Экономика

Куда мы будем продавать яблоки?

12.04.2022, 06:22
{Куда мы будем продавать яблоки?} Молдавские Ведомости

В Молдове 52 тысячи гектаров яблоневых садов, ежегодный урожай - 350 тысяч тонн, 98 процентов плодов шло в Россию. По данным Российского национального плодоовощного союза, в 2020 году РМ стала крупнейшим импортером яблок в эту страну, обеспечив поставки 206 тысяч тонн – 28 процентов российского импорта. Для сравнения: доля остальных экспортируемых фруктов (столового винограда, черешни, абрикоса, вишни)  на российском рынке - менее одного процента.

К апрелю 2022 года в холодильниках оставалось 105 тысяч тонн яблок. Везти их некуда из-за событий на Украине. Но почему же провальным был и прошлый год? По данным портала EastFruit, в рейтинге поставщиков фруктов в Россию Молдова опустилась в 2021 году сразу на четыре позиции, заняв лишь восьмое место, хотя в 2020-м была четвертой.

Куда девать яблоки? Проблемы нужно было предвидеть и решать стратегически. И только тогда, когда главный и, по сути, единственный рынок сбыта был потерян, все вдруг засуетились. 

Кто отвечает за аграрное производство: чиновник или бизнесмен?

Государственный секретарь министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Василе Шарбан назвал ситуацию с экспортом яблок сложной, указав, что за март фермеры экспортировали только 17 тысяч тонн.

Из ежегодного урожая в 350 тысяч тонн лишь около 60-70 тысяч потребляется в стране. Переработка яблок - выход из тупика, но далеко не лучшее решение, сказал Шарбан: «В этом году, как и в прошлом, мы столкнулись с той же проблемой, направляя на переработку 50 тысяч тонн яблок. Мы должны понимать, что сельское хозяйство – бизнес, а не хобби. И мы должны предвидеть риски».

Но кто же должен прогнозировать, разве не минсельхоз? Если стратегии должен вырабатывать каждый бизнесмен для себя – зачем нам Шарбан, который даром ест хлеб?

«Фермеры должны выращивать топинамбур и улиток»

До сих пор правительство субсидировало классические сады, но ассортимент сортов устарел. К тому же чиновники заявляют, что не могут заставлять фермеров работать с заданными сверху сортами. То есть создать стимулы они неспособны.

«Мы не можем отменить свободный выбор, когда фермер выращивает то, что считает нужным, - философствует Шарбан. - Мы стремимся разнообразить ассортимент – но есть спрос, есть воля. Думаю, все видели на странице министерства информацию о нашем намерении внести поправки в нормативную базу, чтобы отделить производство промышленной конопли от индийской (которая содержит наркотические вещества. – Ред.)».

Еще Шарбан предлагает выращивать топинамбур и… улиток: «Диверсифицировать, адаптировать к правовой основе, вмешаться на политическом уровне, чтобы продукт можно было выгодно продавать и пополнять бюджет страны».

Почему же, когда речь идет об улитках и конопле, можно вмешаться на политическом уровне, а когда речь идет о яблоках – нет никаких политик?

Будем открывать Индию вместе с Египтом

По данным ассоциации производителей и экспортеров фруктов «Moldova Fruct» в холодильниках сейчас около 120 тысяч тонн яблок. Куда их девать? Что-то уже продается в Румынию. Министр сельского хозяйства Виорел Герчиу сообщил, что представители румынских торговых сетей  подтвердили прибытие первых фур с яблоками из-за Прута, и можно вести переговоры по расширению ассортимента. Изначально были выбраны желтые сорта, обсуждается экспорт красных.

«Глава МИДЕИ Нику Попеску обсудит в Египте подписание соглашения о свободной торговле, которое будет предусматривать и экспорт яблок», - сказал Герчиу. По его словам, якобы открыт и рынок Индии, но продать урожай 2021 года все равно невозможно. Чиновник надеется и на предстоящую встречу с послом Китая. Мы еще с 2000-х трубим о том, что будем продавать в Китай вино, и много ли продали? Кстати, знает ли молдавский министр, что с 20 февраля Китай вернул себе право поставлять свежие яблоки и груши в Россию?

Игорь Боцан – главный по яблокам

Политический аналитик Игорь Боцан в ходе дебатов в IPN заявил, что яблоки, которые не попадают на российский рынок, «можно перерабатывать, экспортировать в Румынию или использовать на внутреннем рынке».

«Если говорить о российском рынке - уже в третий раз мы сталкиваемся с трудностями доступа, - сказал Боцан. - В 2005–2006 годах причиной была так называемая блокада Приднестровья. С 2013–2014 годов и по настоящее время Россия наказывала нас за шаги по евроинтеграции. К сожалению, российский вектор чреват периодически большими угрозами. Важно сделать выводы и переориентироваться».

