Общество

Олег Чокой: «Чем больше будет вложено средств и усилий в охотничьи угодья - тем больше будет возможности для успешной охоты»

01.07.2016, 06:00
{Олег Чокой: «Чем больше будет вложено средств и усилий в охотничьи угодья - тем больше будет возможности для успешной охоты»} Молдавские Ведомости

С 15 июня по 15 июля Общество охотников и рыболовов Молдовы ежегодно выпускает 20 тысяч фазанов в нелесные охотничьи угодья, закрепленные за ним, а это - более 2,5 миллиона га. О том, как используются угодья, «Молдавским ведомостям» рассказал председатель совета ООиРМ Олег Чокой.

 

Животных убивают не столько охотники, сколько пестициды

- Порой приходится слышать, что отсутствие тех или иных видов животных в экосистеме нашей страны, сокращение их численности напрямую связано с охотой. Хотя основные причины - не охота, а географическое расположение, однотипность угодий в большей части Молдовы, малая лесистость. Знаем мы и об изменении климата, влиянии человека (на один квадратный километр у нас более 110 жителей), урбанизации. Строятся промышленные объекты, коттеджи, дороги, осушаются водно-болотные угодья, ухудшаются их защитные свойства, сокращается кормовая база.

Облесенность у нас не выше 9–10 процентов. А тут еще весенние пожары, совпадающие с периодом размножения многих птиц и зверей, браконьерство, увеличение численности бродячих собак и ворон… В Молдове активно применяются ядохимикаты, что приводит к гибели полевой и луговой дичи, молодняка зайцев. Раньше были единые требования к обороту ядохимикатов - сегодня все диктует коммерческая выгода, зачастую свободно продаются и применяются сомнительные препараты, никто не просчитывает вреда экосистеме. Убежден, минсельхозу необходимо взять под строгий контроль оборот пестицидов.

Но если даже этот негатив будет исключен, во что верится с трудом, и тогда не появятся у нас новые охотничьи виды животных, а лишь улучшатся условия обитания ныне существующих.

Добиться такой численности охотничьей фауны как в Европе, о чем наши власти любят говорить,  не получится, пока негативное воздействие человека на природу не снизится до минимума. Мы можем привезти тысячу видов животных, но они исчезнут, потому, что нет условий обитания. Можно их создать, как, например, для зубров в «Пэдуря Домняскэ». Но если выпустить зубров в открытый лес - они исчезнут: погибнут от рук браконьеров, от ядохимикатов, хищников.

Бездействие и попустительство при решении этих проблем приведут к еще большему ухудшению ситуации - и в конечном итоге к исчезновению многих видов диких животных, неспособных конкурировать с человеком.

 

Мы идем по пути расселения и акклиматизации охотничьих видов

- На протяжении многих десятилетий за счет средств охотников, без поддержки государства осуществляются программы интродукции, расселения и акклиматизации охотничьих видов животных (оленей, муфлонов, диких кроликов, дикой утки, фазана). В охотничьих угодьях активно создаются благоприятные условия для обитания дичи, регулирования численности вредных хищников. Еще недавно лисиц было 23-24 на тысячу гектаров при норме 1-2. За счет экстренных мер, проводимых обществом, к весне этого года численность лисицы удалось сократить до 8-10 на 1000 га.

Силами охотников, за их счет ведется подкормка диких животных зимой, строятся кормушки, солонцы, водопои, укрытия для животных, галечники и порхалища для фазанов и куропаток, искусственные гнезда для водоплавающей птицы. Никто из тех, кто так громко кричит о поддержке животного мира – ни минэкологии, ни организации «зеленых» - не ведут такой работы.

В прошлом году была закрыта охота на некоторые виды дичи. Остаюсь при своем мнении: это решение минэкологии было ошибочным и принесло больше вреда, чем пользы. Неверно думать, что запрет ведет к увеличению численности диких животных. И европейская, и мировая практика опровергают это. Теплая зима, обильная подкормка в зимний и весенний период, отстрел вредных хищников, проведение других биотехнических мероприятий как раз и привели к увеличению числа некоторых видов охотничьей фауны.

Результаты деятельности охотников показывает статистика: численность мелкой дичи (водоплавающих птиц, зайцев, фазанов, куропаток) - в состоянии стабильного роста. То есть обвинения в адрес охотников, якобы виновных в сокращении фауны, надуманы. Именно охотники в первую очередь заинтересованы в ее сохранении: чем больше будет вложено в угодья, тем больше будут возможностей для успешной охоты.

Как и наши коллеги за рубежом, мы активно занимаемся искусственным расселением диких животных. Есть несколько программ. На протяжении последних десяти лет, до 2014 года, обществом под управлением Европейской федерации охотничьих организаций осуществлялась программа выращивания дикой утки и ее расселения в обедненные водно-болотные угодья. Задачи выполнены. Однако в арендованных озерах осенью спускают воду, весной озера не наполняются, и ситуация ухудшается. Государство должно принять меры.

