Игорь Додон: Европейская интеграция в Молдове обанкротилась
– Игорь Николаевич, в рядах участников антиправительственного митинга мы видим сотрудников организаций, получающих финансирование от Запада – так называемых правозащитников, экспертов, журналистов и так далее. Мы видели нежное отношение к ним прозападного правительства, в день митинга достаточно жестко подавившего протест левых сил. Причём «демократичная» «Платформа DA» поддержала разгон левого митинга и аресты. Я не говорю о молдавских правозащитниках – они защищают только тех, кого им укажут. Очевидно, что в Кишиневе разворачивается конфликт между двумя правыми прозападными политическими группировками. Что же происходит? Нас ведут по грузинскому пути – меняют режим на чуть более свежий и управляемый?
– Я думаю, что западники, американцы хотят поменять зарвавшихся проевропейских олигархов, которые пришли к власти 6 лет назад с помощью США и ЕС, на более послушных представителей проамериканского «гражданского общества», и сделать это хотят, воспользовавшись недовольством населения. Большинство людей, вышедших на площадь 6 сентября, вышли не за геополитические лозунги, а против этой власти, против коррупции, против олигархов. «Платформа DA» пытается оседлать эту волну и использовать в своих политических интересах. Скорее всего, за этим сценарием стоят западные политтехнологи, и я согласен, что нас пытаются провести по грузинскому сценарию.
Запад понимает, что если будут досрочные выборы, то к власти придут промолдавские силы, левоцентристские партии. Поэтому он пытается сделать опережающий ход – самому снять олигархов и поставить более лояльных себе представителей.
Я скажу вам, что у нас была готовность выводить людей, ставить палатки ещё в середине августа. Однако все понимают, какова была бы реакция властей и принадлежащих олигархам массмедиа: все сказали бы, что это «рука Москвы». Поэтому мы приняли решение: на первом этапе пусть правые выходят на площадь против проевропейской власти, но это не означает, что в ближайшие дни мы, левоцентристские партии, парламентская оппозиция, не выведем своих людей на площадь.
– Каким образом можно снять олигархов, ведь Плахотнюк не занимает никаких постов, а досрочные выборы его не пугают?
– Думаю, что досрочные парламентские выборы не выгодны западным кукловодам. Я уверен, что в ближайшее время так называемое гражданское общество откажется от требования досрочных парламентских выборов.
– А что же они сделают с Плахотнюком?
– Задача-максимум инициаторов кишиневских событий состоит в том, чтобы под давлением площади и по просьбе западных дипломатов Плахотнюк и Филат полностью оставили политику. И тогда без досрочных выборов, оставив прежнее парламентское большинство, объявив, что олигархов больше нет, можно двигаться 1,5-2 года до следующих парламентских выборов, а за это время вырастить другую проевропейскую, антимолдавскую, антироссийскую партию на правом фланге. Задача-минимум – напугать олигархов, чтобы они сдали ключевые посты в управлении государством подконтрольным Западу политикам. Отдать должность генерального прокурора, руководителя Нацбанка и другие ключевые позиции полностью лояльным Западу людям.
– Но у нас нет других, «хороших» олигархов. Бизнес невозможно оторвать от политики, оставить политику – означает оставить бизнес. И американский посол не будет лично контролировать каждого значимого чиновника.
– Посмотрите, что произошло на Украине. На ключевых должностях там частично удалось поставить «смотрящих» от Запада. Думаю, что у нас они попробуют повторить этот опыт. Будут использовать, например, Майю Санду, которая в прошлом работала во Всемирном банке и, безусловно, будет выполнять все указания, которые получит от Запада. А, скажем, Юрие Лянкэ сейчас уже более зависим от олигархов, и мне кажется, что у западных представителей к нему появились вопросы.
– Что в такой ситуации делать левым? Немыслимо поддерживать правящий альянс, шесть лет находящийся у власти и не вызывающий у населения ничего, кроме отвращения. Но если поддержать «Платформу DA», то можно привести к власти ещё более радикальных правых.
