Политика

Богдан Цырдя: «Санду просит деньги у пенсионеров и гастарбайтеров, а за ее плечами - НПО с бюджетом в 21 миллион долларов»

11.11.2020, 05:33
{Богдан Цырдя: «Санду просит деньги у пенсионеров и гастарбайтеров, а за ее плечами - НПО с бюджетом в 21 миллион долларов»} Молдавские Ведомости

21 и 22 октября в Кишиневе прошли презентации книги Богдана Цырди «Гражданское общество Республики Молдова: Спонсоры. НПО-кратия. Культурные войны». Книга посвящена анализу деятельности некоммерческих организаций в Молдове. Со стороны критикуемых организаций в адрес автора посыпались обвинения в искажении информации и лжи. И Богдан Цырдя представил новые сведения о ряде НПО, финансируемых западными фондами, среди которых фонды Сороса и Конрада Аденауэра. Об этом законодатель рассказал в ходе пресс-конференции в пресс-центре ИА «Sputnik Молдова». 

«Обвинили в разрушении демократии, хотя весь мир знает, что в Молдове - олигархат!»

«Меня обвинили в том, что я нападаю на гражданское общество, которого в Молдове нет, - удивлен политик. -  Обвинили в том, что я нападаю на НПО, а ведь я нападаю не на НПО, а НПО-кратию, на баронов. Меня обвинили в нападках на демократию, хотя весь мир знает, что в Молдове давно установлен олигархат! В стране 14 тысяч негосударственных организаций с годовым бюджетом примерно 108 миллионов евро. Есть те, кто получает по тысячи евро в год, а есть 26 НПО, которые получают большую часть доходов – бароны гражданского общества».

«НПО-олигархат»  и есть, по мнению Цырди, то самое глубинное государство, которое пытается, в том числе, управлять и манипулировать общественным мнением в стране по заказу спонсоров.

«Это спрут - они могут разрушить и погубить любую идею и политика, а могут оправдать»

Депутат парламента обратил внимание на то обстоятельство, что «НПО-олигархат» тесно связан с политиками и государственными деятелями страны, контролирует и владеет сетью СМИ, в том числе ряд телеканалов, которые занимаются политической пропагандой, а в избирательных кампаниях прямо поддерживают «своих» кандидатов и совместно выступают против конкурентов.

«Сеть из 102 НПО проникла во все структуры государства, создала параллельные структуры власти, контролирует власть, средства массовой информации и внешние финансовые поступления. У них есть доступ к посольствам – это они доказали, когда вышла книга. Выступление послов в защиту НПО, выступления многих из 26 НПО продемонстрировали главную новизну, которую раскрыла книга: в Молдове действует спрут. Действуя синхронно, они могут разрушить и погубить любую идею и политика, или наоборот, оправдать и возвысить. Своим выпадом против книги, они выдали себя с головой – никто их за язык не тянул!».

Также, по словам автора, этот конгломерат может влиять на суды, генпрокуратуру, НАЦ, министерства и ведомства, он разрабатывает и «экспертизирует» все законы государственных органов.

Чьи бюджеты больше

Отвечая на обвинения в неточности, Цырдя продемонстрировал представителям СМИ документы из открытых источников.

«Среди НПО-кратии не все публикуют свои финансовые отчеты, и при этом заявляют, что ведут борьбу за транспарентность, за демократию, - подчеркнул Цырдя. - Только на основании опубликованных финансовых отчетов составлено исследование. Куда же идут деньги, которое получает так называемое гражданское общество - на дорогой и праздный образ жизни, или на социальные и образовательные или медицинские программы?»

Среди НПО, обладающих наибольшим годовым бюджетом, исследователь назвал Promo-Leх и Центр юридических ресурсов - более двух миллионов долларов, РАС -1,9 миллиона долларов. Но, как оказалось, источники были неполные, и депутата обвинили в том, что бюджет третьей организации он уменьшил в два раза, приуменьшив ее роль в развитии молдавской демократии.

