Власть пропустила будущее
26.10.2011
На этот раз «диалоги» решили провести без политики. Выбранная тема этому сполна способствовала. Она звучала так: «200 лет российско-молдавских отношений: этапы, проблемы, перспективы». Организаторы тоже были обозначены весьма корректно – Российский центр науки и культуры (или представительство Россотрудничества в РМ) и Международный свободный университет Молдовы. Тем не менее в президиуме довольно представительного собрания не оказалось даже заявленного в списке выступающих министра образования Михаила Шляхтицкого. Тему планируемого доклада он обозначил – она полностью повторяла тему встречи, но… не пришел. Проигнорировали «диалоги» и представители ДПМ.
Для официального истеблишмента, объявившего Россию пусть последним в списке, но все-таки стратегическим партнером, ситуация вышла явно нелепая. И не только потому, что Филат и Путин договорились подумать, как бы не только не поднимать, но и снизить цены на газ для Молдовы. Дело в том, что прошедшие диалоги были поводом познакомиться с потенциальным новым послом России в Молдове Фаритом Мухаметшиным. Сейчас он возглавляет Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. То самое Россотрудничество, которое наряду с МИДом и межправительственной комиссией по торгово-экономическому взаимодействию занимается отношениями с нашей страной. Заменит ли Мухаметшин нынешнего посла Кузьмина в здании на бул. Штафана чел Маре, 153, пока не решено, но вывод очевиден – перспективы молдо-российского диалога нынешнюю власть Молдовы волнуют незначительно. Впрочем, ей бы с собственным будущим разобраться.
Чего не скажешь о Партии коммунистов. Она была представлена самыми первыми лицами – председателем Владимиром Ворониным и его советником Марком Ткачуком. А кроме того, запомнилась, пожалуй, самым политическим из всех прозвучавших исторических выступлений.
«Европой для Молдовы всегда была Россия» - начал с мощного образа лидер ПКРМ. «Именно из России в Бессарабию и Дунайские княжества приходила не только французская мода, образование, новые принципы судебной власти и общественного управления, но и, как это ни парадоксально, самые смелые революционные идеи, идеи национального освобождения», - напомнил Воронин.
Молдавский модерн по-русски
Конечно, 200 лет назад Западом для Молдовы была Османская империя. Тем не менее это не умаляет бесспорных фактов. Россия выстроила в Бессарабии, остальной Молдове и Валахии одну из самых прогрессивных политических и экономических систем.
Бессарабия пользовалась статусом широкой внутренней автономии, который мог быть сравним разве что только с положением Финляндии и Царства Польского. Местные жители на многие годы были освобождены от уплаты налогов, на 25 лет от службы в армии, крепостное право на эти земли также не распространилось.
Владимир Воронин вспомнил и уникальные по своей радикальности реформы полпреда росадминистрации в Молдавии и Валахии графа Павла Киселева. Он утвердил для этих государств первые конституции. То есть, такой образ правления, за одну попытку введения которого в самой России можно было как минимум угодить на многолетнюю каторгу.
По Органическому регламенту (так называлась тогда конституция) не только учреждался своеобразный парламент, вводилась армия и отменялись внутренние феодальные пошлины, но учреждались училища, вводилась независимая судебная система, отменялись пытки, за цыганами был признан статус личности. «Вот такие европейские ценности и стандарты утверждались на наших землях в период наивысшего сближения с Россией», - констатировал председатель ПКРМ.
Следствия искусственного отторжения Молдовы от России он представил в цифрах. После 1918 года, за 22 года румынского правления из Бессарабии в Румынское королевство «были вывезены самые перспективные промышленные предприятия, был издан закон, по которому ни одна бессарабская фабрика не может расширяться и увеличивать численность своих рабочих. Был введен тарифный барьер – фактически таможня - между Бессарабией и Старым королевством. Бессарабские предприниматели были лишены права заниматься экспортом без посредничества представителей Бухареста. Ремеслами также можно было заниматься, исключительно сдав предварительный экзамен. В одном только 1931 году в Бессарабии было закрыто 47% средних школ, а в следующем году – еще 25%. В 1933 году было закрыто 40% больниц. 7% населения были поражены социальными болезнями. По смертности Бессарабия, согласно данным Лиги наций, занимала первое место в Европе».