– Левые, по моему мнению, должны сделать несколько важных вещей. Первое – они должны объединиться в единой протестной волне, невзирая на партийные различия и прошлые обиды. Второе – нужно разъяснять людям, что всё, что мы имеем сейчас, – результат шестилетнего правления тех, кто ведёт страну по пути европейской интеграции. Нужно показать, что европейская интеграция в Молдове обанкротилась. Третье – нужно добиваться досрочных парламентских выборов, причём добиваться мирными протестами, которые, скорее всего, начнутся до конца сентября. «Платформу DA» поддерживать мы категорически не должны.
– Но вы можете это сделать, сами того не желая.
– А мы это и сделали, если вы заметили. Партия социалистов осознанно уступила площадь (у ПСРМ было разрешение на проведение митинга на площади столицы. – Ред.), призвала сторонников выйти на митинги против олигархов. Всей стране выгодно, чтобы как можно больше людей протестовало против этой власти. Но, как политическая партия, выходить под лозунги вступления в НАТО и объединения с Румынией мы не будем.
«Платформа DA» – это в большой мере правые маргиналы, националисты. Если им удастся создать политическую партию, то они будут в том же избирательном сегменте, где сегодня находятся Михай Гимпу и Виталия Павличенко.
– Запад не пугают радикальные националисты во власти?
– Им это выгодно, потому что радикальные националисты без обсуждения выполняют приказы. Неудобны государственники и левоцентристские силы, потому что государственники никогда не пойдут, к примеру, на то, чтобы развязать войну в Приднестровье, объединиться с Румынией, разместить военные базы НАТО.
– В отсутствие реальных левых радикалов власти пытаются изобразить радикалами группу Григория Петренко, Павла Григорчука, Марка Ткачука. Какой в этом смысл?
– Нужен враг, нужно показать угрозу, напугать молдавское общество. Я хочу напомнить, что последние десять дней перед парламентскими выборами телеканалы Плахотнюка и его блогеры активно говорили о том, что социалисты сразу после выборов устроят здесь Донбасс, меня показывали с пистолетом каждый вечер. Они пытаются создать образ врага в лице промолдавских сил, которые смотрят в сторону евразийской интеграции.
Мы на следующий день после арестов выступили с заявлением в поддержку протестов «Красного блока» Григория Петренко. Мы общались с ними до протестов и предлагали им не выходить в этот день, а выйти с нами вместе через неделю-полторы всем левоцентристским фронтом. Мы выведем на площадь ничуть не меньше людей, чем было 6 сентября. Но они приняли такое решение, и это их право. Мы будем делать всё возможное для их освобождения, используя все возможные инструменты, политическую трибуну, не прячась за лозунги, как это делают националисты из «Платформы DA».
– На днях в Киеве прошла трёхсторонняя встреча между ЕС, РФ и Украиной, на которой были рассмотрены опасения России связанные с договором об Ассоциации между ЕС и Украиной. В это же время Москва постоянно напоминает Кишиневу о необходимости проведения заседания российско-молдавской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, однако Кишинев продолжает молчать. Как это следует понимать?
– В российско-европейских отношениях наступает переломный момент – 1 января 2016 года, когда вступает в силу экономическая часть Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. С этого момента России придётся выйти из договора о свободной торговле с Украиной, что чревато для украинской экономики большими проблемами. Мы видим, что произошло в Молдове после того, как экономическая часть соглашения с ЕС вошла в силу в сентябре 2014 года – Россия вышла из зоны свободной торговли с Молдовой, были установлены пошлины на большинство товаров и запреты на некоторые из них. Конечно же, Украине нужно срочно договариваться с Россией, иначе Западу придётся её кормить и речь пойдёт о других суммах.
Когда Россия что-то предлагает Молдове, молдавские чиновники сразу оглядываются на кураторов из Брюсселя и Вашингтона – большинство решений молдавской власти за последние годы принимается там, у этой власти нет независимой национальной политики ни в экономической сфере, ни в оборонной, ни в территориальной. А Европейский союз пока не реагирует на проблемы Молдавии – слишком маленький рынок.
– Буквально вчера известный политолог Ростислав Ищенко высказал предположение, что американцы недовольны молдавскими властями, проявившими мягкотелость и позволившими России обеспечить ротацию и снабжение миротворцев, чем упустили повод для молдавско-румынско-украинской операции в Приднестровье. Пока Вашингтон ещё рассчитывает на то, что власти Молдовы испугаются путча и начнут реализовывать американскую политику, но если власти не одумаются, то «оранжевым» позволят их свергнуть.
