Общество

Думитру Констандаки: Как сохранить вековые секреты народных мастеров?

06.03.2020, 06:00
{Думитру Констандаки: Как сохранить вековые секреты народных мастеров?} Молдавские Ведомости

Изделия народных мастеров все чаще можно увидеть на различных ярмарках, фестивалях в столице и за ее пределами. О том, как развивается это искусство, рассказал председатель Союза народных мастеров РМ Думитру Констандаки. Его труд отмечен правительственными наградами, его работы – иконостасы, скульптуры, резные арки, ворота, лестницы - украшают Криковские подвалы, Каприянский монастырь, музей тираспольского комбината «Квинт». Что волнует сегодня заслуженного народно мастера?

- Создан Союз в 1992 году. Поначалу он объединял 10-15 резчиков по дереву и по камню, гончаров. 16 лет его возглавлял Ион Бэлтяну. Меня же на этот пост избрали в 2014 году, в 2018-м – переизбрали.  

Сегодня у нас работает 12 секций, объединяющих гончаров, мастеров в сфере ковроткачества, национальной кухни, художественной обработки кожи, плетения из соломки и других материалов. Созданы секции резчиков по дереву и камню, мастеров, создающих изделия из металла, бижутерию, сувениры, музыкальные инструменты, народную одежду (вышивка, кружева, вязание).

- Кто может стать членом Союза?

- До 2014 года строгих правил не было. Я предложил создать регламент приема, совет эту идею поддержал. Теперь для обретения звания «народный мастер» нужно заполнить анкету, предоставить две рекомендации авторитетных мастеров, продемонстрировать фотографии или несколько оригиналов своих работ. Если на заседании совета изделия одобрят, автор шесть месяцев будет кандидатом в члены союза. В течение этого времени он должен принимать участие в выставках, знакомиться с опытом коллег, а через полгода представить свои новые работы. Тогда и принимается окончательное решение. Особое внимание обращаем на то, чтобы творчество отражало народные традиции страны, было нацелено на их развитие.

- Насколько многочисленна организация?

- В наших рядах – 240 человек, активных членов около ста. За последние годы более 80 членов Союза уехали за рубеж, около 40 – ушли из жизни. Среди них самые опытные, поистине народные мастера. А вот молодежи у нас, к сожалению, не много. Реальных условий для передачи ей бесценного опыта в республике мало.

Наша штаб-квартира на улице Пушкина, 24 – это один-единственный кабинет. У целого ряда творческих союзов, как известно, есть с советских времен здания, мастерские, выставочные залы и опора – учебные заведения. У нас подобной базы нет.

Десятилетиями многие наши мастера трудились на своих кухнях, на балконах, в гаражах. Кто-то с годами создал мастерские, скажем, гончар на балконе трудиться не сможет. Но о таких мастерских, как в Союзе художников, где арендная плата символическая, мы и не мечтаем.

- А в музеях вы можете проводить свои вернисажи?

- Ни в выставочном зале «Константин Брынкуш», ни в музеях нас никто не ждет. Единственная площадка, где время от времени можно увидеть работы народных мастеров, – национальный музей природы и этнографии. Мы не раз просили министерство культуры предоставить нам трехэтажное здание на улице Колумна, которое присмотрели несколько лет назад. Там можно открыть замечательный музей, творческие мастерские и аудитории для мастер-классов. Иначе мы рискуем навсегда утратить многие вековые секреты, которые уйдут вместе со старыми мастерами!

Есть и другая проблема. Если художники общаются со своими потенциальными покупателями на выставках, которые длятся по две-три недели, то мы представляем свои работы широкой публике на однодневных ярмарках и фестивалях. А ведь для многих это важнейший источник дохода.

Нет пока понимания властей и относительно нашей идеи об открытии в Кафедральном парке, за собором, постоянно действующего города народных мастеров. Там в двух-трех десятках павильонов, оформленных в национальном стиле, мы бы обустроили мастерские, где можно увидеть, как работает гончар, резчик по дереву, кузнец или ткачиха.

- Такие городки чрезвычайно популярны в Прибалтике, в Болгарии, в Румынии.

- В Кишиневе эта аллея стала бы местом притяжения и наших сограждан, и туристов. Что может быть увлекательнее, чем знакомство с мастером, на твоих глазах творящим резную игрушку, поделку из чеклежа или керамическую чашку? Сегодня много  говорят о воспитании патриотизма, о развитии туризма. А в таком городе можно особенно остро ощутить гордость за красоту молдавских орнаментов, полюбоваться ловкостью рук уникальных профессионалов, попробовать самому потрудиться у прялки или за гончарным кругом.

Надеюсь, нас услышат в высоких кабинетах и помогут реализовать эти идеи. Обидно видеть, как ютятся иные мастера на торговом пятачке у органного зала, среди непотребного кича, китайского ширпотреба. Все это так далеко от народного творчества, от наших исконных ремесел!

- Но в 2018-м члены Союза все же ощутили особое внимание к себе – сразу 19 человек получили из рук президента Игоря Додона медаль «Мештерфаур», государственную награду, учрежденную в 90-е специально для народных мастеров.

