История

«Голова в портфеле»: дело, о котором приказали забыть

26.02.2021, 06:00
{«Голова в портфеле»: дело, о котором приказали забыть} Молдавские Ведомости

Сорок лет назад в Кишиневе орудовал свой Чикатило, но об этом не говорили. Подробности стали известны после выхода в эфир на российском телеканале НТВ фильма-расследования из цикла «Следствие вели… с Леонидом Каневским».

Первый «подарок» для Федоса

Страшная история началась в многоэтажном доме на улице маршала Тимошенко, 89 (ныне Дечебал), расположенном на Ботанике и называемом «китайской стеной» за его длину либо «клюшкой» из-за изгиба. 

Ранним утром в один из дней осенью 1980 года в квартире дома, в которой жила семья Глухаревых, зазвенел звонок. Глава семейства Феодосий пошел открывать, но не обнаружил на лестничной площадке никого. Оглянувшись по сторонам, заметил портфель. Открыл его и обомлел. В нем лежала голова женщины с выколотыми глазами. Там же находилась записка, написанная печатными буквами: «Федос, ты видел подарок? Это тебе в пример. Готовь 10 тысяч! Или твоя дочь тоже будет без головы. Вечером придешь на вокзал, принесешь деньги».

Вымогательство в советское время было редкостью Но отрубать голову, чтобы показать серьезность намерений.. Событие и вовсе дикое. Следствие разрабатывало несколько версий.     

Голова любовницы? 

Оперативно-следственную группу возглавил Анатолий Магдалюк, старший следователь по особо важным делам при прокуроре МССР. Опытный оперативник решил присмотреться к Глухареву. Быть может, Феодосия, бывшего члена преступной группы, решившего порвать с криминальным миром, запугивали? Расследование осложнял тот факт, что опознать жертву по сильно обезображенной голове было невозможно. К тому же непонятно было почему неизвестный требует десять тысяч рублей - огромную сумму по тем временам, неподъемную для простого шофера пивзавода.

Феодосий утверждал, что врагов у него нет, как и нет и таких денег. За ним негласно установили слежку. Выяснилось, что Глухарев изменяет жене, причем с несколькими женщинами. Быть может, голова в портфеле принадлежала одной из его любовниц, быть может, это убийство из ревности осуществила одна из подруг кишиневского Казановы, а записку с требованием денег написала для отвода глаз?     

Глухарева вызвали на допрос, он признался в изменах, но поклялся, что имел лишь двух любовниц, других нет, и обе живы. Дальнейшая дотошная проверка Глухарева и его пассий результатов не дала.

Первоклассник узнает мать

Не удавалось установить и личность убитой женщины. Следователей удивило, что никто ее не разыскивал, и  они решили пойти на необычный по тем временам способ поиска – показать по республиканскому телевидению фотографию «головы из портфеля». Для этого потребовалось специальное разрешение руководства бывшей Молдавской ССР.

«Вместо вырезанных глаз вставили стеклянные импланты, - поделился воспоминаниями Магдалюк. – Сфотографировали голову так, что было непонятно, что она отрублена».

На следующий день в милицию позвонил мальчик, который истерично кричал в трубку, что это его мама, и требовал вернуть ее. Это был семилетний Виктор Трасын. Он рос без отца, всю заботу о Викторе и его больной бабушке взяла на себя Ирина Трасын. Мальчик узнал свою мать, которой не видел уже неделю. «Моя мама была очень жизнерадостной, - рассказал уже взрослый Виктор журналистами НТВ. – В тот день она собиралась в гости к подруге, сказала, что уйдет на полчасика посидеть, поговорить о своем, о женском».

Мальчик прождал маму всю ночь. Она не вернулась ни в тот день, ни на следующий, ни через неделю. Бабушка на вопросы Вити ничего не отвечала. Он не знал тогда, что живой и ее больше не увидит. Вскоре бабушка умерла, сироту отправили в детский дом. Витя понимал, что мать живой больше не увидит.  

Еще один «подарок» для Федоса

Итак, стало известно имя убитой. Но где искать тело?

