Владимир Плахотнюк о краже миллиарда долларов, массовых протестах и уходе из политики
Организаторы протестов сделали большую ошибку, заявил вице-председатель Демпартии в интервью ресурсу "Трибуна".
Вопрос: Почему вы так поздно даете интервью по поводу протестов, они длятся уже больше недели?
Владимир Плахотнюк: Я уже высказывал ранее свою точку зрения по протестам и главной их цели – досрочным выборам. Я не вижу
проблемы в том, если они создадут партию, это хорошо когда возникают новые
партии, но они должны быть созданы на честной политической платформе, а не эксплуатации чувств людей и манипуляции. Некорректно
собрать людей на площади и неоднократно говорить им, что они участвуют в
протестах гражданского движения, а после этого люди узнают, что они обмануты,
потому что они участвовали главным образом в создании политической партии. На
мой взгляд, люди из платформы «DA» сделали большую ошибку, когда объявили о
создании политической партии, потому что они изменили цели своих протестов. Но
это заставляет и нас теперь разговаривать с ними как политиками или
представителями инициативной группы будущей политической партии, как с будущими
электоральными конкурентами. А это очень сильно отличается от того, когда ведешь
дискуссию с представителями гражданского общества. Они теряют статус
представителей гражданского общества и становятся инициаторами политического
проекта, начинают борьбу за голоса граждан. А граждане, в свою очередь, будут решать,
насколько они хотят поддерживать вновь созданную партию, или будут искать
других представителей гражданского общества. Они создали путаницу, как для
протестующих, так и для правительства.
Вопрос: Но за протестами граждан стоят
реальные проблемы, в том числе, необходимо прояснить проблему миллиарда,
украденного из банков группы BEM.
В.П: Я согласен, поэтому должно быть
четкое различие между претензиями группы с сомнительными интересами и требованиями
граждан. Когда я говорю группы с сомнительными интересами, то имею в виду
несколько человек из платформы «DA», а
не всех представителей и протестующих по доброй воле. Существует реальное
недовольство в обществе в связи с функционированием определенных
государственных учреждений, в том числе в отношении того, как могла произойти
кража BEM. Некоторые думают, что все может решить простая отставка руководителя
учреждения. Это наивность, незнание того, как функционируют институты нашего
государства. У нас есть реальные проблемы системного характера, нужно
основательно реформировать институты нашего государства, а не поменять одного
начальника на другого. Этого не достаточно. Мы можем завтра всех заменить. И
что будем делать потом? Во многих учреждениях за эти годы несколько раз менялись
руководители. Я признаю, что мы не добились успеха в амбициозном плане реформ.
Но это не означает, что мы должны ворчать и отказаться от действий, нужно
увидеть, что пошло не так и что делать дальше.
Правящий альянс оказался неспособным следовать четкому плану
Вопрос: В чем причины того, что проевропейскому
правительству не удалось осуществить реформы?
В.П: Я думаю их много, начиная с
постоянных политических кризисов, в которых мы находились, политических войн,
выборов после выборов, но была и наша неспособность следовать четкому плану.
Правда в том, что не очень просто быть свободным, вы должны знать, как
действовать в демократическом обществе, и мы все пришли из немного другого
общества, и существует необходимость узнавать
некоторые вещи о демократии на лету. Скорость, с которой мы узнаем, тем не менее,
должна быть выше. В Молдове всегда было проблемой работать в политических альянсах. Я считаю,
что лишь после того как я сделал некоторые ошибки, я начал учиться лучше работать в этом
политическом формате. И отличия между первым альянсом и нынешним очевидны с
точки зрения сотрудничества.
Вопрос: Может быть, пусть лучше
придут другие, если вы двигаетесь так тяжело, не так ли?
В.П: Я согласен, чередование разных
сил у власти является естественным в
условиях демократии. Кто в этом виноват?
Вопрос: Я не знаю, люди решат.
