Общество

Кто лишает нас воды, земли и жизни

27.07.2022, 06:01
{Кто лишает нас воды, земли и жизни} Молдавские Ведомости

Президент и правительство призывают экономить воду, политики и эксперты говорят о катастрофе. Высохли малые реки Делия, Нырнова, Сарата, Тигеч, Солонец, Когылник, Кула, Кушмирка, Быцовац, Лунга, Лунгуца, Шальча-Маре и Кагул. В отношении Прута действует оранжевый код с 15-30 процентами среднемесячных значений. На Днестре пока желтый код гидрологической опасности и 30-40 процентов среднемесячных значений, но уровень воды в главной водной артерии рекордно упал и может опуститься ниже критического показателя 1994 года, когда он был на метр ниже среднего.

Власть боится обсуждать с Украиной проблемы Днестра

Президент Майя Санду постоянно призывает сажать леса, но о главной «болячке» Днестра упорно молчит.  Уже все знают, что причина обезвоживания – неправильное регулирование стока рек на Украине, где формируется 80 процентов массы Днестра и Прута. Постоянно низкий минимум стока связан с вводом в эксплуатацию мини-ГЭС в Карпатах, в верховьях Днестра и Прута. А после того, как заработала 4-я турбина Украинской ГЭС в Новоднестровске в сентябре прошлого года, показатели стока Днестра еще сильнее ухудшились. Протестуют на Украине – в Молдове молчат.

«Укргидроэнерго» хочет установить дополнительно еще три агрегата, но работы нужно вести и на правом берегу Днестра. У нас просят в аренду 19 гектаров земли, и разрешение дано, причем негласно. На последней встрече в конце июня лидеры Молдовы и Украины договорились о сотрудничестве на пути к вступлению в ЕС. Но обсуждалось ли нарушение прав жителей Молдовы на воду и экологическую безопасность? Если Днестр высохнет – некому будет вступать в ЕС.

Вслед за поверхностными водами уничтожат и грунтовые 

И вот новая напасть. Недавно вступивший в должность министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Владимир Боля предлагает восстановить оросительные системы и расширить доступ аграриев к подземным водам. Если для него это свежая идея, значит, Боля не знает, что такое предложение уже не раз отвергали. И откуда это знать бывшему курсанту военно-политического училища?

В Молдове более 25 тысяч скважин используются для водоснабжения. Гидрогеологи регулируют уровень грунтовых вод, если он понижается – забор воды останавливается. Проблема в том, что эти подземные воды пополняются за счет вод поверхностных, но последние  ежегодно недополучают 15-50 процентов воды, и ситуация постоянно ухудшается.

Вице-директор института экологии и географии АНМ Юрий Бежан неоднократно высказывал мнение о том, полив подземными водами приведет к уничтожению почв: «Данные о состоянии подземных вод собраны лишь по отдельным регионам в рамках проектов, что не дает общей картины. Но даже то, что есть, тревожит: нормы минерализации превышены в некоторых случаях в два-три раза по всем семи горизонтам. Лишь 10 процентов подземных слоев на глубине 40-300 метров имеют минерализацию меньше, чем 1 грамм на литр. Эта вода может использоваться для орошения лишь после нагревания».

Все говорит о том, что полив подземными водами в течение четырех-пяти лет приведет к гибели почвы и воды. Основным источником орошения должны стать поверхностные воды, и чем быстрее это дойдет до Боли, тем лучше для нас всех.

Отняли доступный газ – превратим лес в дрова  

Депутат PAS Раду Мариан заявил, что правительство с октября обсуждает с Бухарестом возможность заключения контракта на поставку газа. Девять месяцев торгуются – и решения нет. Первые лица государства открыто призывают заготавливать дрова, началась незаконная вырубка лесополос. Только за первые три недели июля браконьеры вырубили деревьев на десятки тысяч лей в районах Сороки, Калараш, Штефан Водэ, Дрокия. Полям станет еще хуже.

«С нашими 76 процентами сельхозземель не может быть и речи об устойчивом водном балансе», - говорит эколог Илья Тромбицкий. Корень проблемы в малых площадях лесов, и их будет еще меньше, потому что люди хотят выжить, а власть отняла у них доступный газ. Видят ли эту проблему министры, которые готовятся к разрыву отношений с Газпромом?

Кто урвал для себя озера

Больше всего страдают от засухи регионы, находящиеся на большом расстоянии от Прута и Днестра. Поверхностные воды не восстановились - не могут восстановиться и подземные горизонты. И тут всплывает проблема аренды водохранилищ.

Это мощный источник орошения, считает Юрий Бежан: «В Молдове около 4 тысяч прудов, водохранилищ и озер, но лишь 37 - на балансе министерства окружающей среды, остальные сданы в аренду, и, как правило, на долгий срок. Используя их для выращивания рыбы, владельцы спускают воду, чтобы не давать ее полям для орошения, и к началу оросительного сезона водохранилище не восстанавливается».

Нередко вокруг водохранилищ строят заборы. Но по закону вода – общенародный ресурс, доступ к которому должен быть открыт для всех. Нужен новый регламент ее использования.

Аграрная реформа – враг рек, озер и подземных горизонтов

В 90-х Молдова получила модель интенсивного сельского хозяйства, направленного только на получение прибыли без учета последствий. Если раньше государство отвечало за состояние почвы и воды, закладывало стоимость работ по их сохранению в свои планы, то сейчас не делается ничего – и мы уже расплачиваемся за это.

На необратимость последствий указывает Юрий Бежан: «Приватизация пахотных земель шла без учета границ безопасности рек. Земли отдавали в частные руки вплоть до русла, хотя по закону Днестр и Прут должны иметь водозащитные полосы шириной 200 метров (обязательно) плюс 800 метров (желательно). Ничего этого нет. Фермеры загрязняют поверхностные воды, растет испаряемость из водоемов. Русла притоков малых рек выпрямили, это ускорило сток и понизило уровень подземных вод. Чем больше меандр – изгиб речного русла, чем больше лесов, тем больше влажных зон, где влага в дождь будет накапливаться и питать реки в засуху».

С Прутом легче, а вот по Днестру источников пополнения влаги в засуху только два: нижний Днестр и зона Унгурь-Холошница близ Сорок. Для Прута это - нижний Прут с природными озерами. К сожалению, после строительства Костештского водохранилища исчезла зона Пэдуря Домняскэ: упал уровень грунтовых вод, редкими стали паводки.

Без науки

Реформа высшего образования по лекалам PAS оставляет государство, экологию и сельское хозяйство без науки. МолдГУ поглощает все профильные НИИ академии, ТУМ - аграрный университет с его научными базами и исследовательскими территориями. Ученые  подчеркивают: авторы реформы не объяснили, какие шаги предпримут для модернизации научно-исследовательских институтов. Говорят, что все дело вообще только в активах. И пример их захвата уже есть. В Бельцах был уникальный природный комплекс из лесозащитных лесополос, прудов и водоемов, севооборотов, сочетания растениеводства и животноводства – но без ведома НИИ полевых культур «Селекция» все это приватизировали…

В мире растет интерес к земледелию, основанному не на доминировании над природой, а на сотрудничестве. И только у нас все варварски уничтожается ради сиюминутных выгод правительств-однодневок. Почему же никак не настанут хорошие времена для наших вод, почв, лесов, воздуха?

Марина ТИМОТИНА

Комментарии (0) Добавить комментарии