Как НПО Алайбы при Плахотнюке заработало 40 миллионов на госзаказах?

«По закону НПО – не политические, не экономические, не предоставляющие услуги и производящие продукцию организации, - обращает внимание депутат. – Тогда непонятно, на каких основаниях НПО депутатаPAS Думитру Алайбы во времена Плахотнюка заработала на госзаказах 40 миллионов лей?».

Больницы и школы «отдыхают»

В 2020 году бюджет НПО составит 2,146 миллиарда лей, сообщил Цырдя.

«Он складывается из грантов различных фондов, в том числе фонда Сороса. При этом бюджет министерства здравоохранения со всеми больницами, врачами и лабораториями, составляет 1,8 миллиарда лей, фонд субсидирования сельского хозяйства в текущем году засухи и катаклизмов - 1,1 миллиарда лей,  фонд социальной защиты – 654 миллиона лей, больница  имени Тома Чорба, которая взяла на себя ответственность за лечения больных с COVID – 25,9 миллиона лей. В 2020 году бюджет одной Promo-Lex составит 43,1 миллиона лей, Центра юридических ресурсов – 38,3 миллиона лей. Очевидно, что бюджет одной НПО больше, чем бюджет двух больниц».

Расследованиям деятельности НПО не дают хода

Исследователь уточнил в ходе пресс-конференции, что заявлениям о нарушении законодательства РМ со стороны НПО не дают ход.

«Мы обратились в генпрокуратуру по факту финансирования фондом Сороса реформы образования и непрозрачного распределения средств НПО, близких к Майе Санду. Прокуратура нам ответила, что не владеет информацией, и попросила обратится в минобразования», - сказал Цырдя.

По словам Фусу, члена ЛП, которая сменила Санду на посту министра в 2015 году, деньги ушли, по большей части, на счета неправительственной организации бывшего министра от PAS Лилианы Николаеску-Онофрей. Эти слова подтверждают и результаты расследования «Vocea Basarabiei», выяснившего, что большая часть денег уходила на финансирование НПО, которые занимались отбеливанием и улучшением имиджа Санду.

В рамках реформы образования в 2014 году в Молдове приняли новый Кодекс об образовании, согласно которому русский язык исключили из обязательной школьной программы и сделали его предметом по выбору. Это означало, прежде всего, что подготовка учителей по предмету будет ограничена. 

НПО оправдывают политиков, которые участвовали в сомнительных схемах

«Особенно отличился сайт Stop fals! – он без объяснений ставит печать «фальшивка» на неугодные публикации под эгидой Ассоциации независимой прессы API, - подчеркнул Цырдя. - Целыми днями на деньги западных налогоплательщиков сайт дискредитирует некоторые факты, которые раскрывают неудобную для спонсоров информацию. Только навскидку я нашел таких примерно сорок».

АPI – это четыре сайта и 15 журналистов республиканских и районных газет, все участвуют в освещении кампании выборов. На проект Stop fals! только в 2017 году получено 382 тысячи долларов. По словам Цырди, как только появляется информация о том, что Майя Санду голосовала за концессию аэропорта 29 мая 2013 года, ангажированные СМИ ее перепечатывают с вердиктом: Stop fals!

СМИ НПО всеми силами создают имидж «честной девушки Майи Санду» и других политиков, которые участвовали в сомнительных схемах. Ни одной статьи о подобных схемах не обнародовал сайт Аnticoruptiе.md. На содержание подобных четырех сайтов Центр журналистских расследований в 2016 году получил 5,4 миллиона лей.