В.П: Проведите инвентаризацию
парламентских партий и сделайте простой расчет, у нас есть очень четкая картина.
Конечно, альтернатива придет к власти слева, судя по тому, что мы имеем сейчас
в парламенте. Но нынешние левые представляют реальные интересы людей, особенно
проевропейских устремлений? Но если люди хотят прихода левых, и если эти партии
получат большинство голосов, нам ничего
другого не остается, как только уважать этот выбор, и пусть они ведут страну
далее.
Новая власть в Молдове будет не лучше нынешней
Вопрос: Это не шантаж?
В.П: Нет, давайте упростим. Существовало много
спекуляций, что Плахотнюк пророссийский, что он против Европы и многие другие измышления. С 2009 г. по 2015 г., прошло шесть лет, во
время которых часть людей ждало, что их страхи, связанные с моим намерением сбить
Молдову с европейского пути,
осуществятся. Помните, что средства массовой информации развязали кампанию, что
я буду блокировать подписание Соглашения об ассоциации, что будет создан альянс
с левыми партиями, на каждых выборах звучала эта тема. Сегодня мы подписали
соглашение об ассоциации с ЕС, есть либерализация визового режима, мы не отказались от своего европейского пути,
я нашел решение как избрать президента и выйти из длительного политического кризиса. Я говорю
это не для того, чтобы выделить свои достоинства, но, чтобы показать, насколько
смешными были кампании по манипулированию некоторых, кто – внимание - сегодня также находится за организаторами протеста.
Я был верен моему убеждению, что Молдова должна идти дальше по пути европейской
интеграции, которая является самым быстрым решением для модернизации. Я и теперь
предупреждаю, что досрочные выборы являются очень рискованными для Молдовы, но
я сказал очень ясно, что я не против них, если большинство граждан хотят досрочных
выборов, я их поддержу. Но те, кто манипулируют людьми, чтобы добиться
досрочных выборов любой ценой, должны быть готовы взять на себя и риски. Потому
что вы не можете назначить новые выборы спустя всего несколько месяцев, после того, как они уже дважды состоялись, без
того, чтобы принять на себя ответственность за последствия. И это не шантаж, но
никто не может точно сказать, что будет в результате этих выборов. Но есть
сценарии, которые могут быть легко просчитаны, и сигнал, который я хотел бы послать,
что итогом этих сценариев будет
альтернатива не лучшая, чем нынешняя власть. Я видел, как они начали заикаться,
требуя, чтобы перед выборами были уволены руководители учреждений, имеющих
отношение к организации выборов, или выборов, организованных ими, видно, что
они запутались даже в основных своих требованиях.
И я говорю это потому, что я понимаю - проблема заключается не в главе ЦИК, а в
реальной ситуации на политической арене. Они пытаются выбраться из этого
беспорядка с помощью всяких неясных объяснений. Когда я сказал, что я согласен
с досрочными выборами, я высказал мнение,
которого придерживаюсь и сейчас. И теперь я очень четко указываю и контекст, в
котором они будут происходить, потому что это правильно, чтобы люди знали и осознали
причины, не исходили из манипуляций, а после голосования спрашивали, почему
вышло не то, о чем говорили.
Поменять одного шефа на другого - недостаточно
Вопрос: Я понимаю, что досрочные выборы не являются решением для Молдовы в
настоящее время, но некоторые изменения должны произойти, мы должны увидеть
деполитизацию учреждений, нужно бороться
эффективно с коррупцией.
