История

Как лесник Антон Харя вел советских десантников по тайным тропам

13.04.2020, 05:15
{Как лесник Антон Харя вел советских десантников по тайным тропам} Молдавские Ведомости

Готовясь к Ясско-Кишиневской операции, советское командование особое внимание уделяло селу Бравича, которое находилось в стратегической точке на трассе Резина-Оргеев-Калараш-Унгены-Яссы. Сегодня Бравичи входят в состав Каларашского района. К моменту начала Ясско-Кишиневской операции это был партизанский край. В Бравичах немало семей, члены которых партизанили или помогали партизанам. Одна из них - семья Влада Горгоса, руководителя известного ансамбля «Millenium».

Тудор Цопа восстановил историю партизанского движения в Каларашском районе

В Бравичах к весне 1944 года действовал партизанский отряд «Журналист» имени Фрунзе. Долгие годы о партизанах, воевавших в бравичских и сесенских лесах, было известно крайне мало. Толчком к изучению этой страницы истории послужило письмо, которое в  ноябре 1963 поступило в газету «Молдова Cочиалистэ» из украинского города Херсона.

Автор, журналист, сообщал о деятельности весной 1944-го года вблизи села Бравича партизанского отряда под названием «Журналист» под командованием Жоржа Смилевского. Письмо заинтересовало молдавского писателя и публициста Тудора Цопу (впоследствии он был депутатом парламента-90). В ходе многолетних поисков Цопа восстановил историю партизанского движения в Каларашском районе. 

От Бравичей начала разворачиваться Ясско-Кишиневская операция

«Отряд «Журналист» первоначально состоял из группы советских разведчиков, которые десантировались над бравичским лесом в ночь на 17 марта 1944 года, - рассказывает Цопа. - Командир Жорж Смилевский до войны был заместителем главного редактора областной молодежной газеты Николаева. Готовясь к Ясско-Кишиневской операции, советское командование особое внимание уделяло селу Бравича, которое находилось в стратегической точке на трассе Резина-Оргеев-Калараш-Унгены-Яссы. Немцы, в свою очередь, стремились укрепить в долине реки Кула свои позиции, спешно строили мощные противотанковые заграждения. Здесь на все лето стабилизировалась линия фронта, отсюда в августе 1944 начала разворачиваться Ясско-Кишиневская операция».

Лесник Антон Харя погиб за Победу 

Еще в первые дни войны бравичского лесника Антона Харю вызвали в райком партии и сообщили, что его лесная сторожка включена в список конспиративных адресов. В годы войны несколько групп советских парашютистов находили здесь приют. Лесник вел десантников по тайным лесным тропам, провожал к партизанам отряды местных жителей и попавших в окружение советских солдат.

Каратели заподозрили лесника в содействии партизанам, и в один из мартовских дней 1944 года направили к его дому отряд. Однако Антон успел уйти вместе с семьей. Солдаты разграбили и сожгли все хозяйство.

После этого отец и сын Харя участвовали в боевых действиях. В одном из боев они были захвачены в плен вместе со своими товарищами. Их отвезли в монастырь Курки, где размещался штаб 72-й немецкой армии. Лесника пытали, пытаясь выведать информацию о партизанском отряде. Антон молчал. Когда его дочь Екатерину привели на очную ставку, она с трудом узнала избитого, искалеченного отца. Антон снял с пальца обручальное кольцо и протянул его дочери со словами: «Возьми, отдашь матери...».

Больше родным не суждено было увидеть Антона. Дни и ночи его жена Вера проводила у монастырских ворот, пытаясь узнать хоть что-то о судьбе мужа. Одни говорили, что Антона отправили в Кишинев, где его ожидает военный трибунал. Другие обнадеживали, утверждая, что ему удалось убежать, и он прячется в заросших кустарником болотах. Позднее выяснилось, что Антона расстреляли вместе с другими арестованными односельчанами в глубоком овраге за стенами монастыря.

Семья Влада Горгоса хранит память о прошлом

Тудор Цопа написал о бравичских партизанах книги, которые издавались в СССР тиражами в сотни тысяч  экземпляров. Много лет дружил с сыном Антона Петру Харей, который обошел все тропинки в лесах Бравичей и Сесен, где до сих пор видны следы военных лет. Рассказывает, что Петрика Харя дважды попадал в плен к немцам, но оба раза ему удавалось ночью бежать при помощи людей, чьих имен он не смог узнать.

