Общество

Женский взгляд на тюремное заключение

14.12.2009, 09:54
{Женский взгляд на тюремное заключение} Молдавские Ведомости

Женская преступность по своей сущности заметно отличается от мужской. Женщины гораздо реже совершают корыстные, дерзкие преступления: грабежи, разбои, хулиганство. А вот насильственные действия бытового характера – убийства и тяжкие телесные повреждения – в женской преступности встречаются чаще, чем в мужской. Это явление, которое, казалось бы, противоречит женской природе, имеет свое объяснение. Женщины эмоциональнее мужчин и порой их разум отказывается управлять сильными и яркими отрицательными эмоциями: гневом, ревностью, обидой.

В результате жертвами женского насилия становятся, как правило, их близкие – неверные мужья и любовники, любовницы мужей, отцы-садисты и сожители-тираны. В совершении преступления женщины более последовательны и откровенны, если можно так выразиться. В последующей оценке своих преступлений они оказываются тверже и принципиальней преступников-мужчин, которые намного быстрее начинают раскаиваться в совершенных грехах. Женщина же, даже невыносимо страдая от наказания, до конца продолжает считать, что, убив, к примеру, обидчика, она поступила справедливо. При аресте женщины обычно не сопротивляются, не отстреливаются и не убегают по крышам. Для их задержания не привлекают вооруженных спецназовцев. За ними просто приходят и уводят с собой...

Бытовуха

У людей, никогда не видевших воочию тюрьму, возникает множество иллюзий о том, чем там живут, как устроен быт. Вот почему это невеселое место часто чрезмерно драматизируется, или, наоборот, романтизируется. Обыватели в большинстве своем уверены, что заключенные ежедневно подвергаются насилию со стороны тюремного персонала и сокамерников, живут в грязных подвалах, куда не проникает солнечный свет, и все, как один, мечтают о побеге.

Поездка в единственную в Молдове женскую тюрьму, расположенную в поселке Руска Хынчештского района, показала, что в реальности это совсем не так. Все гораздо утилитарнее, что ли... Трехэтажное здание тюрьмы внешне напоминает больницу, окна первого этажа зарешечены, второй и третий этажи – в стеклопакетах. В коридорах и камерах довольно чисто (и никаких нарисованных воображением крыс), дворик с несколькими беседками, неподалеку сушится разношерстное белье. Дамам разрешено носить собственную одежду, пользоваться декоративной косметикой, не содержащей ацетон и этиловый спирт, а также предметами личной гигиены, согласно исполнительному законодательству.

На территории тюрьмы желающим предоставляется возможность пройти курсы и получить специальность швеи или закройщицы. Кстати, диплом выдается без пометки, в каком именно учреждении проводилось обучение и, освободившись, женщины могут без проблем трудоустроиться по полученной специальности. Швейные цеха предоставляют 60 вакансий. Заключенные работать стремятся. Во-первых, работа оплачивается, а значит, дает шанс за время «отсидки» скопить кое-какой капитал, во-вторых, сокращается срок наказания: день за полтора, а на особо вредной работе – день за три. Зарплату на руки не выдают, средства помещаются на персональный банковский счет, но при желании, можно получить чек из бухгалтерии и купить в местном магазине что-то из разрешенных товаров. Или же оказать материальную помощь родственникам.

Иерархия

Взаимоотношения между заключенными в каждой камере складываются по-разному, в зависимости от специфики «публики». Но в отличие от мужских тюрем, где, как известно, постоянно происходит борьба за лидерство, у женщин обстановка гораздо спокойнее. Обычно в коллективе имеется одна «смотрящая», которая «держит» камеру. Другой иерархии нет, все остальные заключенные ничем друг от друга не отличаются.

«Смотрящая» следит за порядком, контролирует очередность и качество уборки, аккуратность в быту и соблюдение мира. Освоившись, женщины объединяются в небольшие группы, так называемые семьи (по 3-4 человека), внутри который общаются друг с другом, делятся переживаниями, новостями, передачами. Эту связь нельзя назвать дружбой. Обычно она неустойчива и кратковременна, разрывается при смене обстановки. Во всяком случае, дружба у женщин, впервые оказавшихся в тюрьме, почти никогда не сохраняется на свободе.

Конечно, наивно думать, что заключенные, которым журналист протягивает микрофон в присутствии всего начальства, будут до конца искренни в оценке тюремной действительности. Как и рассчитывать на откровенность работников тюрьмы, которым ещё служить и служить.

В здоровом теле…

Из всех проблем, с которыми сталкиваются женщины в тюрьме, наиболее важная проблема здоровья. Удушливая атмосфера, скученность, скудное и однообразное питание, постоянное психологическое напряжение, а во многих случаях ещё и вынужденная бездеятельность – все это не идет на пользу организму. Поэтому открывшийся 5 декабря на территории тюрьмы медицинский центр, пришелся как нельзя кстати.

Медицинский центр состоит из 2-х отделений: медицинского, куда заключенные могут в любой момент обратиться за квалифицированной помощью и отделения матери и ребёнка. Атмосфера там приятная, палаты чистенькие и уютные. В конце коридора – общая кухня, в отделении матери и ребенка отдельная кухонный блок на четверых заключенных с детьми.

Лаборатории центра оснащены современным оборудованием, кабинеты – необходимыми медицинскими приборами и медикаментами, также есть гинекологический и стоматологический кабинеты. Центр основан на средства правительства РМ. Мебель и оборудование – на средства Фонда ООН для населения.

Впечатление от первого «столкновения» с тюремной действительностью довольно сильное. На первый взгляд те женщины, которым приходится отбывать срок мало чем отличаются женщин, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в транспорте, магазинах, любых учреждениях. В их внешности нет ничего особенного, отличающего их от всех остальных женщин. Вся разница в их глазах. Выдает тяжелый и обреченный взгляд. Так смотрит волк. Сколько же времени должно пройти, чтобы этот взгляд смягчился, вновь стал женским?!

К сожалению, немалый процент женщин, вышедших из мест лишения свободы, зачастую обречено на возвращение обратно, т.к. общество ни морально, ни институационно, не готово принять их. Очень многим просто некуда больше идти, у них нет жилья, им проблематично устроиться на работу. Родственники зачастую не доживают до их освобождения, а порой люди попросту отказываются от «неудачных» родных сразу после вынесения приговора.

Одна из заключенных, согласившихся дать интервью, сказала, что в тюрьме есть свой плюс. Один-единственный - масса времени, чтобы переосмыслить собственную жизнь...

Татьяна САВВА

Комментарии (0) Добавить комментарии