История

Трибуна обнаружила необычное хобби президента академии наук

09.04.2013
{Трибуна обнаружила необычное хобби президента академии наук} Молдавские Ведомости
В эксклюзивном интервью порталу ТРИБУНА президент Академии наук Молдова Георге Дука говорит о своем увлечении коллекционированием статуэток с изображением сов, а также о том, что побудило его полюбить эту птицу. Он утверждает, что совы образец мудрости - качества, которым он руководствуется всю свою жизнь. В этом материале вы узнаете и о других увлечениях руководителя главного научного учреждения страны, о том, как он стал химиком, как занялся проблемами окружающей среды.
 
Т.: Откуда у Вас это увлечение совами? Почему увлеклись именно этой птицей?
 
Г.Д.: Это связано с детством, школой, студенчеством и так далее. Я всегда восхищался умными людьми. Когда я стал лучше осознавать этот мир, то влюбился в дедушку. Для меня он означал мое «рождение», потому что он слыл в селе мудрым человеком: если кто-нибудь приходил к нам обсудить проблемы или пожаловаться на трудную жизнь, дедушка помогал ему преодолевать эти проблемы. Он многое чего знал, был на войне. И это стало побудило меня избрать тот путь, по которому шел всю свою жизнь. Я с удовольствием слушал ребят, рассказывающих анекдоты, прислушивался к женщинам, которые приходили в бабушке шить и много чего рассказывали, и для меня они представляли большой интерес. Позже стал преподавать, это занятие мне нравилось. Для меня было важным демонстрировать свои знания, быть умным, получать признание людей.
 
В своей жизни я много чем увлекался. В детстве коллекционировал почтовые марки, но интерес к ним у меня пропал, когда кто-то в нашем селе собрал больше марок, чем я, и я подарил ему всю свою коллекцию марок. После этого у меня появилось другое хобби. В каждую свою поезду на олимпиады по химии я покупал книги, привозил полный чемодан книг по химии, читал, учился и думал, что когда стану взрослым, напишу одну-единственную книгу, чтобы дети не искали столько книг. Ведь в одной книге находил лишь одну важную идею, а читать нужно было всю книгу. Тем не менее, читать всю книгу полезно, потому что так больше познаешь. Но тогда я так думал…
 
В принципе я так и поступил и написал «Справочник по химии для учащихся и преподавателей» где на 300 страницах «разместилась» вся химия. Учиться не означает только запоминать, но и уметь систематизировать свои знания, разложить знания по полочкам и, когда появится надобность, чтобы они сами пришли к тебе на помощь в решении той или иной проблемы.
 
А когда я был студентом, аспирантом, докторантом, для меня умные люди были на первом плане.
 
Т.: Именно в студенческие годы Вы стали коллекционировать сов?
 
Г.Д.: Было у меня несколько сов, но они не стали моим увлечением. Более серьезно начал заниматься коллекционированием в последнее время. Те кто приходит на мой день рождения знают, что ничего другого мне не надо, даже бутылки хорошего вина или еще чего-то. Но я очень рад, когда получаю в подарок сову, даже самую маленькую.
 
Т.: Их у нас можно найти в продаже?
 
Г.Д.: Не очень, но все же найти можно. В моей коллекции статуэтки сов из разных стран. Если бываю за рубежом, то обязательно покупаю какую-нибудь статуэтку.
 
Т.: А живые совы еще водятся на территории Молдовы?
 
Г.Д.: Водятся. Но это мигрирующие птицы, и, если исчезают в определенных зонах, то оказываются в других. В регионе между Прутом и Днестром расположены леса, горы, в которых обитает много живности и там можно найти разнообразную гамму видов птиц и животных. Волки, которые практически исчезли на территории Молдовы, были уничтожены, пришли оттуда. Так происходит в этой трофической цепи и экологической системе - у каждого своя ниша. Если какое-нибудь звено отсутствует, то оно отрицательно влияет на всю экологическую систему. Совы встречаются в наших лесах, они меняют место пребывания, но не очень часто.
 
