Конституционный вердикт ясен - окончательный позор КС наступит 12 июня
Конституционный суд перенес заседание по рассмотрению обращения правительства о проверке конституционности политической партии «Шор» на 12 июня. Об этом 17 мая сообщил председатель КС Николае Рошка.
Удивительно, но перенос был объявлен без какой бы то ни было мотивировки – сухое и короткое объявление на сайте КС. С чего бы это?
Кстати, даже такого рода объявление КС не переводит на русский язык, хотя на его странице в интернете маркировка ru имеет место быть наряду с ro – румынский и еn – английский. Русофобская практика КС продолжается несмотря на то, что это явно и открыто нарушает права 38 процентов русскоязычных граждан Молдовы.
Шестое заседание Конституционного суда длилось всего шесть минут. У сторон спросили, есть ли еще те или иные дополнения к материалам дела, а после того, как ответили отрицательно, суд объявил перерыв до 12 июня, когда адвокаты представят свои окончательные аргументы судьям.
Запрос о проверке конституционности партии «Шор» был подан правительством в ноябре прошлого года. По мнению экспертов, уже тогда был спущен сверху проект постановления КС об объявлении партии неконституционной. Это постановление существует и сейчас, а не оглашено лишь потому, что власть считает, что есть большой риск разжигания противостояния накануне 21 мая - дня собрания «Европейская Молдова» - и срыва саммита в Бульбоаке 1 июня.
За поверхностной целью запретить и выдворить партию «Шор» из политического пространства РМ стоит большое желание выявить всех друзей и симпатизантов оппозиционной партии, присвоить им ярлык «агента Кремля» и начать борьбу, требуя все новых инвестиций и вложений от «партнеров по развитию».
Другую цель озвучил лидер партии Илан Шор. Он считает, что таким образом «PAS хочет отобрать мандаты партии «Шор» и перераспределить их, чтобы получить конституционное большинство в парламенте с целью возврата к конституционному варианту выбора президента прямым голосованием парламента. То есть чтобы обеспечить себе еще один мандат управления страной.
Учитывая то, что установление выборности президента прямым голосованием народа имело место быть в далеком 2016 году после незаконного решения КС об изменении Конституции, сделать это проще простого руками самого КС. И, как говорят в народе, простите за мой французский, и волки будут целы, и овцы больше никого не будут беспокоить.
Однако все пошло как-то не так.
Первый опрометчивый шаг КС допустил, когда принял к рассмотрению обращение правительства.
9 ноября правительство утвердило запрос в Конституционный суд главы минюста Серджиу Литвиненко с требованием объявить партию «Шор» вне закона. По словам Литвиненко, в запросе достаточно аргументов, доказывающих, что «партия «Шор» действует в противоречии с принципами верховенства закона и ставит под угрозу суверенитет и независимость Молдовы.
В своем обращении в КС правительство опирается на три принципиальных мотива: предполагаемая преступная деятельность учредителя партии; неоднократные нарушения, доказанные в суде, связанные с финансированием партии, санкционированные ЦИК; якобы исчерпание других правовых механизмов в отношении партии.
По мнению эксперта в конституционном праве Теодора Кырнаца, «это обращение правительства в КС с просьбой признать партию «Шор» неконституционной, – безграмотное и не соответствует требованиям Кодекса конституционной юрисдикции». Мнение было высказано в эфире передачи «PULS с Людмилой Бельченковой» 17 мая.
По словам эксперта, для того, чтобы КС мог утвердить запрос правительства в отношении партии «Шор», с процессуальной точки зрения, деятельность этого политформирования для начала как минимум должна была быть приостановлена правительством, чего сделано не было.
Еще 19 декабря 2022 года, опираясь на обращение правительства и его аргументы, Венецианская комиссия высказалась по поводу проверки конституционности действий партии «Шор». Однако и тут просчеты – ведь правительство сознательно ввело комиссию в заблуждение, доложив, что были приняты все меры для того, чтобы предотвратить нарушение закона, не допустить финансовых нарушений, и поэтому осталось последнее – объявить партию вне закона, признать ее неконституционной.