Майя Санду была министром просвещения с июля 2012 года по июль 2015 года, была в составе кабинетов министров, которые возглавляли Филат, Лянкэ и Габурич, эти министры приняли известные законы. Кроме голосования за концессию аэропорта в марте 2013 года, Санду закупила видеокамеры для бакалавриата китайского происхождения по цене немецких, получила миллион долларов «налом» от Сороса для реформы образования, которые потом оказались в трех НПО, близких министру, проголосовала в марта 2015 года за выделение 5,4 миллиарда лей банкам Шора на секретном заседании…

Пока депутаты PAS боролись против коррупции,  прокуратуру захватил Плахотнюк

Богдан Цырдя обратил внимание на имена депутатов парламента, министров кабинета Санду, которые работали и были учредителями НПО-баронов.

Это депутаты Раду Мариан (ответственный по связям с общественностью Expert Grup в 2013-2016 годах, с бюджетом в 2016 году 20,9 миллиона лей) и Оазу Нантой (директор программ Института публичных политик, бюджет НПО в 2018 году составлял 201 тысячу долларов), министр Лилиана Николаеску-Онофрей, (исполнительный директор Про-Дидактика с бюджетом 2019 года 1,4 миллиона евро).

Центр правовых ресурсов на реформу юстиции только в 2018 году получил 2,3 миллиона долларов. В составе правления депутаты PAS Сергей Литвиненко, Игорь Гросу и член КС с 2019 года Николай Рошка. Примечательно, что в результате реформы юстиции, на который центр получал ежегодно деньги, Плахотнюк полностью захватил всю прокуратуру – но сейчас кандидат в президенты Майя Санду почему-то вновь заговорила о реформе юстиции и борьбе с коррупцией.

Еще одна НПО - институт европейских политик и реформ во главе с директором Юлианом Гроза, бывшим министром иностранных дел, правой рукой Юрия Лянкэ. Члены административного совета: Владислав Кульминский, советник Лянкэ, потом Санду; Еуджен Стурза, министр обороны в составе правительства Филипа; Юрий Лянкэ, дипломат; Еуджен Карпов, директор НАРЭ; Марин Чобану, администратор СЭЗ «Бельцы». Главная идея института: запретить доступ к разного рода информации - не должно быть разных источников, а лишь те, которые разрешены.

Только на один сайт PNAM.md, которым управляет Артур Гурэу, главный онлайн-менеджер партии PAS, национальный фонд за демократию США выделил 36,7 тысячи долларов. Это косвенное финансирование PAS через НПО только одного сайта, а сколько их, и все активно вмешивались в выборы 2016 года.

Какие деньги за плечами Санду

14 представителей PAS являлись членами представительства фонда Конрада Аденауэра, в том числе депутаты Литвиненко, Гросу, Попшой, директор Promo-Lex Постика. В 2013 году руководитель представительства фонда в Молдове Зиг Ханс Мартин получил орден Республики из рук президента Тимофти.

В 2009-2010 году Майя Санду стала членом сената фонда «Сорос-Молдова» и вместе с другими членами  учредила партию PAS. Также советниками и членами сената, кроме названных депутатов из фонда Конрада Аденауэра, состояли депутаты PAS Перчун, Мариан, Стамати, Нантой, Алайба, Терзи-Барбарошие, Николаеску-Онофрей.

По словам Цырди, «фонд Конрада Аденауэра не представляет свои финансовые отчеты, при этом является реальным руководителем PAS, так как члены фонда – это члены PAS, бюджет составляет примерно пять миллионов». «Как у этих представителей фонда и членов сената хватает совести говорить об отсутствии внешнего финансирования одного кандидата в президенты, о независимой избирательной компании?» - задается вопросом депутат.

…И почему она просит лейчики у пенсионеров

«Хочу напомнить о том, кто снизил рейтинг Нэстасе в 2015 году, когда он опережал Санду, - заключил Цырдя. - Его поломал опрос, который провел фонд Конрада Аденаура. Все ниточки ведут к ним. Майя Санду обращается к пенсионерам и гастарбайтерам и просит у них денег на финансирование кампании. А у нее за спиной НПО с бюджетом 21 миллион долларов. Огромные деньги».  

Марина ТИМОТИНА

 

Комментарии (0) Добавить комментарии