Вероятно, готовясь к дискуссии с политическими оппонентами, историки из ПКРМ подготовили и показательные данные о развитии Молдовы в советский период. «К 1980 году уровень промышленного производства Молдавской ССР превысил уровень 1940 года в 51 раз. Темпы промышленного роста в Молдавии опережали все общесоюзные показатели. В 1983 году за три месяца в МССР производилось национального дохода больше, чем за весь 1960 год, а продукции промышленности за шесть дней больше, чем за весь 1940 год».
Независимая Молдова получила в наследство от Советской Молдавии 13 предприятий в сфере энергетики, 6 предприятий химической промышленности, 103 машиностроительных предприятия, 48 предприятий лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, 39 предприятий в сфере промышленности строительных материалов, 4 предприятия стекольной промышленности, 89 предприятий легкой промышленности, 205 предприятий пищевой промышленности. Как распорядилась «пятая республика» полученным наследством, никому из современников напоминать не нужно.
Камо грядеши?
Впрочем, «Диалоги во имя будущего» задумывались не как площадка для укоров и упреков. Их участники на этот раз также попытались заглянуть вперед - в надежде на лучшие времена. Фарит Мухаметшин даже спрогнозировал, что «будущий год станет прорывным» для Молдовы и России. Основу для нового уровня отношений заложили два важных документа. В минувшем марте наши страны подписали двухлетнюю программу межправительственного сотрудничества. Ее первое следствие – заметная активизация торгово-экономических обменов. А на прошлой неделе Молдова среди других стран СНГ подписала Договор о свободной торговле. Активизировать гуманитарные и культурные обмены призвано Общество дружбы Молдова-Россия, которое уже проходит этап регистрации.
После 20 лет демократических экспериментов обеим странам есть куда стремиться. Предложения о полноценной интеграции – в любых форматах – пока, очевидно, преждевременны. Как заметила руководитель Центра евроатлантических исследований при Дипакадемии МИД РФ Анастасия Митрофанова, еще не миновал период метаний, свойственный для всех государств постсоветского пространства. Однако важно слышать полезные и нужные идеи. Одну из них озвучила гендиректор Бюро межэтнических отношений Елена Белякова. Она предложила нашим странам подписать документ, который защищал бы интересы и права наших сограждан в обеих странах. Подобный договор уже существует и хорошо работает между Молдовой и Беларусью.
Новый этап совместной истории – уже в формате независимых государств - требует открытости и взаимопонимания. Конечно, без условий и обязательств теперь не обойтись. Но они способны навредить и общему прошлому, и общему будущему Молдовы и России гораздо меньше, чем политические капризы и безответственность.
Новости по теме
- Вчера, 16:47
- Вчера, 16:44
- Вчера, 14:04
- Вчера, 14:01
- Вчера, 13:39
- Вчера, 13:34
- Вчера, 12:37
- Вчера, 10:42
- Вчера, 09:39
- Вчера, 08:22
Комментарии (2) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 16:47
- Вчера, 16:44
- Вчера, 14:04
- Вчера, 14:01
- Вчера, 13:39
- Вчера, 13:34
- Вчера, 12:37
- Вчера, 10:42
- Вчера, 09:39
- Вчера, 08:22
Цирк,да и только.Старый маразматик,стране находящейся в Европе нужно было ждать плоды цивилизации Европейской культуры-через Россию.То есть через ж...у..?Благодаря ему,до сих пор там сидим.
"Бессарабия пользовалась статусом широкой внутренней автономии, который мог быть сравним разве что только с положением Финляндии и Царства Польского" -?Странный статус широкой автономии - национальных школ практически не было. Царство Польское было ликвидировано еще в первой половине 19-го века и заменено на Варшавскую губернюю."Россия выстроила в Бессарабии ... одну из самых прогрессивных политических и экономических систем" -?До сих пор у нас нет никакого приличного правосудия. Румыны сумели кое-как подтянуть свою политическую систему к общеевропейскому уровню только после Первой Мировой Войны. Крепостного права не ввели из-за боязни массовых волнений непосредственно вблизи границ. Граф Игнатьев описывает в своих воспоминаниях русского посла из бессарабских помещиков в скандинавии . Тот ходил с хлыстом даже в иностранный МИД чем приводил сканиданавов в изумление.