Политика

Кто знал в сентябре 2014 года, что в ноябре в Молдове украдут миллиарды

20.07.2015, 15:09
{Кто знал в сентябре 2014 года, что в ноябре в Молдове украдут миллиарды} Молдавские Ведомости

Когда наблюдаешь за происходящим в Молдове, никак нельзя забывать о рекомендации «следить за деньгами». Это позволяет объяснять события и мотивы поведения политиков, государственных лиц, бизнесменов. Даже докторов и писаных красавиц. И, увы, СМИ.

«Дело о миллиардах», украденных из финансовой системы Молдовы, тот самый случай. Поэтому вернемся к нему опять. Хотя с самого начала оно было непрозрачным и трудным для анализа из-за недостающей информации. А информацию, имеющую отношение к краже, скрывают, уничтожают, искажают, подменивают, вбрасывают (чтобы пустить по ложному следу), дискредитируют и т.д.. Кроме того, «дело о миллиардах» представляет особый интерес еще и потому, что оно является «катализатором», который ускоряет все политические процессы в Молдове и делает из-за масштабов воровства распад страны необратимым.

Нет ничего тайного, что не стало бы явным

Именно поэтому прокуроры и следователи, занимающиеся «кражей века», могут спокойно обнародовать то, что им известно. Кто-то посчитает такое суждение наивным, потому что прокуроры даже дыхнуть не могут без разрешения их всемогущего босса. Но моя логика другая. У правоохранителей для разоблачений есть шкурный интерес. Во-первых, связавшись с этим делом, они могут в определенный момент оказаться в  тяжелой ситуации, либо станут неугодными (в лучшем случае), либо носителями опасной информации, что хуже. Во-вторых, если дело будет раскрыто, это взорвет общество, а если дело не будет раскрыто, это тоже взорвет общество: из-за размера украденных средств.

В-третьих, рано или поздно информацию по делу о миллиардах начнут использовать как компромат для оказания политического давления. Частично мы это уже наблюдаем. Вспомните историю с арестом близких родственников Влада Филата. Значит, информация все равно всплывет. Хотя бы потому,  что нет ничего тайного, что не стало бы явным. Ну, а теперь, о главном, о молдавском «преступном треугольнике». Чтобы понять, что это за «треугольник», нам придется спуститься в глубь «кроличьей норы».

Первая сторона треугольника – правительство    

В конце сентября 2014 года, точно перед началом предвыборной компании, премьер-министр  Юрие Лянкэ объявляет о принятии правительством под свою ответственность ряда законов. Обществу он объяснил, что страна накануне осенне-полевых работ, нужно помочь аграриям, вот почему следует принять эти законы срочно, а не затягивать с обсуждением в парламенте. Логика, конечно, железная, если иметь в виду, что осень, как и весна, приходят всегда неожиданно, и в Молдове об этом заранее ничего неизвестно.

Но среди предложений Лянкэ было кое-что особенное. Так, правительство приняло под свою ответственность поправки в законы из области финансов и банковской деятельности («О национальном банке», «О финансовых институтах», «О публичном долге, государственных гарантиях и рекредитовании»). И, внимание, поправки предусматривали оказание государственной помощи коммерческим банкам «в ситуациях системного финансового кризиса или риска его возникновения».

Проблемы банков - на плечи народа

СМИ сообщили, что один из инструментов оказания государством помощи банкам – гарантии правительства, то есть перекладывание проблем банков на плечи налогоплательщиков. Поскольку подобное решение затрагивает каждого жителя страны, ранее такими полномочиями правительство не наделялось. Слишком много искушения для решения коммерческих вопросов всякого рода приятелей-бизнесменов-банкиров, партайгеноссе и прочих за счет казны. Ну, и  разумеется, откаты и взятки в результате «содействия». Поэтому ранее, согласно закону о публичном долге (№419) гарантии предоставлялись только на основании постановления парламента. После того как парламент принимал решение о государственной гарантии, минфин заключал договор с кредитором. 

Поправки, которые были приняты с подачи Лянкэ, власть парламента отменили, они  вступили в силу 10 октября 2014 года. Это был самый разгар предвыборной кампании. Страсти кипели, на избирателя выливали потоки информационной грязи, вешали ему лапшу на уши, давая обещания, словом, отвлекали внимание от главного.

Кто первым крикнул о краже миллиарда

И вот в декабре, когда страсти немного улеглись и стали известны окончательные результаты выборов, НБМ делает громкое заявление: через «Banca Sociala» выведен почти миллиард евро… Выясняется, что «Banca Sociala» в ноябре уступил нерезиденту, юридическому лицу право требования проблемных кредитов на общую сумму 17,793 миллиарда лей.  Нацбанк признал данные финансовые операции сомнительными и инициировал их расследование. Также регулятор обратился в суд, чтобы  аннулировать операции перечисления денег. Стало известно, что деньги в «Banca Sociala» поступили из «Banca de Economii» и «Unibank».