– Я не согласен с этой интерпретацией. Я думаю, что Запад хочет сместить олигархов потому, что из-за них он теряет здесь поддержку. Шесть лет назад европейскую интеграцию в Молдове поддерживали 65-68% населения, потом были годы серьёзных экономических и политических инвестиций со стороны Запада, и что же мы видим: поддержка европейского вектора в Молдове чуть больше 32-34%, то есть упала вдвое. За эти шесть лет в страну вошли из-за рубежа 2,5-3 млрд долларов, никогда Молдове столько денег не давали. Для того чтобы получить 10 млн долларов от ЕК или ВБ, в 2006-2008 годах мы проводили реальные реформы, а этим ребятам западники давали миллиарды и всё прощали. Прошли годы, миллиарды ушли, «истории успеха» нет и к тому же умудрились украсть миллиард евро из банков. Западу нужно решать, что делать дальше? Оставить этих ребят у власти означало бы, что через какое-то время евроинтеграцию будут поддерживать уже 10% населения. В том, где сейчас находится Молдова, самая большая доля вины лежит на Западе. И сейчас они пытаются исправить свою ошибку.
– Таким образом, нынешнюю власть Запад будет валить в любом случае?
– Думаю, да. Они исчерпали себя. Им нечего предложить Западу. Я бы сказал, что для Плахотнюка досрочные выборы - это мягкий способ ухода из политики.
– А нельзя предположить, что это попытка хаотизации Молдавии по украинскому сценарию для того, чтобы ликвидировать Приднестровье?
– Это самый плохой сценарий и самый опасный. Я не исключаю, что если определённые силы поймут, что у них не получается поменять шило на мыло без досрочных выборов, поймут, что неизбежны выборы, на которых победят левые, то у кого-то в голове может появиться мысль дестабилизировать ситуацию. Мы будем делать всё возможное, чтобы не допустить этого. И я очень надеюсь, что у некоторых представителей нынешней власти сработает инстинкт самосохранения и они извлекут уроки из того, что происходило и происходит на Украине.
– Вы считаете, что выступления правых могут привести к укреплению промолдавских и прогосударственных сил?
– Я уверен, что промолдавские и прогосударственные силы в ближайшее время перехватят инициативу по свержению этой власти, потому что у прозападных представителей «гражданского общества» нет желания идти на досрочные парламентские выборы. Когда народ поймёт это, разочарование в них будет ещё больше. Уже есть разочарование крайне правыми, националистическими, маргинальными лозунгами. Если мы выступим единым фронтом, не выясняя, кто из нас первый, кто второй, кто третий, то мы одержим победу. Правые выступили первыми, и теперь упрекать, что мы действуем по сценарию Москвы, нас никто не сможет. И когда на других площадях появятся сто-двести-триста палаток, то я хочу видеть, как власти будут снимать наши палатки и оставлять эти.
Мы вышли с инициативой изменить в парламенте Конституцию с тем, чтобы вернуться к избранию президента всеобщим голосованием. Я официально обратился ко всем лидерам партий с таким призывом. Но, судя по всему, правые партии, которые много лет клялись вернуть народу право самому избирать президента, отказались от своих обещаний. Поэтому до конца сентября мы проведём заседание инициативной группы и подадим документы в ЦИК, чтобы начать сбор подписей. Наша задача – до нового года собрать 400 тысяч подписей, представить их в ЦИК и добиться проведения референдума в первом квартале следующего года.
Беседовал Олег Краснов
Источник: Ritmeurasia.org
Новости по теме
- Вчера, 16:28
- Вчера, 14:56
- Вчера, 13:11
- Вчера, 12:42
- Вчера, 07:22
- 25.11, 19:09
- 25.11, 19:05
- 25.11, 18:54
- 25.11, 18:53
- 25.11, 17:27
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 16:28
- Вчера, 14:56
- Вчера, 13:11
- Вчера, 12:42
- Вчера, 07:22
- 25.11, 19:09
- 25.11, 19:05
- 25.11, 18:54
- 25.11, 18:53
- 25.11, 17:27
Много сказал, но ничего не сказал! Время ушло палатки ставить, господин-товарищ Додон. Подписи собирать - время терять, на эти подписи в смутное время никто не посмотрит.