Общество

Лилия Амарфий. И все-таки розы...

31.03.2022, 21:16
{Лилия Амарфий. И все-таки розы...} Молдавские Ведомости

Всегда приятно, когда читатели откликаются на наши публикации. Вдвойне приятно, когда они причастны к описываемым газетой событиям и личностям. Так случилось и с очерком о нашей замечательной землячке, народной артистке Российской Федерации Лилии Амарфий, уроженке города Оргеева.

Публикацию перепечатал на своей странице в Одноклассниках одессит Юрий Субботницкий, который был не просто страстным поклонником Лилии Амарфий – в детстве жили по соседству. Уехав из Оргеева и став профессиональным журналистом, Субботницкий очень внимательно следил за творческим взлетом певицы – и писал о ней всю жизнь.

На статью «Шипы и розы. Лилия Амарфий, забытая Оргеевом», отмеченную в Одноклассниках, откликнулось немало людей, знавших певицу, ее родителей, их окружение и то время. Читатели живут в самых разных странах, но память о Лилии Амарфий объединила их и заново связала. Более 600 человек прочитали статью. Спасибо Юрию Субботницкому и всем откликнувшимся на публикацию в «Молдавских ведомостях» за добрую память. Своими комментариями и новыми фотографиями вы не только дополнили портрет нашей блистательной землячки, но и внесли некоторые уточнения, которые помогли лучше понять как саму певицу, так и эпоху, которая породила множество замечательных талантов.

Фидель Кастро о молдавском соловье

«Имя и творчество Лилии Амарфий золотыми буквами вписалось в звздный ряд таких корифеев театральной и эстрадной сцен, как Мария Биешу, София Ротару, Мария Кодряну, - пишет нам Юрий Субботницкий. - Бриллиантовый голос Лилии звучал на трех континентах земного шара».

Поклонник приводит интересный факт: во время очередных гастролей Лилии Амарфий на Кубе в Гаване для нее и творческого коллектива правительством был организован прием, на котором присутствовали Фидель и Рауль Кастро. Фидель, поднимая бокал, восторженно произнес: «Лилия! Ваш голос звучит лучше пения птиц!».

В одном из отзывов, присланных Субботницкому из Ашдода от бывшего жителя Оргеева Аркадия Криулянского говорится: «Юра, читал - и дрожь по телу, как все описано! Спасибо тебе!». «Не могу принять этот отзыв на свой счет, так как он, по логике, адресован автору, тем не менее, рад, что публикация пришлась тебе по душе», - откликнулся журналист.

Леонид Школьный: «Очень интересно, трогательно и познавательно. Спасибо! Молдова, к сожалению, не очень знает и ценит свои таланты...».

А вот что напишет Виктор Пиндюрин, бывший житель Оргеева: «Спасибо за ссылку на статью "Шипы и Розы. Лилия Амарфий, забытая Оргеевом". Я родился в Оргееве в 1951-м. Лилию Амарфий не забыл. Приятно вспомнить. Она выступала во дворце культуры. Особенно мне запомнилось одно ее выступление на Новый год. Идет телепередача Центрального телевидения СССР. Я служу на Тихоокеанском флоте в военно-морском гарнизоне Хабаровского края. На экране Лилия Амарфий... Так это было приятно... Я не запомнил название оперетты, но там были слова: «Я танцевать хочу, я танцевать могу до самого утра». Этот Новый год запомнился мне на всю жизнь. Сейчас работаю на кафедре телевидения, но тот концерт, то чудесное выступление Лилии и ее дивный голос остались в моей памяти навсегда. Как и память об Оргееве».

Лучше любого еврея

Из воспоминаний другого жителя Оргеева, Мирона Гохмана о родителях примы московской оперетты.

«Жил в Оргееве парень по имени Яша Амарфий. Он вырос в квартале, где жили одни евреи, и с малых лет так хорошо освоил еврейский язык, что, несмотря на то, что был молдаванином, говорил на еврейском лучше любого еврея, а на молдавском хуже любого молдаванина. Он дружил только с еврейскими мальчиками и девочками. Был он на класс моложе меня. Вскоре он бросил учебу и вместе со своим старшим братом занялся портняжным делом. В то время была мода, пиджаки костюмов не шили, как сейчас, свободного покроя, а шились они по талии. Яша и его брат были мастерами экстра-класса по этому делу. Вся молодежь города стояла в очереди, чтобы попасть к ним. После войны Яша женился. Их дочь Лилия Амарфий – звезда оперетты, народная артистка России. Горжусь тем, что она из моего родного города Оргеева».

