Политика

Три правительства за год: «ночное» упало, «антиолигархическое» пропало, осталось «суточное»

27.12.2019, 06:00
{Три правительства за год: «ночное» упало, «антиолигархическое» пропало, осталось «суточное» } Молдавские Ведомости

В уходящем году страной управляли три кабинета министров: "ночное" Павла Филипа, "антиолигархическое" Майи Санду, третье - Иона Кику, сформированное за сутки, может быть смещено в любое время. Парламент с весны был нефункционален. Три месяца шли торги относительно того кто с кем и против кого будет дружить. Публика с недоумением  со стороны наблюдала за непонятными маневрами политиков. Да и сегодня трудно объяснить действия политикума, остается только фиксировать его движения. Вспомним "этапы большого пути".   

Вокруг одни наполеоны

Очередные парламентские выборы прошли 24 февраля. По мнению некоторых аналитиков, победила Демократическая партия. Да, она получила 30 депутатских мандатов, и это второй по значению результат. Однако надо принять во внимание тот факт, что впервые за время независимости Молдовы выборы проходили по смешанной системе, и в законодательный орган прошли три человека по одномандатным округам. Их посчитали креатурой Влада Плахотнюка и записали в демократы.

В парламент попало семеро членов партии "Шор". Мало кто сомневался, что "шоровцы" будут голосовать так как им скажут "плахотнюковцы". Таким образом, у демократов было как минимум сорок мандатов. Аналитики предполагали: все пойдет по схеме отработанной в парламенте образца 2014 года. Великий Координатор прикупит с десяток другой народных избранников, и будет властвовать еще четыре года. Социалисты получили тридцать пять мандатов, а избирательный блок ACUM - двадцать шесть.

Элементарная логика подсказывала: надо объединяться, и вместе давить олигарха, но мешал груз прошлого. Во время предвыборной кампании и Андрей Нэстасе и Майя Санду, через день пугали избирателя "биномом Плахотнюк-Додон". Руководство ACUMа долго не могло отойти от старой схемы, хотя социалисты заявляли: ни при каких обстоятельствах они не будут сотрудничать с демократами, уж лучше пойти на досрочные выборы. Сыграла свою роль и местная специфика. В интервью Радио Свобода Дорин Киртоакэ рассказывал о том, что мешает правым объединиться: "Прошлым летом мы вели переговоры, в которых участвовал и я, но тогда опять начались какие-то абсурдные торги, условия а-ля «я приду, если уйдет он», «я не сяду за один стол вон с тем и с тем», «мы будем обсуждать этот вопрос лишь в том случае, если кое-кто уйдет с поста председателя», и так далее и то прочее". Подобные нравы присутствуют не только в среде унионистов, они характерны и для центристских, и левых наполеонов. Понадобилось три месяца, чтобы Нэстасе, Санду и Додон смогли сделать шаг навстречу друг другу. За это время можно было кошку научить спички зажигать.

"Вот и нету великана"

К концу мая во всевозможных изданиях все чаще стала появляться информация о том, что социалисты и блок ACUM постепенно приходят к согласию относительно создания временного союза. Данные сигналы не могли остаться вне внимания руководства Демократической партии в лице Плахотнюка. Контрдействия шли в двух направлениях. ДПМ, как и ранее настойчиво предлагала свои услуги как ПСРМ, так и ACUM. Параллельно на улицы вывели людей, не очень понимавших, чего от них хотят организаторы, за те двести лей, что им дают. Условные сторонники Демпартии, блокировали, правительство (свое), прокуратуру (свою), парламент. В ДПМ не хотели досрочных выборов, так как понимали -  повторить "февральский подвиг" уже не удастся. Надо было кого-то из триумвирата Додон, Нэстасе, Санду, перетянуть на свою сторону. Не получилось.

