Политика

Ретроспектива депеш WikiLeaks по Молдове

24.08.2013
Информатор сайта WikiLeaks, рядовой армии США Брэдли Мэннинг получил свой срок. Много или мало в его положении 35 лет тюрьмы с правом досрочного освобождения после отбытия не менее трети установленного наказания - вопрос сейчас во многом риторический.
   
Американский суд не нашел помощи врагу в его действиях, однако и снисхождения не проявил. Мэннинг получил срок за то, что мы узнали всю подноготную политики США и политики государств мира.
 
Как оказалось, для части молдавского политического класса походы к послу США были краеугольным камнем существования. В то же время, сам американский посол (не будем уточнять его имя) оказался весьма искушенным и коварным политиканом, а также инициатором многих идей, которые приписывали сумасбродству правящего альянса.
Редакция портала MOLDNEWS предлагает свою ретроспективу телеграмм из посольства США в Кишиневе, напоминая утверждение политического класса: никто не подтверждает и не опровергает изложенную сайтом WikiLeaks информацию.
 
Итак, всего из американского диппредставительства в руки Джулиана Ассанжа утекло 713 депеш из посольства в Молдове, часть из которых представляет из себя сугубо бюрократические сводки или формальные запросы на проведение тех или иных культурно-общественных мероприятий. Другая часть свидетельствует, что если у некоторых молдавских политиков и был некий идеолог и лидер, то им был американский посол.
Итак, если в 2005-2007 годах СШа и их союзников отчасти занимали такие вопросы, как реинтеграция Молдовы, то к 2009-му и дальнейшему периоду правления альянса внимание сместилось в узкий внутриполитический спектр.
 
Например, Германия предлагала выделить Приднестровью квоту в молдавском парламенте в рамках процесса урегулирования конфликта (Берлин также выступал против одностороннего американо-румынского вмешательства в процесс урегулирования), а президент Румынии Траян Бэсеску обращался в 2005 году к Владимиру Путину с предложением включить Бухарест в переговорный формат по Приднестровскому урегулированию.
 
 
Урегулирование на Днестре не очень долго занимало умы Госдепа и уже к 2008 году Вашингтон начинает обращать внимание на поилтическую ситуацию в Молдове, ее конституцию и другие аспекты. Так, США считали определение молдавского нейтралитета как "постоянного" проблематичным, а перед очередными парламентскими выборами в 2009 году обсуждался вопрос помощи тогдашней оппозиции.
 
При этом накаленная обстановка в регионе даже навела президента Бэсеску на рассмотрение возможного военного конфликта между Румынией и Российской Федерацией в Приднестровском регионе (признание глава государства сделал после событий в Южной Осетии, а позднее на плохое состояние молдавской армии жаловался уже Михай Гимпу).
 
Выборы 5 апреля 2009 года и последующие беспорядки серьезно обострили ситуацию в Молдове, однако же не признавать успехи ПКРМ в правлении в Госдепе не могли, равно как и испытывать разочарование от тогдашней оппозиции.
 
Кризис 7 апреля, беспорядки и хаотичное метание политического класса нашли более глубокое отражение в диппереписке. Так, оказалось, что Партия коммунистов искала после выборов 5 апреля 2009 года "политический компромисс", а не "золотой голос" для избрания президента, а лидеры будущего альянса были уверены, что их ждет тюрьма по итогам беспорядков в центре Кишинева.
 
Забавно выглядит то, что Румыния хоть и считала апрельские беспорядки "позитивной эволюцией" Республики Молдова (посольство США в Бухаресте при этом было уверено, что все действия Бэсеску после апрельских беспорядков в РМ имели предвыборный характер), однако же Бухарест был глубоко разочарован реакцией ЕС на высылку из Кишинева своего посла Филиппа Теодореску по решению президента Владимира Воронина.
Беспорядки породили глобальные политические изменения в Молдове. Их предтеча: политическое предательство, двойные стандарты и цинизм. Оказалось, что Мариан Лупу планировал свой уход из рядов ПКРМ еще в 2007 году, а, скажем, Владимир Филат поддерживал введение коммунистами запрета на двойное гражданство для чиновников, имеющих доступ к гостайнам, но в кампании яро критиковал этот шаг (еще один миф той кампании, утверждения, что Молдова якобы попала в международную изоляцию - ЕС еще с 2008 года рассматривал возможность продолжить евроинтеграцию РМ, даже если у власти останется ПКРМ).
 
Создание Альянса "За европейскую интеграцию", жизнь которого оценивалась без западной поддержки, как очень короткая, породило жуткий кризис кадров, что отмечали даже самые близкие сторонники молдавской власти. Так, назначение Михая Гимпу на пост спикера и и.о. президента вызвало острое неприятие Бухареста, хоть и фигура Владимира Филата вызывала не меньше вопросов. Правящий альянс не мог поделить посты, но был готов на любые нарушения, лишь бы не проводить досрочные выборы, называя их самоубийственными, считая, что коммунисты вернуться к власти.
Отдельно в теме нарушений отметился демократ Мариан Лупу, шантажировавший председателя Конституционного суда Дмитрия Пулбере, чтобы тот принимал решения в пользу новой власти.
 
Никакого сотрудничества внутри коалиции на самом деле не было, взаимное недоверие и неприязнь породили неспособность эффективного управления и новый кризис вокруг избрания президента. Выход из него попытался найти сам посол США, который и придумал референдум по изменению Основного закона, чтобы главу государства избирали всенародно.
 
В дальнейшем спас альянс Игорь Додон, подобно Мариану Лупу рассчитывавший покинуть ПКРМ после ухода партии от власти, и готовый расколоть формирование, а затем пойти на сотрудничество с новой властью.
 
Переход ПКРМ в оппозицию развязал США и Румынии руки. Знаменательным стал визит американского дипломата в Бухарест. В ходе визита в румынскую столицу и встречи с советницей президента Румынии был выработан план принудительной "вестернизации" Молдовы.
 
 
Дипломат не скрывал, что румынские официальные лица в личных беседах избегают говорить о "договоре о границе" с Республикой Молдова, а Бухарест отказывался еще в 2008 году вести переговоры об открытии своих консульств в РМ, однако Вашингтон в Молдове также своего интереса не видел и фактически передал "шефство" над республикой Румынии, молчаливо соглашаясь с тем, что целью Бухареста является стирание всех границ с Молдовой в случае ее евроинтеграции.
 
Что же касается прочих тем, вроде антироссийского характера программы "Восточное партнерство", финансово-экономических активов экс-лидера Приднестровья Игоря Смирнова и прочих депеш, к сожалению, правду мы не узнаем в ближайшем будущем, а ведь так хотелось бы, чтобы Брэдли Мэннинг, неосознанно жертвуя своей свободой,  делал это во имя истины.

Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (0) Добавить комментарии


Новости по теме

Все материалы →