Только за последние 10 лет ООиРМ вырастило и выпустило в угодья более 200 тысяч голов фазана. Для сохранения здоровой популяции необходимо постоянно улучшать генетику птицы за счет «вливания свежей крови». С 1968 года эту задачу выполняла фазанья ферма, построенная обществом. Три года она на консервации. Выгоднее купить фазанов за рубежом, чем выращивать. Мы покупаем их в Венгрии, где стоимость этой птицы намного ниже за счет субсидий государства. Когда мы начинали работать с поставщиком, он производил 70 тысяч фазанов, сейчас - 300 тысяч. Есть спрос!

Из выпускаемых 20 тысяч фазанов около половины отстреливаются охотниками. Прочее остается для пополнения популяции. Охота открывается в октябре, фазаны успевают вырасти, превратившись в желанный трофей.

Третья программа, которую мы начали в мае 2015 года, связана с интродукцией в охотничьи угодья дикого кролика. Он был привезен из Польши и выпущен в заранее подобранные угодья на севере и центре республики. Вместе с учеными института зоологии АНМ мы ведем мониторинг, и если результаты будут положительными, продолжим расселение зверька во всех охотничьих угодьях. Интродукция дикого кролика должна снизить прессинг охоты на зайца-русака. У охотников будет выбор.

 

Менталитет охотника меняется

- В ООиРМ на учете около 15 тысяч человек, активно охотятся 8-9 тысяч. 6-7 тысяч ведут охоту на водоплавающих птиц. Эта охота не очень затратна, а водоемы часто находятся вблизи жилищ. Примерно такое же количество наших членов участвует в охоте на зайца- русака. Конечно, не все возвращаются с добычей.

Менталитет охотников во многом изменился. Для нас охота - не средство пополнения запасов в холодильнике, а природа - не магазин, куда ходят за мясом. Большинство охотников убеждены, что охота - прежде всего приятное времяпрепровождение в кругу друзей, единомышленников, возможность отвлечься от повседневных проблем, получить заряд бодрости на всю неделю. В этом ее привлекательность и главный смысл. 

 

Нет закона об охотничьих фондах и охране дичи

- После принятия парламентом в 1997 году концепции развития национального охотничьего хозяйства предполагалось и принятие различных законодательных и подзаконных актов,  регламентирующих порядок эксплуатации охотничьих ресурсов на ближайшие 20 лет. Одним из таких законов должен был быть закон об охотничьих фондах и охране дичи. Необходимость его принятия была обусловлена тем фактом, что положение об охотничьем хозяйстве (приложение №1 к закону о животном мире №439 от 27.04.1995) во многих статьях вступает в прямое противоречие с законодательством, принятым в последние 20 лет.

Принятие этого закона позволило бы устранить противоречия, восполнить пробел в природоохранном законодательстве, с одной стороны, а с другой - привести отношения в области охоты и ведения охотничьего хозяйства, охраны, воспроизводства и эксплуатации ресурсов охотничьих животных в соответствие с изменившимися политическими, экономическими и социальными основами государства, закрепленными в Конституции.  

Логично было бы при подготовке нового закона пересмотреть и некоторые устаревшие положения концепции развития национального охотничьего хозяйства, привлечь к работе над проектом закона охотников.

 

Что препятствует развитию охотничьего туризма  

- Молдова выделяется среди многих стран нерешенностью вопросов охотничьего хозяйства и охотничьего туризма.

Создается впечатление, что этот вопрос интересует только нас, а государству до него нет дела. Наши многочисленные призывы и обращения в минэкологии, агентство по туризму остаются без внимания, предложения игнорируются. Такой пример. Общество неоднократно обращалось с предложением в минэкологии разрешить иностранным туристам вести охоту в любой день недели с условием соблюдения определенных правил, в том числе и ограничения на отстрел дичи. Мы исходили из того, что иностранцы смогут и поохотиться, и ознакомиться с природой нашего края, его культурой, традициями. К сожалению, обращения остались без внимания. Более того, с прошлого года охоту для гостей ограничили субботой и воскресеньем.

Другой закон, об оружии, с одной стороны, разрешает передачу в аренду иностранным охотникам охотничьего оружия, с другой - не прописывает порядок его передачи, что не позволяет использовать эту статью.

Несомненно, запреты и нестыковки в законах резко сократили число желающих приехать к нам. Если ранее в год приезжало более ста человек, то в прошлом году - ни одного. А ведь охотничий туризм также приносит доход казне.  Так, в Испании это более миллиарда евро в год. В Чехии только одно фазанье хозяйство для иностранцев приносит доход в миллион евро в течение трех месяцев. Налоги от этой деятельности поступают в бюджет.

Создание искусственных препятствий путем абсурдных запретов подрывает охотничий туризм, наносит вред экономике. Считаю, что эти барьеры нужно скорее преодолеть, а чиновники, от которых это зависит, должны быть мудрее и хозяйственнее.

 Записала Марина ТИМОТИН 

Комментарии (0) Добавить комментарии