На пленарном заседании парламента, 8 июня, в полуосвещенном зале пленарных заседаний, технический персонал почти в полном составе бежал, было принято решение о формировании коалиции, и правительства под руководством Майи Санду. Реакция последовала незамедлительно. На следующий день демократы в Кишиневе организовали грандиозный митинг. Колонна манифестантов проследовала к центральной площади столицы, во главе шли Плахотнюк, Филип, Дьяков и иже с ними. Отступать уже было некуда, за спиной маячила перспектива попасть в СИЗО-13, а потому председатель ДПМ потребовал нежеланных ранее досрочных парламентских выборов, объявил незаконным правительство Санду, призвал к отставке президента. Послушный и сформированный из сторонников демократов Конституционный суд оперативно отреагировал, признав действия триумвирата несоответствующими Основному закону страны. Додона отстранили, на бумаге, от должности президента, а Филип подписал указ о роспуске парламента.

Казалось бы, блицкриг удался. Враги повержены. Но все карты демократам спутал внешний фактор. Вашингтон, Брюссель и Москва поддержали вновь созданную коалицию. Стоило послу США в Молдове Дереку Хогану посетить офис ДПМ, и объяснить Плахотнюку как надо себя вести, олигарх собрал вещи и срочно покинул пределы страны. Прямо по Корнею Чуковскому: "Взял и клюнул Таракана, вот и нету великана". Мы то его все боялись, демонизировали, а все так просто разрешилось.

Недодеолигархизировали

Посредством голосов шестидесяти трех депутатов 12 ноября правительство Майи Сану было отправлено в отставку. Голосовали "за" социалисты и демократы. Но, как отмечают аналитики, они бы не решились на столь дерзкий шаг, если бы в самом ACUM не наблюдались существенные разногласия.

Уже в начале августа Санду публично просила "партнеров" от Платформы "ДА" не провоцировать раскол избирательного блока и работать на благо страны. При этом создавалось стойкое впечатление того, что партия "Достоинство и солидарность" сознательно идет на разрыв отношений и хочет спровоцировать досрочные выборы. Нэстасе наблюдал, терпел и молчал. Правительство во главе с Санду приняло решение: отныне 23 августа - день памяти жертв сталинизма и нацизма. Шаг интересный, но провокационный в отношении недавно приобретенных союзников в лице Партии социалистов.

Уже тогда неустойчивый триумвират мог бы рухнуть, но в ПСРМ воздержались от резких шагов. Дальнейшее двухмесячное сожительство по расчету закончилось тем, что министр Юстиции Олеся Стамате отменила результаты конкурса на должность Генерального прокурора. Санду, под свою ответственность, решила отобрать двух кандидатов из списка, отправить их в Высший совет прокуроров, тот выберет наилучшего и документы на подпись отправятся президенту. Из цепочки вычленили парламент. Социалисты пошли на принцип, сочтя себя исключенными из очень занимательного процесса реформы юстиции, которая идет уже четверть века. Санду сдавать назад отказалась, и прогнозируемо ПСРМ потребовала отставки кабинета министров. Голосами социалистов и демократов правительство пало. Нэстасе через некоторое время выразил сожаление по поводу того, как неосмотрительно и резко вела себя Санду. По мнению председателя Платформы "ДА" триумвират должен был продолжать "деолигархизацию" страны, но его партнер по блоку ACUM поторопилась со своими инициативами.

Позицию Нэстасе понять можно. Выборы мэра Кишинева продемонстрировали: он теряет свои позиции, и в случае досрочных парламентских выборов может со своей партией даже не пройти в законодательный орган. Несколько лет провести на баррикадах, а потом всего лишь пять месяцев вкушать блага власти, пусть даже нематериальные - очень обидно.   

Правительство из советников президента

Об Ионе Кику, как потенциальном премьер-министре говорили еще весной. Биография для молдавского карьерного чиновника вполне обычная: служил при коммунистах, работал при демократах, взял под козырек, когда позвали социалисты.

Подчиненные немногим отличаются от премьера. На общем фоне выделяется лишь министр юстиции Фадей Нагачевский. С 2015 года он был одним из юристов ПСРМ, а до прихода в правительство - советником Зинаиды Гречаной. Министр еще  не успел заматереть, и принять на вооружение чиновничий лексикон. На вопрос о том, что происходит с Кишиневским международным аэропортом, искренне ответил: "Не очень представляю". За что и подвергся нещадной критике.

