Экономика

Прогнозы винного барометра

13.07.2010
Глава «Роспотребнадзора» Геннадий Онищенко сообщил, что Россия настояла на том, чтобы министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Молдовы Валерий Косарчук был исключен из списка экспертов, которые будут участвовать в переговорах. Сделано это, по словам главного санитарного врача, с целью исключить политическую составляющую вопроса. В ходе встречи в Москве решать судьбу молдавских вин будут исключительно специалисты из Молдовы и России.
 
«Российские условия - обсуждать проблему не на административно-политическом, а на экспертном уровне. Они были адекватно восприняты. Это дает основания надеяться, что разговор будет носить сугубо профессиональный и целенаправленный характер», - сказал Онищенко.
 
Красить заборы вином не будут
 
При этом он оценил реакцию молдавских властей, как неадекватную: «Можно призвать их к тому, чтобы они прекратили унизительную истерику, не везли в Россию помои, а занимались делом. Никто их запрещать не будет». Видимо, твердо решив свести проблему к сугубо техническим аспектам, главный санитарный врач решил, что «дипломатичностью» можно спокойно пренебречь.  Впрочем, заявления Онищенко никогда не отличались особым тактом, в чем он, по-видимому, нисколько не раскаивается.
В последнем своем заявлении он вновь обыграл остроту о краске для заборов, правда, в этот раз он заявил, что «не будет отдавать это вино (из некачественных партий, - прим. ред.) на покраску российских заборов».

Большинство экспертов и ответственных лиц, имеющих отношение к винодельческому сектору в Молдове, к складывающейся напряженной ситуации стараются подходить очень взвешенно. Но временами появляются и крайне импульсивные высказывания. Причем порой они делаются на весьма высоком уровне. В частности на прошлой неделе после экстренного заседания правительственного антикризисного комитета министр сельского хозяйства Валерий Косарчук заявил, что в итоге обсуждений ему стало совершенно ясно, что единственным способом избежать бизнес-рисков в данной сфере является диверсификация рынков сбыта.
 
Однако большинство производителей думают иначе. По их мнению, допустить потерю российского рынка нельзя никак, поскольку без российского рынка у молдавских вин не будет шансов на выживание. Они призывают местных политиков быть крайне осторожными в заявлениях, и особенно в принятии решений.
 
Не потерять российский рынок
 
В винной отрасли в Молдове задействовано 120 тыс. человек, помимо этого в сфере виноградарства работает еще 11 тыс. работников. И это не говоря о смежных отраслях, таких, как производство бутылки, тары, этикеток, различных транспортных службах и т.д. и т.п. Потери отрасли в результате эмбарго в 2006 году в полном объеме так и не подсчитаны. Виноделы называют сумму в 180 млн. долларов, убытки смежников так и не были озвучены.
 
Весьма взвешенной в свете всего сказанного выглядит позиция, озвученная заместителем министра иностранных дел Молдовы Андреем Поповым. Он считает, что российский рынок имеет чрезвычайно важное значение, ссылаясь при этом на то, сколько времени понадобилось Молдове, чтобы оправиться от кризиса 2006 года. До сих пор утраченные позиции не восстановлены. Тогда более половины импортируемых Россией вин были молдавскими. В 2005 году этот показатель достиг 52%, то есть в тот год Молдова экспортировала вин на сумму порядка 300 млн. долларов. В 2009 году наша республика смогла достичь уровня всего в 12%. И хотя это в четыре-пять раз меньше, чем прежде, все же в прошлом году страна смогла экспортировать вина более чем на 50 млн. долларов.
 
«Россия – это традиционный рынок, где хорошо знают молдавские вина, - сказал А. Попов в интервью радиостанции «Europa Libere». - Правительство, все министерства и ведомства обязаны предпринять все усилия для сохранения и развития этого рынка». При этом вице-министр, являющийся также вице-председателем молдо-российской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, не смог опровергнуть наличия связи между недавними политическими заявлениями, а особенно указом, вызвавшим возмущение общественности и политического класса в России, и сообщением о выявлении запрещенных химикатов молдавских винах.
 
Стараясь быть максимально сдержанным в своих оценках, молдавский дипломат все же не мог не отметить, что главный санитарный врач России превысил свои полномочия, когда заявил, что у молдавских вин низкое качество. При этом он указал на интересное, по его мнению, совпадение – на протяжении года было экспортировано тысячи партий вина, но на этот «злополучный» компонент дибутил они не тестировались. И как раз через несколько дней после опубликования указа, проверки «вдруг» обнаружили присутствие этого компонента в молдавском вине.
 
Истина в вине?
 