И еще одно откровение: «Автор статьи в «Молдавских ведомостях» упоминала ухоженную могилу Якова Фомовича на старом оргеевском кладбище в отсутствие каких-либо прямых родственников. Так вот: после ухода Лилии из жизни я три раза летал в Москву, навещал ее могилу. И первые пять лет после этого ежегодно приезжал в Оргеев на кладбище, потом, увы, все реже - ведь мне уже порядочно лет. Каждый раз я оставлял кладбищенскому сторожу по сто долларов для ухода за этой могилой...».

Спасибо сторожу за его порядочность. Могила на центральной аллее старого кладбища до сих пор выглядит достойно.

История одной фотографии от Юрия Субботницкого

«Хотел бы вернуться к опубликованной в очерке в «Молдавских ведомостях» семейной фотографии. Ее прислала соседка Лилии, но и у меня такая есть. Фотография сделана в городском парке Оргеева, на верхней лужайке горы Иванос. Поскольку Лилия родилась 8-го ноября 1949 года, то дата этой фотографии - июнь-июль 1950 года.  Так что «новорожденной» здесь уже было месяцев семь, а может, и более.

Кстати, именно оттуда открывается замечательный панорамный вид на долину перед Оргеевом. Утверждаю, что крайний слева - это отец Лилии, Яков Фомович (не Фомич) Амарфий! Рядом, справа, со свертком из детского одеяльца на руках, в котором сладко спит Лилечка и с восторгом видит вещий сон о своем звездном театральном будущем, Мария  Ефимовна (тетя Маня) - мама Лилии.

Вторая справа на фото - моя любимая школьная учительница географии, Король Полина Ивановна, человек разносторонних интересов. Чувствуя мою тягу к писательству, она консультировала меня по поводу моих будущих публикаций в детских газетах «Пионерская правда» и «Юный ленинец», где я печатался. У Полины Ивановны был травмирован правый глаз. Как выяснилось спустя многие годы, это был результат допроса румынским офицером сигуранцы во время оккупации Бессарабии немцами и румынами: этот выродок в бешенстве ткнул дымящуюся сигарету ей прямов глаз. За что она попала на допрос в сигуранцу, выяснить не удалось, никто ее из этических соображений об этом не спрашивал, чтобы не травмировать.

Я учился в оргеевской русской школе №1. В этой школе существовала, да и сейчас существует, великолепная традиция - в последнюю субботу января устраивать встречи с выпускниками. Прилагаю фото такой встречи выпускников моего класса - класса Рыбалко Елизаветы Андреевны, которая имела место быть 30-го января 1967 года. На этой фотографии я в центре - курсант 3-го курса Одесского высшего инженерного морского училища, совершивший свое первое кругосветное плавание на сухогрузном теплоходе».

Моряк из Одессы увековечил свою любовь в Оргееве

Автору обращения в редакцию Юрию Субботницкому 77 лет. Много лет он работал помощником капитана сухогруза, объездил множество стран. Но никогда не терял  связи со знаменитой землячкой, следя из всех уголков планеты за ее блистательной карьерой опереточной актрисы. И как мог прославлял ее имя. А когда Лилии не стало, всеми средствами стремился увековечить память знаменитой землячки на их общей родине в Молдавии. Обращался в правительство, в газеты, ходатайствовал перед администрацией Оргеева. Долгое время - безответно. К сожалению, в Кишиневе до сих пор не сочли возможным назвать именем Лилии Амарфий хотя бы один концертный зал.

Долгое время и в Оргееве ее имя было забыто. И только упорством и стараниями человека, который никогда не сдавался в своей борьбе за восстановление справедливости, это стало возможным. Нижайший ему поклон.  

Сегодня на стене оргеевского дома культуры можно увидеть табличку с именем Лилии Амарфий, чей путь в оперетту начался с маленькой сцены в небольшом городе районного значения. Ее имя носит одна из улиц Оргеева. И в местном музее с гордостью вам расскажут о родившейся здесь знаменитости.

Розы все же достались Лилии Амарфий на ее родине. После смерти. Жаль, что при жизни она была обделена вниманием земляков.

 Мария БУИНЧУК

На снимках:

Лиля с братом Владимиром – последняя прижизненная встреча в Москве. Они же в детстве.

Родители Лилии Амарфий.

Лилия Амарфий на могиле отца в Оргееве.

Памятная табличка на Оргеевком ДК.

Юная Лиля в молдавском национальном костюме принимает цветы от оргеевских зрителей.

Юрий Субботницкий в один из своих приездов с внуком в Молдове, он слева с фужером в руке.
Автор письма в редакцию в юности.

Комментарии (0) Добавить комментарии