Будь на месте Нагачевского Мариан Лупу, мы бы услышали примерно следующее: "Это большой вызов для страны, для всех нас, мы должны адекватно реагировать. Нам обязательно помогут и международные партнеры, которые мониторят ситуацию. Правительство и парламент держат руку на пульсе и готовы к любому развитию ситуации. У нас уже есть план, он необычайно амбициозен...".

 Обращает на себя внимание следующий факт: шесть из 11 министров в прошлом были советниками президента. Эксперты отмечают, что в стране наблюдается кадровый голод, не обошел он и правительство. Второй эшелон в министерствах недоукомплектован, да и к части тех, кто работает, существуют вопросы относительно степени компетентности. За полтора месяца особых проколов правительство Кику пока не допустило. Хотя со стороны политиков правого толка есть одна претензия -  премьер свой первый зарубежный визит, в отличие от Санду отправившейся в Бухарест, совершил в Москву.  

Александр ЯРУССКИЙ

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    "Народ" как ширма. Сам же народ им всем по-барабану. (политики) //
    Именно ради этого и велась борьба за "независимую юстицию". Не трудно вообразить гонорар судей, "независимо" ("тайно") освободивших Филю. //
    "Простой правовой арифметики" на какое число у. е. хватило для освобождения находящегося под следствием за коррупцию? //
    Ну как же, никто не знал! (Освободили Филю) //
    На Гейропу сказь напала. //
    "Эй, там, наверьху!" Чтобы каждый из небожителей оторвал от своего хотя бы десятину народу "от бедности, нищеты и несчастий". //
    Ему убедительно объяснили: "Тикай, пока цел!" (Попшой отказался от должности председателя комиссии по расследованию попытки путча) //
    Конечно, на пути в НАТО. Для того и Филю выпустили. ("На каком пути наш бронепоезд". ) //
    После досрочных парламентских и ему скоренько перекроют кислород. (Стояногло) //
    Этот заместитель олигарха разве не в тюрьме? Значит, откупился. И Филю выпустили. Мы же говорим, это у них междусобойчик. (Филат, пардон, Филип) //
    В нашем молдавском диком поле буйно цветёт независимая юстиция. //

  • x

    Александр ЯРУССКИЙ, если Вы являетесь гражданином РМ, то ВЫ не русский, а молдованин русского происхождения.

    АХРЕМЦЕВ ЗА РУССКИЙ ЯЗЫК ИЛИ ЗА ТО, ЧТОБЫ РУМЫНСКИЙ ЯЗЫК НАЗЫВАЛИ МОЛДАВСКИМ?

    3 декабря 2019 года на https://www.kp.md/daily/27062/4130855/ была размещена заметка Лидии Ткач «Не свисти, денег не будет: "Почему реакция толпы на слова министра образования Молдовы у бюста Дабижи – это фашизм?"» Согласно указанной заметке, Михаил Ахремцев написал на своей странице в Фэйсбуке такой пост. «Министр образования Корнелиу Попович был освистан, а позднее поддержан аплодисментами (когда сказал, что говорит по-румынски), когда принимал участие 1 декабря в открытии бюста поэту Матковски.
    А теперь, абстрагируясь от национальности и языка министра (это его личное дело и право) смотрите, как это выглядит: министр открывает памятник, а толпа его освистывает. Почему? Для нормального человека чтящего классика литературы совершенно не важно, на каком языке говорит и к какой национальности принадлежит министр открывающий памятник. Для нормальных людей. А вот для националистов - это значение имеет.
    Для них важно, чтобы непременно на румынском языке. Чтобы с бухарестским акцентом. Чтобы румын в седьмом поколении. Иначе - «ату его, ату».
    Это фашизм. Именно такие люди семь десятков лет тому назад истребили на Молдавской земле более полумиллиона тех, кто «говорил не на том языке» или принадлежал «не к той национальности».
    Вот это вот, на порядок опаснее всех брожений с унионистскими флажками…».
    Дальше читать на http://moldvul.blogspot.com/