Как объяснил корреспонденту «МВ» замминистр сельского хозяйства Василий Бумаков, когда несколько лет назад представители Молдовы и России пришли к соглашению о порядке проверки качества молдавских вин, были согласованы 50 показателей, которым должны соответствовать вина. «Среди этих показателей не был указан дибутилфталат. – сказал В. Бумбаков, - Тестирование на этот химикат проводилось впервые. Мы удивлены, что, по мнению российской стороны, этот элемент вообще не должен присутствовать в вине. Почему-то российских экспертов не удовлетворил тот факт, что его содержание в прошедших проверку партиях не превышает максимально допустимых концентраций, присутствие которых российские нормы допускают, например, для минеральной воды».
 
Согласно данным, представленным «МВ» В. Бумаковым, пластификатор дибутилфталат присутствует в любом продукте, который соприкасался с пластиком. Поэтому он всегда регистрируется в минеральной или сладкой воде, которая продается в пластиковых бутылках. Его присутствие в вине специалисты объясняют отнюдь не хранением продукта в пластиковой таре, как заявил Онищенко, а тем, что при переливании используются пластиковые шланги.
 
Согласно принятой в России норме допускается концентрация этого химического соединения в количестве 0,3 мг/л. Причем нигде не отмечено, что именно в вине его не должно быть совсем. Для того чтобы диметилфталат скопился в дозах вредных для здоровья человека необходимо на протяжении многих лет ежедневно выпивать порядка 100 литров воды из пластиковых бутылок.
 
По словам В. Бумакова все молдавское вино перед отправкой в Россию проходит обязательное тестирование. И местные компании сейчас тщательно следят за соблюдением строгих стандартов, выдвинутых российской стороной. «Поэтому вдвойне обидно выслушивать замечания Генадия Онищенко о том, что вино у нас плохое, - подытожил замминистра сельского хозяйства.
 
Бревно в глазу
 
При столь жестких требованиях к качеству импортируемых вин, удивляет лояльность санитарной службы России к винам отечественным. В рамках недавнего Петербургского международного экономического форума сенатор от Краснодарского края  Александр Починок заявил, что «75% российского вина – чистая подделка; из винограда, выращиваемого в России, можно произвести 20−25% вина, все остальное – виноматериалы непонятного качества» и чистая подделка». Возможно, губернатор несколько погорячился.
 
Обратимся к данным российского экспертного центра «Цифра»: в 2008 году Россия произвела  виноградных виноматериалов – 16 млн. дал; коньячных спиртов из них произвели не менее 0,5 млн. дал; остается – 11 млн. дал виноматериала. В этом году было завезено 24,3 млн. дал импортных виноматериалов. То есть всего 35,3 млн. дал сырья. При этом произведено в стране было 71,2 млн. дал тихих и игристых вин.
 
Вывод может и не полностью подтверждает слова А. Починка, но показывает, что порядка 50% объема российского тихого и игристого вина – суррогатное.  Это подтверждает и агентство «Москачество», которое не смогло найти виноматериал в половине бутылок российских шампанских и игристых, купленных в московском ритейле перед новым годом для анализа содержимого.
 
Интересен также опыт Татарии - региона закрытого, где структура потребления четко регулировалась руководством республики последние 13 лет.  Своего вина Татария практически не производит. Полная зависимость от ввоза, плюс – очень жесткий контроль. Они браковали 70% российского вина и лишь несколько процентов молдавского, грузинского и болгарского.
 
На восток
 
И все же альтернативу российскому рынку Молдове найти будет очень проблематично. В прошлом году Молдова экспортировала в РФ винной продукции на 55 млн. долларов, вторым по величине рынком экспорта стала Беларусь – более 40 млн. долларов, за ней идет Украина – около 13 – 14 млн. долларов. При этом в Польшу было продано вина на 9 млн., а в Румынию меньше, чем на 5 млн. долларов.
 
Говорить всерьез о европейском рынке нам пока не приходится. Там и так сейчас наблюдается ужесточение борьбы за рынки сбыта. Так «колыбель вина» Франция в настоящее время переживает серьезные трудности. Французская винная индустрия сильно сдает свои позиции как внутри страны, так и на экспортных рынках.  Падение экспорта французских вин в Великобританию в прошлом году составило 12% и в 2010 вряд ли позиции Франции улучшатся. Естественно, все это не может не тревожить французcкое руководство, c подачи которого была организована группа Anivin de France. Основная задача группы — создание и продвижение новой категории вин Vins de France, а также позиционирование французских вин на международном рынке.
 
Конкуренцию французам составляют в первую очередь итальянцы. А Италию вовсю теснят Испания и Португалия, которые также производят в избытке качественных вин. И это не говоря о мировом буме на вина аргентинские, чилийские, австралийские и из ЮАР. Куда сможет втиснуться в этой конкурентной борьбе Молдова, не ясно. Так что остается всячески улучшать качество молдавского вина, и договариваться с Россией.
 
Ирина Красильникова

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    экономика страны должна вариться в котле бывшего союза.и только достигнув высокого качества пытаться втиснуть себя на запад.дружить надо со всеми пока мы слабы .и никаких кренов политических иначе добьем и так на ладан дышащую ее.поменьше эмоции и больше трезвого рассудка.статья довольно информациона.спасибо.