- Это было знаменательное событие, ведь мы более десяти лет оставались вообще без наград! Ежегодно мы чествуем лучших из лучших в каждой секции, но госнаграда есть госнаграда.  Я лично направлял президенту Николае Тимофти письмо с просьбой наградить заслуженных мастеров, но ответа не было. А тут – сразу 19 человек! Для получения медалей на сцену под руки выводили 80-летних людей, для многих из которых это была первая награда в жизни. Знаете, некоторые из них покинули этот мир через считанные дни после того торжественного события, среди них – такие легендарные люди, как Валентина Урсу и Никулина Ткаченко, бережно хранившие секреты создания национальной одежды и ковроткачества.

В 2019-м мы вновь рекомендовали для награждения большую группу мастеров, и вновь были услышаны президентом. Надеюсь, в нынешнем году он с тем же вниманием отнесется к нашей рекомендации, ведь награды должны дарить вдохновение, энергию для развития творческого потенциала на годы вперед.

- Много ли проводится в стране мероприятий, в которых могут участвовать народные мастера?

- В 2018 году мы были приглашены на 72 мероприятия. Среди них и местные выставки, фестивали, и национальные праздники, такие, как день независимости, «Лимба ноастрэ», дни вина, ковра, национальной одежды. Несколько фестивалей в год проходят по таким известным экскурсионным адресам, как ремесленный центр «Арта рустикэ» Екатерины Попеску под Оргеевом, «Родительский дом»  Татьяны Попа в Паланке Каларашского района, «Гончарный дом» Василия Гончара в селе Ходжинешты.

Но мы мечтаем о собственном ежегодном фестивале, где могли бы несколько дней масштабно представлять изделия мастеров. Конечно, без государственной поддержки обустроить такую площадку, сделать фестиваль международным нереально. А ведь он стал бы, как и день вина, одним из ярких брендов Молдовы.

Давно мечтаем мы и о международной двухдневной молодежной олимпиаде, где смогли бы соревноваться начинающие мастера. Прикинули, что на ее проведение потребуется около 300 000 лей. Детский центр «Артико», управление культуры примэрии готовы подключиться. Вопрос - поддержит ли нас министерство культуры? Мы проинформировали его о многих проектах, представили сметы. Надеемся быть услышанными, ведь без подобных вложений невозможно убеждать молодежь трудиться, творить на родной земле.

- Знаю, что вы создали первую в стране художественно-ремесленную школу резьбы по дереву и камню «Мештерул Маноле». Почему тот опыт не прижился, не пустил крепкие корни?

- По той же причине – не может такое дело развиваться без государственной помощи. Просуществовала школа девять лет, до 2007 года. Занимались у нас по восемь-десять юношей. Оплата за двухлетний период обучения была невысокая – 560 евро. Три дня подряд, до обеда, ребята изучали историю искусств, этнографию, рисунок, живопись, черчение, технологию материалов, затем два дня работали с мастерами. Выпускники получали диплом о среднем специальном образовании. Кроме меня в школе работали еще пять-шесть человек.

- У вас есть педагогическое образование?

- После художественного училища имени Репина я закончил художественно-графический факультет педагогического университета имени Крянгэ.

Так вот, уже через месяц учебы в нашей школе ребята самостоятельно делали небольшие резные изделия, через полгода – резной стульчик, через год – резную табуретку с геометрическим орнаментом. И заканчивали ее юноши с твердыми знаниями и многими практическими навыками.

Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Как-то к нам на практику пришли два паренька из технического училища, два года обучавшиеся столярной специальности. Уровень их подготовки шокировал – ребята буквально ничего не могли делать самостоятельно. Вот и скажите – неужели не должно государство поддерживать небольшие ремесленные школы, где высококлассные мастера могли бы из рук в руки передавать свой богатейший опыт?

К счастью, нам удается уже шесть лет проводить ежегодные десятидневные выезды резчиков по дереву в заповедник «Плаюл Фагулуй», где под руководством известных мастеров трудятся три-четыре ученика. В их организации нашему Союзу помогают и власти Унгенского района, и руководство заповедника. Изготовленные в этом творческом лагере масштабные скульптуры животных, птиц украшают многие уголки заказника.

- Какое ваше любимое дерево?

- Черешня – она и фактурой радует глаз, и в работе податливая.

- Любовь к этому ремеслу – из детства?

- Да. Родом я из Джурджулешт, вырос на берегу двух рек – Дуная и Прута. Оба моих деда были знатными столярами. Столы, стулья, табуретки мастерили без художественных изысков, но ладно и прочно. Они и помогли мне сделать первые шаги: давали дерево, учили орудовать лучковой пилой, рубанком, топориком. Наставляли, чтобы был осторожен, не резал руки. К сожалению, в таком деле и сегодня при всем моем опыте без ран не обходится…

- Главной своей задачей вы считаете сохранение народного орнамента в резьбе по дереву?

- Да, особое внимание я уделял его основе – геометрическому молдавскому узору. Когда начал работать самостоятельно, обнаружил, что тут образовалось немало белых пятен. Стал искать в библиотеках работы украинских, российских, румынских этнографов, исследовал корни молдавских традиций, рисунки на старинных вышивках, коврах. По крупицам удалось возродить в орнаментах многие элементы молдавского стиля. Хранить же эти традиции без молодежи нереально. Хочется, чтобы это в полной мере осознали власть предержащие.

Беседовала Татьяна БОРИСОВА

Комментарии (0) Добавить комментарии