История

Василий Лановой: «Фашист снял с плеча автомат и дал очередь над моей головой…»

09.05.2021, 11:21
{Василий Лановой: «Фашист снял с плеча автомат и дал очередь над моей головой…»} Молдавские Ведомости

Торжественный концерт "Бессмертный полк в сердце каждого из нас", посвященный памяти народного артиста СССР, сопредседателя центрального штаба движения "Бессмертный полк России" Василия Ланового, состоится в канун 9 мая в Музее Победы в Москве. Большая часть детства знаменитого актера прошла в молдавском селе Стрымба на Украине.

Василий Семенович родился в Москве, куда его родители - украинские крестьяне Семен Петрович и Агафья Ивановна - переехали из села Стримба в Одесской области, спасаясь от голода. Войну семилетний Лановой и две его сестры встретили в родном селе родителей у бабушки с дедушкой, к которым приехали в гости из Москвы 22 июня 1941 года. Родители остались в тылу и работали на вредном химическом производстве, вследствие чего к концу войны стали инвалидами.

«Я был отправлен на лето к дедушке с бабушкой на Украину, в село Стрымба, и там попал в эвакуацию, - рассказал Лановой журналу «7 дней». - Почти на четыре года!». На станцию Абамеликово в нескольких километрах от деревни Стрымба, дети приехали рано утром 23 июня. Встречал их дед, и, едва они сошли с поезда, первым сообщил о том, что началась война. Мать с отцом должны были приехать к через неделю, но война разлучила семью.

Лановой вспоминает эти страшные годы в своей книге: «Сначала было отступление наших: шли плотной колонной на восток, потом движение начало убыстряться, шли уже не колонной, а отдельными группами… А скоро мы увидели и первых раненых, окровавленных солдат. Шли кто сам, кого везли или тащили на себе солдаты, двигались уже не только по дороге, а больше напрямки, срезая углы, маленькими группами, поодиночке, по двое. И, наконец образовалась пауза, томительная, гнетущая тишина… А дальше появились первые мотоциклисты…  Сначала вдали увидели столб пыли, который поднимался над дорогой. Люди стояли у околицы и молча смотрели на приближающихся автоматчиков на мотоциклах. Немцы ехали, не опасаясь встретить здесь сопротивление, нагло, в открытую, с губными гармошками, в касках, несмотря на летнюю жару, пели, что-то кричали, ели яблоки, молочные початки кукурузы, показывали в нашу сторону и хохотали… Двигалась эта лавина через село непрерывно около двух недель, и казалось, конца не будет. А когда прошла, один отряд остановился в деревне. Немцы расселились по хатам, ели только яйца, кур живых уже не оставалось, воду заставляли пить сначала местных жителей - боялись, что их отравят… А один немец, который у нас остановился в доме, подарил мне свой ремень. Я надел его и пошел гулять. Случилось это на току... Подъехал немец, увидел меня с этим ремнем и кричит: «Ком хер, ком хер!». Я подошел. Тогда он показал, чтобы я отдал ему ремень. А я говорю: «Не дам, мой ремень». Тогда этот детина снял с плеча автомат и при всех над самой головой дал очередь, описав дугу... До сих пор слышу свист пуль у самого уха… После этого я молча снял ремень и протянул его немцу. Долго еще и после войны, занимаясь уже в самодеятельности, продолжал заикаться».

«Потом немцы отдали нашу местность румынам, а сами ушли, - рассказывает Лановой журналу «7 дней». - Тут мне подошло время идти в школу, а местную школу перевели на румынский язык. Так я и учился первые три года - по-румынски. В результате по-русски писать почти не умел. Когда после эвакуации пошел в московскую школу, в проверочном диктанте сделал три ошибки в слове «хлеб» - и меня снова отправили к первоклассникам. Мне пришлось потом несколько раз «перепрыгивать» из класса в класс, чтобы догнать свое поколение. Но я окончил школу с золотой медалью».

Село освободили в 1944 году. Лановой избавился от заикания, когда в 1944 году переехал в Москву и по совету логопеда целый год пел протяжные украинские песни.

Село Стрымба Кодымского района Одесской области находится неподалеку от города Балты, примерно на той же параллели, что и молдавские Сороки. Занимает площадь в 1,29 квадратных километра. По переписи 2001 года  там жило всего 302 человека. Артист, уже ставший знаменитым, приезжал в Стрымбу, выступал перед местными жителями, среди которых были и те, кто помнил его мальчишкой военной поры.

Василиса ФРУНЗЕ

Комментарии (0) Добавить комментарии