Через два дня после показа фотографии головы Ирины Трасын по телевидению Феодосий Глухарев обнаружил у двери новый «подарок» - завернутую в упаковочную бумагу отрубленную женскую руку с запиской следующего содержания, написанной, опять же, печатными буквами: «Федос, по-прежнему не хочешь платить? Не веришь, что мы крови не убоимся? Тогда поцелуй женскую ручку. Через три дня принесешь деньги на вокзал. Иначе порубим твою дочь на куски».

Как установила экспертиза, голова и рука принадлежали разным людям.

Слухи об убийце-потрошителе волной прокатились по городу, но городские и республиканские власти ничего не комментировали.  

Высказывались совершенно разные предположения.

Одни говорили, что в Кишиневе появились некроманты-колдуны, способные вызывать духи умерших людей, и по ночам выкапывающие трупы из могил для омерзительных ритуалов.

Другие утверждали, что до молдавской столицы добрался людоед из Средней Азии Николай Джумагалиев - самый известный каннибал советского времени, на счету которого было девять женщин. Мужчин Джумагалиев не ел принципиально. Охотился на людей в разных уголках Союза, в основном в Казахстане. После задержания его поместили на лечение в сумасшедший дом, откуда он бежал, но был пойман и осужден. Дальнейшая его судьба неизвестна.   

«Отпустите дядю Сашу, он хороший!»

К дочери Глухарева Оксане решили приставить охрану.  Однажды возле подъезда ее дома оперативники заметили неизвестного, который приблизился к Оксане. Мужчину тут же скрутили, но тут заплакала Оксана: «Отпустите дядю Сашу, он хороший!». Оказалось, приняли за преступника друга семьи Александра Скрынника.

Тем временем срок ультиматума Феодосию Глухареву истекал. Было решено организовать на кишиневском вокзале встречу Глухарева с предполагаемыми бандитами - возможными авторами записок. На тот момент это виделось как единственная возможность покончить с кошмаром.

На железнодорожной платформе в гражданской одежде работали оперативники. Глухарев явился, но к нему до позднего вечера никто не подошел. Милиция решила, что бандиты почуяли подвох.  

Зацепка в записках не помогла…

Пришлось все начинать с начала. Анатолий Магдалюк неоднократно изучал подброшенные записки, ища зацепку, и обратил внимание на любопытный факт: Глухарев стеснялся своего имени и предпочитал, чтобы его называли Федором, а не Феодосием. Детское прозвище «Федос» знали только близкие друзья и родственники. Стали тщательно проверять их.

В их поле зрения попал троюродный брат Глухарева - директор вагона-ресторана Дмитрий Козинцев. За несколько лет до событий Глухарев нахально и цинично увел невесту Козинцева прямо на свадьбе: жених застал парочку в пикантной позе в одной из комнат ресторана, где отмечалось бракосочетание. В состоянии аффекта Козинцев с ножом погнался за родственником, угрожая убийством. Дело замяли: милицию не вызвали, опозоренного жениха связали, соблазнителя вытолкнули взашей. Связанный Козинцев повторял свои обещания расправиться с Глухаревым.

Выяснилось, что Козинцев был под колпаком ОБХСС  (структуре МВД, расследовавшая хищения социалистической собственности). Директора вагона-ресторана подозревали в спекуляции дефицитными продуктами. Однажды, во время очередного выноса продуктов перед отправкой поезда, переодетый в форму путевого обходчика оперативник назвал Козинцева по имени. Тот обратился в бегство. Но воровать легче, чем убегать. Спекулянт споткнулся… и был задержан.

Когда начальник вагона-ресторана узнал, в чем его обвиняют, он обомлел и тут же признался в махинациях, заверяя, что он вор, но не кровожадный убийца. Выяснилось, что все так и есть. Да и трусоват был Козинцев для убийцы.

… Не помогли и письма воздыхателя…

Вскоре в центральном парке культуры и отдыха имени Ленинского комсомола (ныне парк Валя Морилор) напали на Ольгу Лебедеву. Преступник попытался изнасиловать девушку, но ей удалось вырваться: она вогнала расческу в пах насильнику и позвала на помощь. Жертва вспоминала, что молодой человек, пытаясь догнать ее, истошно кричал: «Я тебя на кусочки порежу, тварь».

Неужели это и есть потрошитель? Милиция обнаружила неподалеку от места нападения на Лебедеву свежее захоронение и в нем - обезглавленное женское тело. Это была Ирина Трасын.

