Общество

Десять лет операции ликвидации интернатов и детских домов

05.07.2016, 06:00
{Десять лет операции ликвидации интернатов и детских домов} Молдавские Ведомости

Десять лет назад власть по рекомендации ЕС приняла беспрецедентное по недомыслию и несправедливости решение о так называемой  реформе интернатских учреждений - а по сути их ликвидации. И хотя аргументы чиновников были до неприличия неубедительны, власть    послушно выполнила все рекомендации европейских чиновников, в результате чего в Молдове закрыты в том числе и те интернаты и  спецшколы, в которых содержались дети-инвалиды, пожизненно прикованные к постели. Каковы их дальнейшие судьбы – власть не знает и не желает знать.

Вовсе  не ставя перед собой  задачи изложить события в хронологическом порядке, передам    их в той последовательности, которая   отложилась в душе и памяти. К началу акции, к  2006 году, в интернатах было 18 тысяч  детей,  для абсолютного большинства государственные  учреждения были единственным  домом, где  о них заботились, где их жалели и любили.

Увы, и сегодня нуждающихся в государственной опеке детей очень много.  Догадывались ли об этом наши государственные мужи, десять лет назад принимавшие жестокое решение,   последствия которого были совершенно  очевидны?

Но Европа с ласковой  строгостью  порекомендовала немедленно приступить  к так называемой реформе школ-интернатов и спецшкол, а чтобы процесс шёл семимильными шагами, к нам прибыли европейские эксперты, знавшие толк в том, что и где на просторах бывшего Союза следует закрывать. Побывавшие в те времена на разных курсах наши учителя  хорошо помнят: что с первых же дней эксперты не уставали вбивать в их головы мысль о том, что речь вовсе не о закрытии школ-интернатов и спецшкол, а только об их реформировании. Обещанные  перспективы (всё будет  как в  Европе!) убаюкивали наивных. 

Заметим также, что реформаторы часто ссылались и на румынский опыт: говорят, в течение суток были закрыты все детские  дома   и интернаты. Но вскоре выяснилось, что после прошедшей в Румынии реформы детдомов и интернатов (то бишь после их закрытия) на  улицах английских городов появились толпы  юных попрошаек  и путан из Румынии.

А вот информация из России о том, куда стремятся наши беглецы после реформы. В московском детприемнике примерно 15 процентов – наши  люди, многие - бывшие  воспитанники  бывших  детдомов и интернатов Молдовы.        

На словах и в отчетах экспертов  всё  выглядело    «шарман»: наконец-то дети из казенных домов  вернутся к родителям, дедушкам и бабушкам, где и будут приобщаться к традициям семьи и ее устоям. Если же родная семья состоит из алкашей, то оказавшийся на улице ничей   подросток мог быть определен в так называемую патронатную семью или в центр временного содержания. В гостях у сказки! Какие там патронатные и временные семьи? И даже если к кому-то и удавалось попасть в так называемые временные центры - их счастье длилось всего полгода.

С двумя из таких «временных» автору этих строк   удалось недавно пообщаться у выхода с  оптового рынка на нижней  Рышкановке. Не шибко желая посвящать меня в детали, подростки рассказали: когда интернат был закрыт, они полгода проживали во временном центре, после чего были отправлены  практически в никуда. Теперь перебиваются  временными заработками, перетаскивая тяжеленные мешки. На мой вопрос о том, где же они живут, есть ли у них хотя бы временное жилье, отвечать не пожелали и быстро  ретировались.

Когда пришло время распихивать по углам вчерашних  детдомовцев и интернатовцев, судя по бравурным отчетам, все в один момент были комфортно  пристроены. Вот всего лишь один пример такого «обустройства». Прошлой зимой в  бывшем спортзале бывшей  гостиницы «Интурист» была обнаружена группа бывших воспитанников бывшего столичного 2-го интерната. По ночам дети мерзли там от холода,  а днем христарадничали. Это и есть реальные итоги так называемой  реформы интернатских  учреждений Молдовы!

Вот список как бы реформированных, а на деле  ничейных детдомов, школ-интернатов, которых уже нет. Но больные дети, которым и надлежит находиться в подобных  учреждениях, есть, и их немало: школа-интернат для детей-сирот, Кагул; вспомогательная школа-интернат, Калараш; вспомогательная школа-интернат, село Маркулешты Флорештского района; школа-интернат, село Казанешты Теленештского  района; школа-интернат, село Купчинь    Единецкого района.

Министерство труда, социальной защиты и семьи уже в ближайшее время  планирует  реформировать и психоневрологические интернаты. Начали с Бельц и Единец и далее  по  заранее  заготовленным  спискам. И эти, более других обиженные дети, тоже кому-то мешают!

В былые и не столь уж далекие годы только  в Кишиневе было шесть школ-интернатов, и ни в одном никогда не было ни одного свободного  места. Остался один не только на весь  Кишшнев - на всю страну. Его бессменный  директор  – Игорь Львович Сандлер.

Выросшая в семье педагогов (практически весь  наш род был «педагогическим»), хочу поделиться воспоминанием, которое всегда живет в  моей душе. Мой покойный отец, Филипп Алексеевич много лет работал заведующим Каменским роно, и я хорошо помню, как в  первые послевоенные годы к нам в Каменку  часто наезжали руководители  министерства  образования и, в частности, Агриппина  Крачун и Евгений Постовой. И не было ни одного села в нашем  районе, куда они, где на машине, где на каруце, не добирались, чтобы лично  контролировать, все ли послевоенные сироты определены в детдома.

Страна, добрая половина которой в те годы жила впроголодь, а то и совсем голодала, находила возможность не бросать своих детей на  произвол  судьбы. А дети убеждались в главном: несмотря на разруху, на отсутствие самого необходимого, им отдают всё лучшее. И на это  страна не испрашивала разрешения ни у кого, в том числе и у Европы.

Майя  ИОНКО, почётный председатель Детского фонда РМ

 

В выходные полиция в очередной раз провела облаву на руинах кишиневского отеля «Националь», где задержала несколько пацанов с наркотиками. Сменился с десяток владельцев здания в центре города, а оно все то же: разбитые окна, двери, мебель, кучи мусора, лестницы без перил обваливаются, лифтовые шахты зияют мрачными пустотами. Здесь давно обитают беспризорники. Откуда же они взялись в стране, которая только что стала ассоциированным членом ЕС? 

Комментарии (0) Добавить комментарии