В.П: Изменения должны произойти, но
последовательные. Я не вижу проблемы, чтобы изменить некоторых руководители
учреждений, если они не выполняют свой долг, но я думаю, что мы должны иметь
планы более последовательные для каждого учреждения, направленные на их
глубокую реформу, а не только замену одного шефа на другого. Этого не
достаточно. Если происходит сбой в некоторых учреждениях, то это наша неудача,
партий, которые были у власти, в том числе до 2009 года, не только
руководителей этих учреждений. В этом случае, мы все сами должны уйти в первую очередь. Устаревшая
система, которую мы имеем, может быстро
проглотить любого руководителя, и ничего простым увольнением не решить. Если вы
посмотрите на то, как были реформированы
учреждения права в Румынии, то заметите, что это был системный подход. Они рассказывали
своим коллегам, что там все первые попытки заменить некоторых руководителей не
увенчались успехом, пока они не пришли к глубокому изменению всей системы, и не
привели новых людей. Они пригласили молодых людей, которые не были запачканы устаревшей
системой.
Вопрос: В Молдове что-то можно
сделать?
В.П: Если есть политическая воля, то
можем. Но подход должен быть широкий. А не так, что участники коалиции требуют
изменений только в учреждениях, где нет
их людей и так далее. Мы должны начать комплексную реформу, а не выборочную. В
противном случае мы придем в тупик и только начнем политические войны. И я
думаю, что нужно заканчивать с популистскими подходами. Некоторые говорят
публично об увольнении руководителя Национального банка, но также обсуждают
ситуацию с МВФ, который говорит им не делать поспешных изменений в НБМ, но они
не говорят об этом публично. Из того,
что я знаю, МВФ может принять запрос председателя парламента, чтобы оценить
работу руководства Национального банка, что, как я думаю, очень важно. Такая
оценка поможет нам принять правильное решение по НБМ и даст легальные аргументы
тому, как мы действуем. Так, в ближайшее время мы будем иметь и внешнюю оценку состояния
дел в CNA, в том числе и о том, как
велось расследование и ситуации в BEM, и мы можем сделать выводы об этом
учреждении. Ни один из вариантов в данный момент не исключен. Мы сделаем
необходимые поправки в случае необходимости, но не в результате субъективного
политического решения, а на основе независимых оценок. Тогда мы увидим, как нам
оценивать и другие важные учреждения, в том числе и те, что находятся в подчинении правительства, где у нас главные институты контроля, с прямым влиянием на
бизнес и доходы граждан. Важно, чтобы эта оценка проводилась быстро, и мы смогли
принять необходимые решения, основанные не на наших предположениях о том, что происходит в этих институтах, а на реальном положении дел,
чтобы вносить изменения, там, где есть
реальные проблемы.
Президент Тимофти заслуживает хорошей оценки
Вопрос: С чем из требований
протестующих вы согласны, а с чем нет?
В.П: Я согласен со всем, связанным с
реформирования институтов, даже с перспективой отставок, после выполнения
необходимых оценок и нахождения способов как не ограничиться только увольнением
руководителей учреждений, а чтобы начать
конкретные реформы. Уволить некоторых руководителей учреждений очень просто,
чтобы успокоить протестующих. Но это будет обманом, и несколько месяцев спустя нужно
будет увольнять тех, которые были назначены.
Считаю нецелесообразным требование досрочных выборов, оцениваю его как
рискованное и безответственное на данный момент. Но если у нас есть четкий
сигнал утверждающий, что это желание большинства граждан, а не заинтересованной
группы, тогда выборы имеют смысл, потому что это демократично.
Я не поддерживаю просьбу об отставке президента Тимофти. Это не имеет смысла,
тем более что осталось несколько месяцев до истечения срока действия мандата. И
мы теперь должны найти решения как выбрать нового главу государства, не заходя глубоко
в новый политический кризис, как желают некоторые авантюристы. Президент
Николае Тимофти сыграл важную роль в завершении длительного политического
кризиса, с которым мы столкнулись, и реализовал
свой мандат на основе справедливости и сбалансированной политики.
Вообще я в целом поддерживаю прямые выборы главы народа, но я думаю, до весны мы
физически не успеем организовать референдум, а затем выборы, и выполнить все
необходимые условия проведения выборов. Однако этот вопрос остается, и к нему нужно вернуться. Но сначала мы должны решить более
актуальные проблемы, у нас есть только несколько месяцев, чтобы найти решение
для избрания президента и не оказаться в новом политическом кризисе.