Но в ходе рассмотрения вопроса ВК отмечает, что признание неконституционности партии - это вмешательство в право на свободу объединений, и, следовательно, такое решение должно соответствовать закону.
«Что касается действий, которые могут привести к признанию партии неконституционной, и вопроса о том, будет ли это решение соответствовать «необходимому в демократическом обществе» требованию, Венецианская комиссия считает, что у Конституционного суда больше возможностей, чтобы оценить, есть ли «острая социальная необходимость» признать партию неконституционной по одному или нескольким основаниям, перечисленным в статье 41 (4) Конституции Молдовы», - сказано в заключении комиссии.
К таким конституционным основаниям относятся «деятельность или заявленные цели, направленные против политического плюрализма, принципов правового государства, суверенитета, независимости и территориальной целостности РМ».
По таким же основаниям наступает запрет на деятельность партии согласно закону 294/2007: «запрет налагается, если используются для реализации задач незаконные или насильственные средства, несовместимые с основными принципами демократии».
Кырнац подчеркнул, что «КС обязан был отказать правительству в рассмотрении этого дела», и обратил внимание на то, что «в мнении Венецианской комиссии говорится, что признание партии вне закона является последней мерой». И правительство сообщило ВК, что до этого оно использовало все возможности. К таковым относится возможность правительства через суд приостановить деятельность партии «Шор». Но ни обращения в суд, ни принятие каких-либо других мер со стороны правительства не было – оно нагло солгало ВК, и не менее нагло солгало КС.
Согласно тому же закону «минюст обращается в суд с иском о роспуске партии в том случае, если партия осуществляет деятельность на основе устава, в который внесены изменения, не зарегистрированные в установленном порядке… если деятельность партии осуществляется незаконными путями или средствами с использованием насильственных действий».
Ничего этого нет ни в уставе, ни в программах партии. В ходе пяти заседаний авторы обращения представили судьям доводы, которыми мотивировали свой запрос, и все они были в значительной степени основаны на окончательных приговорах, вынесенных судами РМ в отношении партии, членов партии и лидера партии Илана Шора.
Последнее было вынесено кишиневской апелляционной палатой, которая приговорила Шора к 15 годам лишения свободы. Однако и тут правительство кое-что утаило от ВК и от КС (который, видимо, знал об этом), ведь все решения национальных судов были опротестованы и обжалованы в Европейском суде по правам человека. А это значит, что эти решения не приобрели свойства неопровержимости, исключительности и обязательности.
Совсем никудышная ситуация складывается, если рассмотреть вопрос со сравнительно-правовой точки зрения. Есть ли прецедент? Уголовному преследованию подверглись Дорин Киртоакэ - лидер ЛП, Влад Филат – лидер ЛДПМ, Влад Плахотнюк – лидер ДПМ. Но ни одна партия не была запрещена.
Как было отмечено выше, ни одно судебное разбирательство в отношении партии, инициированное по заявлениям о нарушениях в ее финансировании, не ознаменовалось на данный момент окончательным решением. Более того, как заявил в ходе одного из прошедших заседаний КС юрист, депутат от парламентской фракции «Шор» Денис Уланов, у представляемой им партии уже 2,5 года нет банковского счета: он подчеркнул, что счета были принудительно закрыты без всяких на то оснований, их не разрешили открыть, даже во время предвыборных кампаний. То есть сначала у партии «Шор» принудительно закрыли счета во всех банках, а потом ее же обвиняют в том, что она нарушает законодательство и работает с наличными деньгами.
Что же касается решений по лидерам партии «Шор» Марине Таубер и Илану Шору - есть обращение в ЕСПЧ, но этого не учло правительство, это не хочет учитывать КС.