Все три банка, как указывают СМИ, контролирует бизнесмен Илан Шор.

18 миллиардов лей - это около 1/5 активов всего банковского сектора страны или 2/3 реального годового бюджета Молдовы (за вычетом иностранной помощи). Что это означало? Иностранное юридическое лицо (известное НБМ) могло обвалить всю банковскую систему, либо лишить страну половины золотовалютных резервов, либо фактически каждого из нас «поставить на счетчик».

Надеюсь, читатели помнят, что Илан Шор смог взять под свой контроль «Banca de Economii» после того как государство (в лице правительства и под наблюдением Нацбанка) уступило контрольный пакет, путем продажи части своих акций за 80 миллионов 552 тысяч 720 лей в 2013 году. 

Прошу обратить внимание на даты. НБМ поднял переполох около 25 декабря 2014 года, когда некоторые уже начали пить шампанское по поводу Рождества.

Однако месяцем раньше стало известно, что в середине ноября правительство приняло секретное решение о выдаче гарантий и выделении 9,5 миллиарда лей коммерческим банкам. В тот момент, нельзя было точно установить, каким именно финансовым институтам и какой финансовый механизм для этого использовался.

Очень важно подчеркнуть, что речь идет о выделении публичных денег, и именно элемент непрозрачности указывает на то, что в схеме, вероятно, не все было чисто, и курировали ее заинтересованные лица – «смотрящие».

Из приведенных фактов следует, что  правительство Лянкэ заранее знало, что в ноябре «неожиданно» возникнет банковский кризис, что банкам будут выделяться деньги и готовило законодательно-правовую основу для своих действий.

Вторая сторона треугольника – НБМ

Все, что происходит в банковской сфере, находится в компетенции национального финансового регулятора.

Нацбанк следит за финансовым состоянием всех банков, за денежными потоками, устанавливает правила игры - нормативы ликвидности и т.д.. Вся информация о деятельности банков стекается в НБМ.

В стране всего 14 банков. Немного. Некоторые - системные, их еще меньше. «Banca de Economii» относится к системным.

К 1 ноября 2014 года общий кредитный портфель молдавских банков составил 47,981 миллиарда лей. Доля неблагоприятных кредитов составляла порядка 6 миллиардов  лей (12,5 процента от общего объема). Больше всего неблагоприятных кредитов было у «Eximbank Gruppo Veneto Banca» - 31,92 процента от общего объема кредитного портфеля, «BCR Chisinau» - 25,83 процента, «Banca de Economii» - 25,35 процента,  «Victoriabank» - 20,18  процента и «Banca Sociala» - 17,26 процента.

Если принять во внимание, что всего «плохих кредитов» на момент выделения 9,5 миллиарда лей правительством Лянкэ было только 6 миллиардов, немедленно возникнет новый вопрос. Сколько, кому и зачем? Ведь активы банковской системы страны составили тогда 83,345 миллиарда лей. Значительно больше средств, чем на счетах правительства.

Однако ответов на эти вопросы у нас пока нет. Есть признание Дорина Дрэгуцану задним числом. В начале февраля он заявил, что НБМ выделил «Banca de Economii», «Banca Socială» и «Unibank» 4 миллиарда. И то после того, как информация  о перечислении денег поступила  из МВФ.

Жонглирование цифрами

Зато у нас есть другая противоречивая информация. В конце 2013 года на одном из телеканалов Игорь Додон, бывший министр экономики, заявил, что проблемы «ВЕМ» грозят хаосом в финансовой системе. У физических лиц – депозитов более чем на 3 миллиарда лей. Чтобы избежать банкротства банка, государство срочно должно найти 500 миллионов лей. 

Фиксируем внимание на сумме – 500 миллионов.

Национальный центр по борьбе с коррупцией, арестовавший недавно Григория Гачкевича, возглавлявшего «BEM» с мая 2004 года по август 2012-го, указывает, что под руководством последнего доля неблагоприятных кредитов в банке достигла 55 процентов от кредитного портфеля - 1,5 миллиарда  лей. Уже не 500 миллионов.

Эту информацию подтверждает и Дорин Дрэгуцану. По его словам, деньги «выкачивались» из «ВЕМ» еще с 2007 года. В течение нескольких лет «ВЕМ» выдавал безвозвратные кредиты, объем которых к 2013 году практически привел к его банкротству. Это стало основной причиной, по которой госбанк было решено приватизировать.

«Жаркий» ноябрь

  

Но после «странной» приватизации дела нисколько не улучшились. А даже наоборот. И, как мы уже писали выше, в  декабре 2014 года НБМ включил «сирену»: «Banca Sociala» уступил иностранному юридическому лицу право требования проблемных кредитов на общую сумму 17,793 миллиарда лей.

Всего за месяц - ноябрь 2014 года – сумма плохих кредитов в банках группы «ВЕМ» выросла чуть ли не в десятеро.