Лебедева дала следствию ниточку к раскрытию чудовищных преступлений: рассказала, что, хотя в момент нападения было темно, лицо нападавшего показалось ей знакомым: напомнило парня, с которым она познакомилась по объявлению в газете. Они стали переписываться, но на первом свидании кавалер повел себя странно. Подарил цветы, а через несколько минут внезапно ушел, сославшись на важные дела. Через полчаса на Лебедеву было совершено нападение.

К счастью, девушка сохранила письма воздыхателя. Проверили адрес – и обомлели. Автором посланий был Александр Скрынник.  

«Мы проверили его и оперативным путем, и следственным, но ничего против него в первый раз не обнаружили», - поделился воспоминаниями Леонид Белибов, в прошлом - старший инспектор по особо важным делам управления уголовного розыска МВД МССР.

… Помог военкомат

Оставалась единственная надежда - на экспертизу почерка автора записок, которыми сопровождались страшные посылки Глухареву. Но написаны они были печатными буквами, а письма Скрынника Лебедевой - обычным почерком. Эксперты лишь разводили руками.

И тогда у следствия родился хитроумный план. Скрынника вызвали в военкомат якобы для оформления документов на военные сборы, которые требуется заполнить печатными буквами. Чтобы не вызвать подозрений у Скрынника, в комнате посадили еще 15-20 «резервистов» для заполнения подобных документов.

Через полчаса один из лучших почерковедов бывшего КГБ МССР дал однозначное заключение: автор кровавых записок и документов военкомата – один и тот же человек.   

Кем же был Александр Скрынник? Трудился столяром на столичной фабрике «Букурия», был ударником коммунистического труда, кандидатом в члены КПСС, семьянином.  

Злоба и зависть помутили все в голове

Жестокий преступник был задержан у кинотеатра «Патрия», куда пришел с очередной девушкой.

На допросе он сначала вел себя нагло, угрожал пожаловаться прокурору, называл случившееся произволом. Когда в ответ ему предъявили почерковедческие экспертизы, Скрынник понял, что все   кончено.

Александр рассказал, что в юности завидовал сначала однокурсникам, затем армейским сослуживцам и друзьям, которые хвастались своими любовными успехами. Он считал, что с ним судьба обошлась несправедливо. Его брак был неудачным: через год после свадьбы он понял, что не любит жену, но у них уже был ребенок.. Его ненависть его ко всем росла с каждым днем.

Однажды, рассказал Скрынник, он зашел в гости к другу Феодосию Глухареву, и тот после нескольких рюмок стал хвастаться любовными успехами. С каждой минутой в душе Александра нарастали злоба и черная зависть: одним – все, а ему – ничего?! И он написал объявление в газету в раздел знакомств. Тогда в Кишиневе такие сообщения печатал еженедельник «Реклама» - приложение к газете «Вечерний Кишинев».

Первая же девушка, с которой встретился Скрынник, заразила его венерическим заболеванием. Это стало последней каплей. В голове мужчины все помутилось, он решил, что женщины - источник всех его бед и что их нужно истреблять.

Жертвы «санитара леса»

Первой жертвой стала стюардесса Нина Пуганова из Якутска, где Скрынник был на заработках. Там и нашли растерзанное тело девушки, которой преступник вырезал грудь и половые органы. Преступление не раскрыли. Это вселило в палача уверенность в безнаказанности.   

Следующей жертвой 27-летнего Скрынника стала Ирина Касын, которую он в Кишиневе встретил в парке и угостил мороженым. Парень показался девушке галантным и остроумным, и женщина как на крыльях полетела домой, спеша поделиться радостью с родными. Не успела…

Зверски убив Ирину, Скрынник решил отрубить ей голову и подбросить Глухареву, чтобы тот задрожал от страха, а заодно и раскошелился.

Последней жертвой кишиневского маньяка-потрошителя стала Анастасия Михайлова, которой Скрынник отрубил руку. Всех поражало, как легко убийца рассказывал о преступлениях - он не раскаивался, не сожалел, называл себя «санитаром леса». На суде заявлял, что будет рассказывать страшные вещи, и просил слабонервных удалиться.

Верховный суд Молдавской ССР признал Александра Скрынника виновным в жестоких убийствах и приговорил к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение, однако точная дата смерти маньяка неизвестна.

Подготовил Николай МЕНЮК