Т.: Чем выделяется эта птица? Какие ее качества Вас очаровали? Первое, как я понял, мудрость.
 
Г.Д.: Давайте обратимся к другим птицам - ласточкам, воробьям, кукушкам, журавлям и другим или же к домашним птицам - курам, уткам, гусям. Они постоянно заняты поиском еды и воспроизводством вида. Еда и забота о птенцах. Сова занята тем же самым, но делает это мудро. Она долго может ждать своей жертвы, но обязательно поймает. Возможно, этот пример не очень подходит для человека, но сам по себе внешний вид, поведение совы достаточно мудры. Думается, такое поведение нужно и нам в контексте наших действий, в нашей деятельности. Не имеет значения в какой: исследовательской, образовательной, юридической, политической. Важно каждый раз, когда мы собираемся что-то сделать, рассчитать все очень хорошо. Сова именно так и поступает - она долго медитирует, думает, как поймать, например, мышь, но как сделать это более точно. Вот и нам не следует спешить, не отличаться разговорами, а хорошо подумать перед тем, как что-то предпринять. Сова, однако, от природы наделена таким талантом.
 
Для людей, однако, важны не только знания или талант, для них важен и диалог. В одиночку человек, к сожалению, рискует наделать ошибок, а в сообществе с другими людьми он должен общаться. Точно так же, как и сова, которая нападает только будучи уверенной в том, человек должен думать о том, чтобы его действия соответствовали ожиданиям общества.
 
Т.: Это правда, что сова охотится большей частью ночью?
 
Г.Д.: Ну, так ведь днем охотятся остальные птицы (смеется). Значит, и с этой точки зрения она мудра.
 
Т.: Вам все известно об этом виде птиц?
 
Г.Д.: Нет, не все. Я не специалист в этой области, но замечу, что в качестве исследователя, ученого, человека, который руководил многими научными коллективами, важно такое поведение, которое служит образцом в жизни.
 
Т.: Сколько единиц в Вашей коллекции, из каких стран?
 
Г. Д.: Накопилось у меня около ста статуэток сов. Часть находится в моем рабочем кабинете, часть - дома. Но проблема не в том, чтобы иметь много, а в том, чтобы они были тебе по душе. Было у меня и чучело совы, но я подарил его музею. Совы у меня из многих стран: Италии, России, Израиля, Бразилии, Бельгии, Уругвая, Шри-Ланки, других стран. Совы разные, равно как и люди. Мои статуэтки изготовлены из разных материалов: керамики, камня, меди, одни цветные, другие не очень.
 
К слову, премии АНМ лучшему ученому года, лучшему молодому ученому, лучшему изобретателю вручаются в виде статуэток сов.
 
Т.: Как Вы стали химиком по профессии?
 
Г.Д.: Мой отец очень мудро привил мне любовь к химии. Я не хотел выделяться среди других мальчишек, были и такие, хотел быть, как все. Несмотря на то, что мои родители были учителями, я шалил, дрался с ребятами, ходил на танцы, пас овец и коров и так далее. Отец, однако, заметил, что я больше тяготею к улице, как говорится, к плохим ребятам которые мнили себя смелыми. Мне нравились ребята, которые умели рассказывать красивые байки, анекдоты. Вместе с ребятами воровал яблоки в колхозном саду или у соседей (смеется). Но чем больше отец говорил мне, что нужно учиться, тем больше я реагировал наоборот. В какой-то мере я был бунтарем и в этом определенным образом похож на меня мой сын. Я человек дружелюбный, великодушный, друзьям готов отдать все. Человек я публичный, согласно определениям толкового словаря, но я живу ради людей. Таким был мой отец, таким был и дедушка. Все, что я мог сделать для людей, делал, а остатки доставались мне. Это мое жизненное кредо, и поэтому, вероятно, я занимаю публичные должности, начиная со студенческих лет и после выпуска. Я был руководителем молодежной организации, профсоюзным лидером, заведующим кафедрой, деканом, министром, депутатом и так далее. Попытал я свои силы и в бизнесе, но безуспешно.
 