Второй опрометчивый шаг КС - игнорирование ходатайства адвокатов партии «Шор» об отводе председателя КС Николае Рошка, который был в свое время учредителем партии PAS, членом руководящих органов PAS, адвокатом PAS, адвокатом президента Майи Санду в судебных процессах против партии «Шор», у которого дочь работает советником президента и который благодаря политической поддержке PAS попал в КС, будучи четвертым в рейтинге после прохождения конкурса в правительстве по отбору кандидатов в судьи КС.
Это касается и судьи Любы Шова, которая тоже выдвиженец правительства. На самом деле оба они по статусу и этикету должны были подать заявление о самоотводе, так как некорректно рассматривать обращение органа, который их выдвинул в судьи. И пусть бы их самоотвод не приняли другие судьи – это очевидно. Но никто даже не задумывался о принятии таких шагов. А в самом ходатайстве адвокатов об отводе – просто отказали. Немотивированно.
Третий опрометчивый шаг – назначение премьер-министром адвоката, представляющего интересы правительства. Это вопиющее нарушение законов самим правительством и КС. А тут еще и сумма в 160 тысяч, может, по истории правительства и небольшая, но все же. Можно предположить, что это отмывание публичных денег. Притом наглое, вызывающее и бессовестное, ведь в государственном аппарате сотни юристов, только в одном министерстве юстиции их немеряно. По закону №136/2017 лишь представитель правительства может защищать интересы государственного института в парламенте и КС.
Эксперт Думитру
Барбалат обращает внимание на факт, что «мандаты назначенных постановлением
правительства Гаврилицы №289/2021 представителей и замещающих (нынешняя министр
юстиции Вероника Михайлов-Морару и госсекретарь минюста Эдуард Сербенко) ныне
незаконны: в соответствии с положениями регламента постановления правительства
№872/2013 они истекли с приходом правительства Дорина Речана. Однако, согласно
тому же регламенту, по статусу своей должности, в таких случаях министр юстиции
сам представляет правительство и в Парламенте, и в КС. Тем более, что
сегодняшний министр юстиции - это вчерашний представитель правительства в КС,
Вероника Михайлов-Морару».
То есть в КС от имени правительства
присутствуют и выступают частные адвокаты, которых не назначало нынешнее
правительство своим постановлением. С которыми кто-то заключил без какой бы то
ни было прозрачности секретный договор на публичные деньги! Хотя согласно регламенту о представителях, таковыми могут назначаться только
государственные секретари министерства юстиции.
Представитель партии «Шор» выдвинул
ходатайство об отводе представителя правительства как неуполномоченного и
обратил внимание на то, что на это заседание правительство делегировало своего
представителя незаконно. Однако магистры КС отклонили поданное ходатайство.
«КС выполняет задачу PAS - а PAS нуждается в партии «Шор», - высказал мнение Теодор Кырнац. - Раньше власть била по Плахотнюку, но уже много лет Плахотнюка нет. Был Додон, и власть говорила, что во всех бедах виноват он. Но нашли следующего внутреннего врага - партию «Шор». И на деньги налогоплательщиков они борются с назначенным внутреннем врагом. Без этого власть не живет!».
Итак, перенеся заседание, КС, по сути, саморазоблачился. Решение принято, партию объявят неконституционной, но оглашать это решение пока рано.
Марина ТИМОТИНА
Новости по теме
- Вчера, 17:43
- Вчера, 17:00
- Вчера, 16:58
- Вчера, 14:26
- Вчера, 11:14
- Вчера, 11:02
- Вчера, 09:13
- Вчера, 08:11
- 21.11, 18:38
- 21.11, 12:29
Комментарии (2) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 17:43
- Вчера, 17:00
- Вчера, 16:58
- Вчера, 14:26
- Вчера, 11:14
- Вчера, 11:02
- Вчера, 09:13
- Вчера, 08:11
- 21.11, 18:38
- 21.11, 12:29
Игры ПАС с Шором все равно когда-нибудь всплывут, как всплыли махинации Филата и Плахи. А то, что в Молдове продажная юстиция, - ни для кого не новость.
Позор пасовцам.