Но где же ответ на вопрос: как переориентироваться?

По мнению Боцана, Молдова выбрала политику здравого смысла на фоне санкций, введенных против России ЕС: «Мы солидарны с политикой Евросоюза и международного сообщества, но ощутит ли Россия последствия наших санкций?  Это будет комариный укус. Если мы проявим солидарность с этими санкциями, мы накажем самих себя».

Если кто-то и хотел наказать Россию, отказывая ей в молдавских яблоках, то с этим опоздали.

Кто ответит за субсидирование того, что нельзя продать?

Эксперт ИРСИ «Viitorul» Виорел Киврига считает, что Молдова не сможет выдержать конкуренцию на мировом рынке и рассчитывать на экспорт в ЕС нельзя: «Это закон экономики: если ты конкурентоспособен, если твои фрукты лучше польских, - докажи. Если нет - ты не выйдешь ни на какой другой рынок, кроме молдавского. Есть некоторые продукты, которым просто закрыт доступ в Европу».

По словам Кивриги, стратегия власти вызывает вопросы - субсидируют рискованную деятельность в аграрном секторе: «Я не понимаю, как можно выделять деньги из госбюджета, деньги налогоплательщиков, на субсидирование очень рискованных направлений. Я имею в виду закладку садов с деревьями тех сортов, которые не попадут на стабильные рынки. Покупают крайне дорогостоящее оборудование. Кто-то должен за это ответить».

А кто ответил за то, что при Владе Филате львиную долю субсидий получали его родственники?

Пытаться заменить яблоки зерновыми, расширяя площади, нецелесообразно, говорит Киврига: «Зерновые не могут занимать 60 процентов пахотных земель. Нам нужно продуктивное сельское хозяйство, диверсификация и внедрение новых технологий». Но это все не дает ответа на вопрос: что же все-таки делать с яблоками? Эксперт отметил, что у нас десятилетиями говорят о необходимость экономических представителей при посольствах, которые с начала кризиса никак себя не проявили: «МИДЕИ следует навести порядок и в списках почетных консулов – они должны работать на экономику. Мы должны навести порядок в импорте-экспорте. Доля местной продукции в стране – меньше 40 процентов,  остальное – импорт. Нужно поставлять отечественную продукцию в детсады и школы».

Но все знают, что в стране фермеры продают только отходы, оставшиеся после сортировки. Часто ли вы видите в продаже хорошие фрукты, бывают ли они в детсадах и школах? И получается, что мы, платя налоги, субсидируем продажу хороших яблок за рубеж, а сами едим то, что годится на откорм свиней.  

Киврига точно знает, почему наши супермаркеты завозят яблоки сорта «Айдаред» из Польши и с Украины и что делают некоторые предприимчивые молдаване при экспорте яблок в Россию. Но не знает, что делать. А кто знает?

Поляки яблоки точно не купят  

Нам обещали такую евроинтеграцию, при которой мы будем полноправно торговать с Европой. Но там для нас есть квоты и другие ограничения. И выяснилось, что наш экспорт с рынков СНГ уже четко переориентировался на рынки третьих стран. Вот почему мы все чаще говорим о Египте, Китае, Эмиратах.  

Премьер-министр Наталья Гаврилица в ходе турне по Европе посетила стенд «Молдова, отличный вкус» на выставке в Берлине, где была представлена группа из 12 компаний-производителей фруктов. Будучи в Польше, она побывала на агрорынке в Варшаве, где услышала лестные оценки нашего винограда. И чиновники, и директор рынка заявили о готовности приобретать что-то из молдавской продукции, но говорили обтекаемо, а проблема яблок даже не обсуждалась. 

Еще 30 лет назад мы кормили своими фруктами и овощами одну шестую часть суши, страну с почти 300-миллионным населением, планировали развитие аграрного сектора с целью не навредить земле. И вот этой землей завладели чиновники. Только в собственности семьи главы нацбанка Октавиана Армашу - 174 сельхозучастка. Эти земли сдают в аренду бизнесу, который принялся выращивать рапс и сою, а теперь - еще и коноплю с топинамбуром. Все на экспорт. С землей обращаются неумело, ни производить, ни продавать не умеют, все чиновники – временщики, нет никаких стратегий укрепления сельского хозяйства, которое могло бы дать работу жителям сел. Что же будет с главным богатством страны, землей, если власти не могут даже сказать, что будет с урожаем яблок?

Марина ТИМОТИНА

Комментарии (0) Добавить комментарии