Возвращаясь к своему отцу, хочу поведать такой случай. Был я тогда в седьмом классе на уроке химии. Отец обманул меня, дескать, у него нет времени и заставил оставшиеся 20-25 минут решать задачи с одноклассниками. Я сопротивлялся, но отец весьма дружелюбно убедил меня. Я тоже раскинул своим умом, что это способ утвердить себя перед всем классом. Я не отставал от отца до тех пор, пока он не выдавал мне подробности. Я ведь не собирался преподавать, а хотел рассказывать им, как на посиделках с ребятами за «байками». Но именно за «байками» я и освоил лучше химию, а когда отец отсутствовал, урок химии вел я. Ребятам больше нравилось, как преподавал я, а не отец, хотя он был преподавателем с именем, имел республиканские и союзные награды. Его ученики занимали первые места на республиканских и союзных олимпиадах. Впрочем, я тоже ездил на республиканские олимпиады. Он сумел убедить меня выйти перед аудиторией, вот так я и стал «неформальным преподавателем» по химии (смеется). Так мне привили любовь к химии, и я выбрал эту профессию, хотя все советовали мне идти в медицину, поскольку все мои родственники были врачами. Окончив школу с золотой медалью, первый раз я попытался поступить в один из вузов Москвы, но после того, как меня не зачислили, поступил в Молдавский государственный университет.
 
Т.: Чем Вы еще увлекаетесь?
Г.Д.: Другим моим хобби длительный период были экспедиции. К ним я привлек много молодежи. Проводили мы экспедиции в течение 2-3 недель на реках Прут и Днестр, начиная от Наславчи, Липкань и кончая югом Молдовы. Занимался я этим, чтобы привить молодежи любовь к окружающей среде. Ходили мы в этих экспедициях на каяк-каноэ, хотя однажды попал в такой водоворот, что едва не лишился жизни.
 
Приступил к экспедициям, когда перешел от химии к экологической химии. В своей деятельности я занимался большей частью изучением химии, познал почти все, что есть в этой отрасли, потом разнообразил научную деятельность. Благодаря моим научным открытиям, я продвинулся, и меня направили на годичную стажировку в Италию, после чего я был ассоциированным преподавателем римского университета La Sapienza, где разработал курс экологической химии. Я привлек химию (науку, которая считается основным загрязнителем) к очищению окружающей среды наряду с процессами очищения, найденными самой природой, ибо в противном случае природа давно стала бы огромной мусорной свалкой. Фактически я являюсь одним из создателей этой сферы деятельности - экологической химии. После возвращения в Молдову, в 1992 году создал в Госуниверситете кафедру промышленной и экологической химии, и с тех пор стал продвигать проблемы окружающей среды. Тогда я и подумал, что хорошо быть совой в химии. До сих пор я написал свыше 1500 статей (в том числе, 700 научных), более 60 книг и учебников, являюсь автором 150 изобретений. Тогда я подумал: хватит сидеть на деревьях и медитировать, время действовать. Тогда я стал использовать химию для решения практических задач, для переработки отходов и для решения других проблем окружающей среды.
 
Следовательно, для меня сова - образец подхода к делу, который предполагает, что нужно много изучать, думать, и только после того, как ты уверен, действовать.
 
Т.: Да, но ночами не нужно спать, как поступает сова. К слову, Вы ночами спите или же поступаете наподобие совы?
 
Г.Д.: Не совсем так, хотя многие знают, что я могу позвонить и в час или два ночи, а в 6-7 часов утра я уже на ногах. И не потому, что я страдаю бессонницей, а потому, что это мой способ жить. Следовательно, и в жизни, и в работе я в какой-то мере сова. Поэтому эта птица и является моим хобби. Ведь увлечение должно отталкиваться от чего-то, что свойственно тебе.
 
 
Адриан Панку,
Андрей Богуш

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Да, сейчас ,если сам себя не пропиаришь, то по хорошему тебя и не вспомнят. Уважаемый Академик, специалист в экологической химии и будучи министром экологии, как же ва допустили что река Бык умерла?