Политика

Призрак левого блока

14.09.2010
{Призрак левого блока} Молдавские Ведомости
Немногим ранее схожую идею выдвинул и председатель партии «Единая Молдова» Владимир Цуркан, предложивший объединить усилия всем «прогосударственным» партиям. То есть лево-центристским, поскольку правые более ориентированы на Румынию и третирование «примитивного молдовенизма». Речь тогда, правда, вряд ли шла о блоке, но желающий найти подтекст, его находил. Причём вряд ли Коропчану и Цуркан согласовывали свои заявления друг с другом. Но остаётся открытым вопрос – что каждый из них имел в виду.
 
Вариант 1. «ПКРМ + остальные».
 
Собственно, такой «левый блок» коммунисты уже создавали в 1999 году на всеобщих местных выборах. Блок назывался «коммунисты, аграрии, социалисты». Если быть совсем точными, то ещё в 1998 году в парламент по спискам ПКРМ прошел ряд бывших лидеров соцпартии. Пара экс-аграриев там тоже была. А в 1994-м году в парламент от блока Соцпартии и движения «Единство» прошли и несколько представителей возрождённой компартии.
 
Что-то подобное произошло и десять лет спустя, в 2009-м году. В парламент по спискам ПКРМ были избраны председатели Аграрной партии и Партии социалистов «Patria-Родина» Анатолий Попушой и Вероника Абрамчук. Но это был, скорее, усечённый вариант блока: от Аграрной партии давно уже осталось небольшое число первичных организаций, а Партия социалистов, хоть и существует, но выглядит менее живой, чем хотя бы четыре года назад, когда у неё были шансы даже на попадание в парламент.
 
Скорее ПКРМ просто стремилась мобилизовать левый электорат за счёт конкретных персон. Это подтвердило и включение в список кандидатов на июльских выборах еще одного «сателлита» - Эдуарда Мушука. Его присоединение к ПКРМ не могло принести больше рейтинга, но обозначало поддержку организаций, отколовшихся вместе с ним от СДПМ (тогда её возглавлял Дмитрий Брагиш).
 
Кто мог бы заинтересовать ПКРМ сейчас в качестве союзника? Валерия Клименко, который вовсю позиционирует сейчас себя как лояльнейший к коммунистам политик, брать в команду для них опасно. Во-первых, его партия обладает огромным антирейтингом во всех регионах – из-за  «русофонского» образа. Во-вторых, после тандема Клименко с Центристким союзом (в особенности с Михаем Петраке и некоторыми другими лидерами «старой команды») «Равноправие» рассталось с порядочным числом своих вернейших активистов. В-третьих, слишком уж быстро перестроился Клименко, совсем недавно обвинявший ПКРМ во всех смертных грехах.
 
Примерно так же выглядел когда-то тот же Брагиш, сначала требовавший немедленной отставки Воронина, а потом пытавшийся оказаться на встречах поближе к кому-то из иерархов ПКРМ. Слишком хорошо видно, что одному нужно лишь место в списке, а другим – и вовсе ничего от него не нужно.
 
Кто ещё? Христианские демократы? Исключено полностью. «Единая Молдова»? Ну, того ли ради уходили и обменивались обвинениями, чтобы потом воссоединиться. К тому же, как ни парадоксально бы не звучало, такой вариант отпугнул бы от ПКРМ их избирателей-антикоммунистов. То есть таких, которые не любят КПСС, Советский Союз и саму коммунистическую идею, но готовы голосовать за ПКРМ просто потому, что считают её более компетентной, чем правые партии.
 
Названные в списке «левых» гуманисты Валерия Пассата – это уже и вовсе вариант из области фантастики. Микроскопические Партия труда, или «Патриоты Молдовы» - маловероятно.
 
Выходит, кроме социал-демократов с новым лидером Виктором Шелиным во главе – и обозначить некого. Но тут тоже аспект: хоть у «эсдеков» рейтинг и растёт – это именно рейтинг образа партии, а не её региональной структуры. Объединись она с коммунистами в блоке – и рейтинг СДПМ  растворится – избиратель будет видеть в бюллетене ПКРМ, а не СДПМ.
 
Таким образом, приходим к выводу, что первый вариант отпадает.
 
Вариант 2. «Внепарламентские левые»
 
А ведь, по сути, зачем команде Шелина напрашиваться в список к коммунистам? Это команда успешных бизнесменов, а уже потом политиков. Им, в отличие от Брагиша или Клименко, одно-единственное местечко в парламенте – не панацея. Идти на выборы самостоятельно – это, конечно, риск. Зато в случае прохождения – уже фракция, уже возможность оказывать влияние на процессы.
 
А если учесть последние изменения закона о распределении мандатов, то в случае получения четырех-пяти процентов голосов, СДПМ получит не пять-шесть мандатов, как при старом законе, а все семь-восемь, а то и 10. Это уже – золотая акция. И ради этого стоит рисковать. Но – нужно ли при таком раскладе укрепиться с другими левыми в блок?
 
Что-то подобное мы уже видели на апрельских выборах, когда Василий Тарлев собрал вокруг Центристкого союза партии Николая Андроника, Валерия Клименко, Иона Мереуцэ, Николая Алексея и движение «Единая Гагаузия». Итог – меньше трёх процентов, что в очередной раз показало – сложение партий не означает сложение рейтингов.
 
То же самое показали и июльские выборы, когда в одном списке пошли два экс-премьера – Дмитрий Брагиш и Василий Тарлев. Да и в 2010 году ожидаемого аналитиками объединения команд Владимира Цуркана, Дмитрия Брагиша и обратившего внимание на политику бизнесмена Николая Чёрного, так и не произошло.
 
