяч номеров. То есть ресурс, предоставляемый Приднестровью молдавским Национальным планом нумерации, был на 100 тыс. номеров меньше. Естественно, Тирасполь хотел менее всего зависеть в области связи от Кишинева. Поэтому в Приднестровье утвердили свой план нумерации. Ресурс Плана нумерации Приднестровья составлял 4 млн. телефонных номеров. Телефонные сети Приднестровья стали полностью самостоятельны и администрируются исключительно министерством информации и телекоммуникаций региона.
 
И началось. Молдавская сторона стала «тестировать цифровое телевидение», а попросту «глушить» приднестровского сотового оператора «Интерднестрком». Приднестровье в долгу не осталось и стало глушить молдавских сотовых операторов. Уже забывается насколько эта игра, «кто кого переглушит» - вызвала раздражение у простых пользователей. Они тут причём? Однако, с упорством достойным лучшего применения, больше двух месяцев сотовые компании несли убытки, а простым гражданам трепали нервы. В итоге, после окончания «глушения» все обратилось так, что у Молдовы с Приднестровьем с тех пор прямая стационарная отсутствует и осуществляется через третьи страны
 
Для справки: 100% «Транстелекома», компании владеющей всей стационарной сетью Приднестровья – принадлежит «Интерднестркому».
 
Предыдущая власть пыталась «отжать своё» экономическими методами. Уже упомянутая компания «Интерднестрком» купила лицензию на предоставление услуг сотовой связи в Молдове, но ее в итоге банально «кинули». Суд решил, что один миллион долларов (именно столько стоила лицензия для «Интерднестркома») – не та сумма, и постановил отозвать лицензию. Деньги, конечно же, никто возвращать не собирался. Вот такая месть за проигрыш в телефонной войне.
 
Интересно, обсуждали ли Игорь Николаевич и Владимир Васильевич и этот момент? Или в свете победы «Шерифа» над киевским «Динамо» было не до этого?
Максим Кузовлев

Комментарии (0) Добавить комментарии