После войны Петру Харя устроился ездовым в бравичскую хлебопекарню. Был первым новобранцем в селе, отслужил, более трех десятков лет работал киномехаником в родном селе, получил звание заслуженного работника культуры МССР. Его супруга Лидия, долгие годы проработавшая в магазине села Бравича, была единственным продавцом в республике, награжденным орденом Ленина.

В этой семье хранят память о тяжелых годах войны. Вот что рассказал Влад Горгос, руководитель ансамбля «Millenium», внук лесника Антона Харя.

«Бабушку связали, а потом двое румынских солдат посадили ее на раскаленную плиту»

«Моя бабушка Вера, в девичестве Деребушка, была дочерью торговца скотом. Отец выдал ее замуж в 14 лет. Антон Харя, добрейшей души человек, вырос в семье, воспитавшей 11 детей. Дед получил образование лесника и отправился с женой на кордон…

После расстрела деда Антона в доме остались бабушка и моя мама. Бабушку связали, а потом двое румынских солдат приподняли и посадили ее на раскаленную плиту. После чего привязали к лошади и провезли по селу в назидание другим, а мама шла рядом… На месте лесной сторожки потом установили памятник».

Евреев расстреливали дважды

Село Бравича было освобождено 24 августа 1944 года. Большая часть домов была разрушена, но церковь сохранилась. Самое страшное - погибли люди. В июле 1941 в селе расстреляли 257 местных евреев.

«В 1940 году в Бравичах жило 540 еврейских семей, - рассказала нам бравичанка Ася Тимуш, ученый-энтомолог, преподаватель кишиневской сельскохозяйственной академии. - На центральной улице располагались только дома евреев, владевших аптеками, мастерскими по пошиву одежду и обуви, ремонту скобяных изделий. Еврейские торговцы и фармацевты были честными людьми, качество услуг было высоким.

Когда в Бравичи пришли немцы и румыны, евреев уничтожали дважды. Моя бабушка рассказывала, как по улице села вели колонну евреев на расстрел. В толпе шла старуха, держа за руку красивую, белокурую и синеглазую девочку лет пяти-шести. Женщина обращалась к стоящим на обочине дороги односельчанам, умоляя их взять ребенка: "Пусть я умру, но спасите девочку!". Никто не осмелился…

Среди конвоиров был житель Бравичей. Он дожил до глубокой старости, но люди никогда не забывали об его участии в страшном преступлении. Когда старик умер в муках, все считали, что наступило возмездие.  Я была на похоронах и слышала, как люди шептались: "Он стрелял в евреев!". Дело было зимой, но тело покойника страшно распухло, как будто пролежало несколько дней на жаре. И все говорили, что это неспроста…».

В кишиневском гетто вынужденно находилось около 25 тысяч евреев. Когда войска Красной Армии освободили город, из обитателей гетто в живых осталось только шестеро...

Война и мир

В Бравичах во время войны погибли сто местных жителей, жизни еще 74-х унесли боевые действия весной-летом 1944 года. В сражении за столицу Молдавской CCР войска 2-го Украинского и 3-го Украинского фронтов наступали с севера и востока, а на Днестре держали оборону суда Дунайской военной флотилии. У окруженной группы армий «Южная Украина», в которую входили немецкие и румынские дивизии, не было шансов. Противник потерпел крупное поражение, и 24 августа 1944 года немецкие войска окончательно покинули Кишинев. После этого более 250 тысяч человек из числа местного населения ушли добровольцами на фронт.

Молдавия получила долгожданную свободу. Практически сразу после освобождения началось хозяйственное восстановление, на которое Москва выделила в 1944–1945 годах 448 миллионов рублей. В первую очередь военные при помощи местного населения возобновили железнодорожное сообщение и мосты через Днестр, которые уничтожили отступающие гитлеровцы. Еще во время войны поступило оборудование для обновления 22 предприятий, начали работу 286 колхозов. Из России для сельского хозяйства поступали семена, крупный рогатый скот, лошади и другие виды материальной помощи. 

Марина АБЛИСИМОВА,

Николай МЕНЮК

Комментарии (0) Добавить комментарии