Экономика

Винный конфликт в фазе брожения

28.07.2010
На российской таможне по-прежнему простаивают десятки машин и несколько железнодорожных вагонов с молдавской винодельческой продукцией. На этот товар не дается разрешения ни на ввоз в Россию, ни на его вывоз и возврат в Молдову. Российские власти пока не представили никакого официального обоснования причин задержки.
 
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко напрочь отвергает все заявления о том, что у запрета на молдавские вино есть политическая подоплека. А причину прекращения консультаций с молдавскими специалистами видит только в сделанном министром сельского хозяйства Молдовы Валерием Косарчуком заявлении, что в молдавском вине вредных веществ нет, и что Молдове следует подумать о диверсификации рынков сбыта вина. «Ничего, кроме недоумения, его заявление вызвать не может. Непонимание этого демарша заставляет нас сделать перерыв в начавшихся консультациях на неопределенное время», – заключил Онищенко.
 
Для Молдовы российский рынок вина жизненно необходим. Его масштабы потребления сопоставимы со всем европейским рынком вместе взятым. К тому же, в отличие от Европы, в России молдавские вина хорошо известны, и при грамотной ценовой политике могут значительно потеснить европейских конкурентов. Поэтому все виноделы Молдовы, а также виноградари и работники многих смежных отраслей, уповают на транспарентность отношений с российскими контролирующими органами.
 
Власти Молдовы, не дожидаясь результатов российских тестов, внесли законодательные изменения для создания целой системы дополнительного контроля национальной винодельческой продукции. Прекрасно оборудованный Национальный центр качества алкогольной продукции готов, если это необходимо, провести дополнительную модернизацию оборудования, хотя вся техника здесь и так самая современная. Но достаточно ли этого для того, чтобы дамоклов меч очередного эмбарго больше не нависал над страной?
 
Вчера на пресс-конференции в Академии наук Молдовы (АНМ) было заявлено о том, что четких норм использования в напитках дибутилфталата – вещества, которое послужило «яблоком раздора» в вопросах поставок молдавских вин в Россию – в мире нет. Ни одно государство в мире пока не установило предел использования дибутилфталата в продовольственных товарах, включая вина. Не существует также рекомендаций по этому поводу международных профильных организаций.

В таких условиях в качестве стандарта молдавскими виноделами был взят метод, используемый в России в отношении содержания дибутилфталата в питьевой воде, в которой считается допустимой доля этого вещества на уровне 0,2 мг на 1 литр. «С момента начала кризиса проведено 180 анализов вина на складах компаний - они вписываются в эту норму. Почему же тогда «Роспотребнадзор» отклонил молдавские вина?» - задаются вопросом ученые.

Международная организация виноделия дискутирует на тему устанавливать или нет предельно допустимые концентрации фталатов в вине уже лет десять, и все эти годы не может прийти к единому мнению. Дело в том, что он малотоксичен, и в том или ином количестве присутствует в любом пищевом продукте. Наши специалисты говорят, что если у россиян свой взгляд на вредность этого вещества – они должны четко определить, сколько должно быть этого самого дибутилфталата в поставляемом вине из Молдовы.
 
Специалисты АНМ намерены исследовать реальный предел допустимого содержания этого вещества в винах, произведенных в других странах, чтобы разработать научно аргументированные рекомендации того, как избежать заражения винограда и вина дибутилфталатом, и предложить нормы его содержания в напитках и продуктах питания.
 
Виноделы готовы пойти на любые уступки, чтобы уладить конфликт. Смягчить ситуацию пытается и вице-премьер, министр экономики и торговли Молдовы Валерий Лазэр. Он заявил, что правительство Молдовы готово ужесточить контроль качества поставляемой в Россию продукции виноделия. «Мы не можем отказаться от экспорта вина в Россию и будем соблюдать все требования для его поставок на российский рынок». Лазэр подтвердил, что правительство работает над диверсификацией рынков сбыта, но в ближайшие 10-15 лет не сможет перенаправить винный экспорт с емкого рынка России на другие страны.
 
Все ждут заключительного слова России. И молятся, чтобы молдавский  и.о. президента не сделал больше никаких шокирующих заявлений. Всем хочется верить, что у винного конфликта нет политической составляющей, но все же - не мешает подстраховаться.
 
Ирина Красильникова

Комментарии (3) Добавить комментарии