Политика

Побег с корабля Филата и Плахотнюка

27.02.2015, 06:00
{Побег с корабля Филата и Плахотнюка} Молдавские Ведомости

Лянкэ прозрел: он утверждает, что о миноритарном правительстве договорились давно и что сам он работать с коммунистами не собирался

В четверг бывший премьер-министр Юрие Лянкэ на брифинге в агентстве Инфотаг объяснил причины ухода из Либерально-демократической партии и объявил, что будет развивать свой политический проект.

«Перед выборами мне многие советовали покинуть ЛДПМ, - сказал Лянкэ. - Я не сделал этого, решил не предавать партию в столь важный момент. Мне говорили о том, что существует сценарий, воплощение которого мы и увидели в последние недели. Но у меня не было доказательств, я не мог предавать коллег и избирателей. И не предам их! Я буду продолжать выполнять предвыборные обещания, в том числе бороться за то, чтобы Молдова стала европейской страной, без коммунистов у власти».

По мнению Лянкэ, ЛДПМ, которая самоутвердилась как антикоммунистическая партия, стала «заложником ПКРМ»: «Я не могу себе представить, как будет работать миноритарное правительство, когда все решения ЛДПМ и ДПМ зависят от ПКРМ. Мы видим почти каждый день, как они вынуждены корректировать все решения в угоду коммунистам - партии-хамелеона, которая была проевропейской, стала антиевропейской и непонятно какой будет впредь».

 

Бывший премьер сообщил, что с этого дня покидает ЛДПМ и в статусе независимого депутата будет создавать собственный политический проект. По его мнению, при наличии желания и политической воли ЛДПМ могла добиться создания проевропейской коалиции в составе трех партий: «Очевидно, что такой воли не было. Мне говорили, что если мы будем настаивать на создании альянса с либералами, ДПМ спровоцирует досрочные выборы. Понятно, что ни одна партия выборов не хотела, и проевропейскую коалицию можно было сформировать. Проблема в том, что кто-то не хотел такой коалиции, продолжения реформ, реформирования юстиции, борьбы с коррупцией, расследования в банковской сфере».


По словам Лянкэ, «между руководством ЛДПМ, с одной стороны, и членами партии и электоратом с другой - огромная пропасть». В этой ситуации он встал перед дилеммой: остаться в партии и попытаться реформировать ее изнутри или начать новый политический проект. «Было желание оставаться в партии, добиваться ее реформирования изнутри, добиться очищения от последствий сговора с коммунистами и строгого выполнения предвыборных обещаний, - сказал беженец. - Однако, у меня только один голос в руководстве партии, а все решения принимаются до того единогласно, что это уже становится подозрительным».

 

Лянкэ также сказал, что не мог больше «пассивно наблюдать за тем, как партия теряет идентичность», как нарушается «партийная дисциплина» и принимается решение «идти дальше, вперед, а не назад» (один из предвыборных лозунгов ЛДПМ). «Я знаю, что в политике сейчас жесткая конкуренция, сложно будет конкурировать с партиями, которые имеют неограниченные финансовые и медийные ресурсы, - оговорился экс-премьер. - Для партии нужно гораздо больше средств, чем я себе представлял. Но я не буду стремиться удивлять средствами и предвыборными подарками. Для меня гораздо важнее создать проевропейскую партию по европейским стандартам, с прозрачным финансированием и при участии каждого из вас. Поддержка людей гораздо важнее денег и манипулирования в СМИ».

 

Лянкэ пообещал, что в ближайшее время представит свою команду и платформу. Из двух скользких вопросов он затронул один: категорически опроверг утверждения о том, что соглашался возглавить миноритарное правительство при поддержке коммунистов, поклявшись, что до последнего надеялся на создание коалиции с либералами.  Поверить в это трудно, ведь Лянкэ в канун своего провала в парламенте  беседовал с фракцией коммунистов, которая обещала ему поддержку, и от этой поддержки он не отказался.


Второй вопрос – об ответственности Лянкэ за банковский кризис, который разорил страну. Не дай он своего согласия - многое могло бы сложиться иначе. Но, судя по всему, деньги не вернутся – не для того их крали, чтобы потом отдать. Накануне спикер Андриан Канду сообщил, что расследование ограбления трех банков может продлиться очень долго – и год, и полгода. Канду также сообщил, что Лянкэ предлагают руководить группой парламентского диалога с Европейским союзом по повестке ассоциации. Но беглец на взятку не купился.

Александр Казанский

Комментарии (2) Добавить комментарии