Расследование

Вальдемар П. Инкулец:«Я ходил в румынскую школу в Бендерах, говорил на улице c друзьями на русском языке, дома мы общались исключительно на немецком»

16.05.2014, 06:00
{Вальдемар П. Инкулец:«Я ходил в румынскую школу в Бендерах, говорил на улице c друзьями на русском языке, дома мы общались исключительно на немецком»} Молдавские Ведомости

Внучатый племянник первого и последнего председателя «Сфатул Цэрий» - парламента Молдавской Демократической республики -  уехал из Бессарабии 70 лет назад после того, как советские войска в ходе Ясско-Кишиневской операции освободили территорию Молдовы. 

 

Вальдемар Инкулец  до сих пор с ностальгией вспоминает о том периоде, когда жил в Бессарабии. Он вернулся на свою родину вместе со своей супругой фрау Ольгой Шеньюпели в рамках проходящей в нашей стране молдо-германской недели, посвященной 200-летию переселения немецких колонистов в Бессарабию в 1814 году. Вальдемар родился и провел свое детство в Бендерах, Ольга – в селе Мариенфельд нынешнего Чимишлийского района. Сейчас в бывшем немецком поселении не осталось ни одного немца. Внучатый племянник первого и последнего председателя «Сфатул Цэрий» поделился воспоминаниями о детстве в эксклюзивном интервью «Молдавским ведомостям», предоставив уникальные документы и фотографии. Кстати, он прекрасно говорит на русском и румынском языках.

 

- Что связывает вас с Ионом Инкулец?

 - Он был братом моего деда. Часто приезжал к нам в Бендеры, где жила семья. Откровенно признаюсь, плохо помню его. Он с отцом и дедом беседовал часами, но я был ребенком и, естественно, проблемы взрослых меня не интересовали.

Лишь спустя много лет после вынужденной эмиграции из Бессарабии по пакту Молотова-Риббентропа я узнал, что брат деда был председателем «Сфатул Цэрий» и сторонником широкой автономии Бессарабии – причем как в пределах Российской империи, так и в Румынии. 2 апреля 1917 года при его активном участии была создана молдавская национальная партия. 

 

Получив диплом первой степени по окончании учебы  на факультете физики и математики в императорском университете в Санкт-Петербурге, Ион вместе с 40 земляками – преподавателями и студентами самого престижного вуза страны - прибыл в Кишинев в качестве эмиссара главы временного правительства России Александра Керенского. Микулец был большим патриотом. Он основал в Петербурге студенческую ассоциацию «Бессарабское землячество», был секретарем двух научных изданий – «Вестник знания» и «Научное обозрение», в которых опубликовал под псевдонимом ряд научных статей. В 1917 году его избрали в Петроградский совет от партии эсеров.

В Бессарабию Ион Инкулец и его земляки прибыли для того, чтобы продвигать демократические идеи, которые победили в  Российской империи. После октябрьского большевистского путча Инкулец стал приверженцем альянса Бессарабии с Румынией. Он занимал высокие должности в румынском правительстве, отстаивая интересы Бессарабии, и скончался в 1940 году.

 

- Г-н Инкулец, вы прекрасно владеете русским и румынским. Как вам удалось сохранить языки молодости?

 

- Все просто. Я посещал румынскую школу в Бендерах, где учителя ко всем, в том числе и представителям других национальностей, относились одинаково – к немцам, как мне казалось, более снисходительно. От нас требовали прилежания в учебе, что мы всегда соблюдали. Хотя мы все равно были детьми, и за непослушание или невыполнение домашних заданий нас наказывали наравне с молдаванами и русскими. Приходилось сидеть на уроках в классе в углу коленями на кукурузных зернах.

В то же время с друзьями по двору и району в основном я общался на русском языке. Скажу вам, что этот язык я не мог забыть! А вот дома мы общались исключительно на немецком. Родители постоянно поправляли меня, если я неправильно произносил слова. С тех пор для меня нет проблем – разговаривают на трех языках.

 

- Вы уехали из Молдовы 70 лет назад. Поддерживаете связь с бывшими друзьями?

 

- Любовь по родине – это всегда тоска и ностальгия. Поэтому мы создали в Штутгарте и других городах Германии землячества бессарабских немцев. Проводим различные акции, связанные с родиной. С фрау Ольгой Шеньюпели, к примеру, мы познакомились во время одной из встреч землячества. Как оказалось, она почти моя землячка – родилась в селе Мариенфельд Чимишлийского района, который основали немецкие колонисты почти два века назад. Мы обязательно туда съездим.

В Германии много музеев, в которых собраны документы и вещи, принадлежавшие немецким колонистам в Бессарабии. Бывший посол Молдовы в Германии, нынешний спикер Игорь Корман был удивлен, посетив один из них в Штутгарте. Ряд документов, отметьте – оригиналов, я предоставляю вашей газете в знак благодарности за толерантность и демократичность при освещении событий.

По приезде в Кишинев друзья посоветовали мне купить газету «Молдавские ведомости», в которой сообщалось о проведении событий, связанных с молдавско-немецкой неделей, посвященной 200-летию поселения немцев в Бессарабии. Купил, прочитал – и не пожалел.

 

Немцы, родившиеся в Бессарабии, не скрывали своего волнения, впервые встречаясь в Кишиневе после 70 лет вынужденной эмиграции.

Николай Менюк

Комментарии (0) Добавить комментарии