Я не поддерживаю просьбу отправить правительство в отставку. Скорее всего,
правительство нужно укрепить и поддерживать, чтобы оно могло работать. Когда у
нас не было правительства, нам говорили, что страна в кризисе, когда мы создали
его, нас просят отправить его в отставку. Это опасный подход.
Вопрос: Какие шансы у нас есть, чтобы выяснить, что произошло в банках ВЕМ?
В.П: Я думаю, что очень большие,
если учреждениям будет позволено работать и получать помощь профессионалов
извне.
Плахотнюк готов уйти из политики
Вопрос: Когда вы дадите следующее интервью?
В.П: Даже если вы спрашиваете
шутливо, я отвечу вам очень серьезно. Я не слишком люблю давать интервью, я не
люблю говорить только потому, что некоторые хотят узнать мое мнение. Я соглашаюсь на интервью, когда мне
есть что-то сказать. Политика-звезду не надо из меня делать. Есть люди, которые
готовы стоять в центре внимания, им это нравится, мне - нет. Я понимаю, что это
один из моих недостатков в политике, я не часто общаюсь со СМИ, и я оставляю
другим возможность меня испачкать. Но я думаю, что это происходит и потому, что
я на самом деле не имею цель хорошо выглядеть на публике: я не ищу признания с помощью простого политиканства, я хочу получать
признательность в тех случаях, когда я совершаю поступки, заслуживающие этой признательности,
но и за это я сильно не держусь. Это не является целью получить поддержку, у
меня есть другие очень хорошие внутренние мобилизационные механизмы.
Вопрос: Почему вы ушли из парламента? Это осталось загадкой.
В.П: Потому что я знаю, что иногда вы должны сделать шаг назад или в сторону, по мере необходимости, в соответствии с новыми приоритетами и планами, которые у вас есть.
Вопрос: Вы могли бы оставить политику в ближайшем будущем?
В.П: Когда угодно. Я готов принимать быстрые решения, когда я не вижу смысла в определенной деятельности. У меня есть преимущество - я не связан с должностями, «иммунитетом» от преследований и другими льготами. Я принимаю решения, основываясь на тщательных оценках, а не на эмоциях или кампаниях, очерняющих меня. Некоторые потратили миллионы в эти годы, чтобы очернить меня и ДПМ, можно было потратить эти деньги на что-то лучшее, хотя бы заплатить налоги с них в Молдове и то был бы плюс.
Источник:
http://www.pdm.md/ro/noutati/interviuri/interviu-exclusiv-cu-vlad-plahotniuc-despre-proteste-si-schimbari-la-mai-multe-institutii
Новости по теме
- Сегодня, 16:28
- Сегодня, 14:56
- Сегодня, 13:11
- Сегодня, 12:42
- Сегодня, 07:22
- Вчера, 19:09
- Вчера, 19:05
- Вчера, 18:54
- Вчера, 18:53
- Вчера, 17:27
Комментарии (4) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 16:28
- Сегодня, 14:56
- Сегодня, 13:11
- Сегодня, 12:42
- Сегодня, 07:22
- Вчера, 19:09
- Вчера, 19:05
- Вчера, 18:54
- Вчера, 18:53
- Вчера, 17:27
урод
Одно слово - гидра.
"Пой, ласточка, пой!"... Этот человек далек от мысли и видения, насколько он ненавидим народом Молдовы. Уже всякая бабка на селе знает, что в ее бедах виновен узурпатор власти Плахотнюк, а также лжекоммунист Воронин, который привел Плахотнюка к власти. Старики молятся и просят Господа покарать их обоих за их неправедные дела, за жестокость, за ложь и предательство! И я, как пенсионер, присоединяюсь к мольбам не заслуживших такого отношения к себе лиц старшего поколения!
Изворотлив, как уж на сковородке... Противно ...