Что произошло? Куда ушли 9,5 миллиарда? Почему  понадобились дополнительные 6 миллиардов весной 2015 года? И откуда вообще взял НБМ 15,5 миллиарда лей, под которые потребовал гарантии правительства? Это его собственные ресурсы для кредитования? Тогда зачем гарантии правительства? И возвращали ли банки эти деньги НБМ? Может быть, это была обычная эмиссия?

Анализируя денежную политику НБМ, Владимир Головатюк, доктор экономических наук, пишет, что в 2014 году НБМ «не обеспечил стабильность валютного рынка. Однако НБМ не просто допустил более чем 50-процентную девальвацию лея, он при этом умудрился сократить валютные резервы государства более чем на треть. Валютные резервы НБМ сократились в 2014 году на 664 миллиона долларов и с начала 2015 года – еще на 400 миллионов».

Как показал аудит Счетной палаты, в 2013-2014 годах  внутренние и внешние валютные резервы страны сократились более чем на 1,75 миллиарда долларов.

Чем хуже государству и народу, тем лучше сотрудникам НБМ

Можно предположить, что денежные ресурсы, которые выделялись банкам, - это валютные резервы страны.

Однако для того, чтобы получить исчерпывающие ответы на вопросы, нужно провести расследование.

Аудит СП показал, что в НБМ живут на широкую ногу, берут под смехотворные 0,5 процента годовых кредиты, содержат яхты, сауны и прочее. Не исключено, что злоупотребляют конфиденциальной информацией. Например, если вы знаете, что планируется 50-процентная девальвация лея, то, взяв леевый кредит в сентябре 2014 года и переведя его в доллары, уже в январе 2015 года вы можете «зеленые» перевести обратно в леи и вернуть кредит, оставшись как минимум с 40-процентной прибылью.  На инсайдерской информации всегда делаются колоссальные состояния - классика рынка. А вы знаете, под какой процент НБМ кредитует  правительство, то есть нас с вами? Под 19 процентов! Дерет три шкуры - за что?

Теперь понятно, на чьей стороне играет НБМ, почему так много «плохих» кредитов выдается под его «зорким оком» и почему нужно спасать коммерческие банки за наш с вами счет?

Третья сторона треугольника - парламент

Помните, что в сентябре 2014 года Лянкэ объявил парламенту, что правительство принимает семь законов под свою ответственность даже без предварительного рассмотрения в парламенте. В соответствии с процедурой такие законы считаются принятыми, если в течение 72 часов с момента их представления не менее 26 депутатов не выразят вотум недоверия правительству. Ни одна фракция не была против. Коммунисты на заседание не пришли. Пзже фракции ПКРМ и ЛП для отмазки подали запросы в КС с требованием разъяснить конституционность действий правительства.

Другими словами, шаг Лянкэ был поддержан и правящими партиями, и оппозицией. Вне всякого сомнения, лидеры всех политических групп знали, что именно «поддерживают», что и когда последует за этим. Иначе придется думать, что в одном месте собрался максимум безответственных людей за всю историю молдавской земли.

Совпадение или, как говорил Наполеон, судьба? История с банками группы «ВЕМ» развивалась у всех депутатов и партий прямо на глазах больше года и закончилась, как и планировалось, кражей миллиардов.

Фактически в треугольнике «парламент-правительство-НБМ», законодательный орган - основание. Потому что правительство и НБМ несут ответственность перед парламентом. Но между партиями всегда существуют непримиримые противоречия. Это связано с борьбой за власть и контроль над денежными потоками. В таких вопросах почти невозможно достичь полного согласия. Поэтому основание этого «треугольника» неустойчивое. Вот почему у эпопеи с банками группы «ВЕМ» непременно будет продолжение.

Переживет ли Молдова кражу миллиардов?

А пока молдавские прокуроры расследуют преступные схемы на миллионы лей, обвиняя родственников Филата и делая вид, что не было кражи миллиардов, в мировой финансовой системе происходят катастрофические «землетрясения». Эгон фон Грейерц,  финансовый гуру, ставший «легендарным» после предсказания политики «количественного смягчения» и основных глобальных событий, предупреждает: потрясения, которые мы видели в Греции, - ничто по сравнению с тем, что ждет всех нас впереди.

Две «бомбы» взорвут мировую экономику и финансовую систему: «Мы увидим двойной крах: 200 триллионов долларов общемирового долга, накопленного странами мира, и 1,5 квадриллиона деривативов, накопленных банками, «взорвутся». Это приведет к самому крупному в истории уничтожению богатств на глобальных рынках, с падением акций и рынков недвижимости по крайней мере на 75-95 процентов». Сможет ли такая слабая страна как Молдова противостоять этому чудовищному финансовому цунами? Вопрос преждевременный, потому что неизвестно, сможет ли Молдова пережить нынешнюю кражу миллиарда.

«Следите за деньгами», и вы поймете, кто еще знал в сентябре 2014 года, что в ноябре в Молдове украдут миллиарды.

Сергей ТКАЧ

 

Комментарии (1) Добавить комментарии