Кто мог бы усилить социал-демократов в качестве союзника? Тандем с «Единой Молдовой» дал бы им определённое количество агитаторов на местах. Но плохо сказался бы на рейтинге. СДПМ сейчас делает имидж «новых людей», а команда Цуркана-Степанюка-Семеновкера может запросто этот образ убить. Да и возможность того, чтобы Шелин и Цуркан договорились ничтожно мала.
 
Других же внепарламентских «левых» партий, способных подарить хотя бы полпроцента потенциальному союзнику – попросту нет.
 
И ещё один немаловажный момент. Минимальный порог прохождения в парламент для блока из двух партий – на три процента больше, чем для одной партии, а для трёх – так и вовсе на пять процентов. Таким образом, объединяясь, внепарламентские левые рискуют ещё больше, чем идя поодиночке.
 
Вариант 3. «Постэлекторальный союз».
 
ПКРМ, в любом случае, будет бороться за большинство, и основную ставку сделает на поддержку групп избирателей на местах. А «эсдекам», как мы рассчитали, куда логичнее идти на риск и пытаться самостоятельно штурмовать парламент. Шансы у них отнюдь не стопроцентны, но возможность получить «золотую акцию» стоит свеч.
 
При таком раскладе, коммунистам крайне пригодится фракция-союзник. Что касается Шелина, то, хоть его и трудно представить в одной компании с партиями Альянса за европейскую интеграцию (учитывая их взаимные конфликты), но столь уж лояльным союзником к ПКРМ он тоже не станет. Можно будет увидеть нечто вроде «настоящей коалиции» - без явного рабского положения миноритарного партнёра, но и без распила правительства по принципу алгоритма.
 
Если СДПМ пройдёт в парламент (а для этого ей придётся очень сильно постараться) и согласится на коалицию с ПКРМ, можно ожидать, что её лидеров-предпринимателей заинтересуют места в макроэкономическом блоке правительства. Министерства экономики и финансов коммунисты никому, по возможности, не отдадут: они явно гордятся последним составом министров этого профиля, сформированным лишь в последний период пребывания у власти. Зато «инфраструктурными» министерствами, вроде Минсельхоза или Минстроя вполне могут поделиться: тут их собственные креатуры в последние годы явно не блистали.
 
Вот такая вот фантазия о левом блоке. Хотя, конечно, не совсем фантазия. Это, скорее, один из вариантов развития событий. Возможный, но трудный в реализации.
Раду Берилэ

Комментарии (10) Добавить комментарии

  • x

    Статья не заказная. Мне гонораров вполне хватает.

  • x

    Este cert ca electoretul nu poate sa nu-l ia in vedere de PCDM. Selin cu declaratiile sale idiotice si cu partidul sau reinviat, pragmatic cu proiecte reale de relansare a economiei tarii o sa aluga nu in Parlamrnt dar drept in ripa.

  • x

    Si totusi PSD a reinviat. Astazi PSD a devenit un partid pe care nu poti sa nu-l ai in vedere. Intradevar reitingurile acestei formatiuni sunt in crestere si electoratul vede in acest partid o forta care ar putea aplana situatia poliica din tara. Cu atit mai mult ca PSD-stii se pozitioneaza ca un partid pragmatic cu proiecte reale de relansare a economiei tarii.Cred ca la aceste alegeri parlamentare PSD-stii vor fi totusi alesi in Parlament si vor inlocui in noul parlamenr pe PDM-stii lui Lupu in care electoratul este total dezamagit.

  • x

    Полностью согласен с тем, что это не анализ политической ситуации, а анализ личностных отношений. То есть то что мы видим в Молдове в постсоветский период. Власть рассматривается как бизнес, и только. Никто не смотрит на состояние экономики страны, никто не интересуется где молдаване будут работать, никто не интересуется тем, что Молдова будет производить и куда сбывать, и так далее и тому подобное. А это те факторы, которые способны объединить политиков. Но как мы видим одних не интересует Молдова, так как она то и не Молдова, а других она интересует только в плане личного бизнеса. А что остатся делать молдавану??? да, да ...на Запад и Восток, вернее на все четыре стороны.

  • x

    Неумелая прошелинская статья. Но заголовок очень удачен. Призрак левого блока бродит по Молдове. Надо спешить, но разумно. Идеология блока - приверженность социал-демократическим ценностям. Учесть разочарование людей в ДП. Проблема лидера блока. Подумать о Стратане.

  • x

    "такой вариант отпугнул бы от ПКРМ их избирателей-антикоммунистов." Да, только в Молдове антикоммунисты голосуют за коммунистов, абсурд как вся наша жизнь. И ведь поправили 8 лет коммунисты, так нет, им предрекают большинство. Воистину, наш народ хочет то, что имеет

  • x

    У Шелина и СДП, есть все Шансы, занять ДОСТОЙНОЕ место в МОЛДАВСКОЙ Политике Сегодня многие ВСЕРЬЕЗ, Заговориле о СДП.УБЕЖДЕН, в СДП, собрались, ДОСТОЙНЫЕ.

  • x

    Хреновенькая, заказушная статья, которую написал под псевдонимом "Раду Берилэ" комсомолец Олег Тимошенко.

  • x

    А че? Ничетак? Да?

  • x

    Какой- то тупой бред, а не анализ ситуации или какие - то пусть чуть- чуть, но осмысленные рассуждения. Как может СДПМ расматриваться как вариант для политических игр если это абсолютный политический ноль без прошлого и без будущего. АВТОР БЕЗНАДЕЖНО ГЛУП