Воры возвращаются и готовят контратаку
Любые электоральные события так или иначе меняют политическую реальность. Внесут свои коррективы в ситуацию в Молдове и местные выборы. Извлекут ли правильные уроки из итогов голосования партии правящей коалиции?
Барабаны триумфа
Это вполне естественно, когда после выборов политические партии говорят о своих достижениях. Каждый найдет что-то, в чем он преуспел.
Демократы заявили, что именно они победили на выборах. Социалисты утверждают, что нанесли поражение своим конкурентам. С радостью бьёт в барабаны триумфа блок ACUM:он опередил всех. Конечно же, о победе говорят партии Ренато Усатого и Илана Шора. Последний даже прибег в видеообращении к столь активной жестикуляции, что возник вопрос: а не использовал ли бизнесмен двойника?
Да, в политике не принято признавать свое поражение, и если результат неважный, то всегда найдется кто-то виновный. После неудачи на выборах в парламент 2019 года ПКРМ обвинила в собственном поражении избирателей. Они купились на «вафли, водку, деньги и концерты». И даже «продали свое будущее и будущее собственных детей... приговорили к смерти своих родителей».
Сезон большой политической охоты
И все же, чтобы ни говорили политики, всегда можно установить истинную картину, определить главные тенденции, понять к чему все идет.
Конечно, на местных выборах впереди второй тур,и очень важное голосование предстоит в столице. Но уже и сегодня можно сказать, что в Молдове возникла новая политическая реальность. Ее главные особенности: рост напряженности внутри правящей коалиции и постоянная угроза ее распада, формирование нескольких центров силы, с оттенком многовластия, резкое обострение политической борьбы и возможность неожиданной развязки, перспектива реванша партий с обширным криминальным досье.
Политики будут травить друг друга, устраивать «ловушки», широко использовать компромат и даже прибегать к «огню на уничтожение». В общем, в Молдове открывается сезон большой политической охоты. Скорее всего, без правил.
Победитель и проигравший
И все-таки, был ли на выборах 20 октября один, бесспорный победитель? Безусловно. Но он же является и главным проигравшим. Кто же это? Разумеется, его величество избиратель.
В чем победа? 60 процентам граждан надоело притворяться, что они верят в старую «демократическую» байку, будто их голос что-то решает. Политическому классу Молдовы показана «желтая карточка» и отправлено четкое послание: большая часть общества в обмане участвовать не хочет.
Около 10 процентов всех примаров, победивших на выборах и представлявших ACUM (в основном) и ПСРМ, до этого состояли в ДПМ. Есть и такие экземпляры, которые ранее баллотировались от ПКРМ, ЛДПМ, потом перешли в ДПМ и теперь представляют одну из партий власти. Этот феномен перебежчиков возник во времена правления ЛДПМ и ДПМ и был раскритикован лидерами ACUMи ПСРМ. Но «кадровый голод» и иные причины взяли верх. И знакомые лица подняли новые флаги. Однако избиратель хотел бы видеть всех этих «винтиков» криминального режима демократов не в начальственных креслах, а в наручниках.
Но использование перебежчиков - только один из факторов, который оттолкнул избирателя. Разочарование в партиях и политиках накапливалось в стране десятилетиями. Граждане выбирали новых руководителей, а жизнь становилась лишь хуже. И недоверие к политикам преодолело критически важный рубеж.
Напомним, что в 1994 году к урнам вышло 79 процентов граждан, в 2001 году – более 67 процентов. В 2019 году – только около 50 процентов. Если иметь в виду, что власть «нарисовала» 5-7 процентов, то динамика процесса не могла не насторожить политических игроков, затеявших в стране перемены. И действовать они должны были соответствующим образом, а не давать избирателям новые поводы для разочарований.
Пиррова победа
Но в чем же поражение? Если внимательно изучить результаты голосования 20 октября, то становится понятно, что победа уставшего и изверившегося избирателя была пирровой. Криминальная система, созданная демократами, и поддерживающие ее слои активно выступили за сохранение прежних порядков. На это четко указывает голосование за районных и муниципальных советников. ДПМ поддержали 15,12 процента (177 576 избирателей), партию «ШОР»– 6,2 процента (73 018),ЛДПМ – 4,6 процента (54 335), «Нашу партию» - 4,4 процента (51 844).
Особое внимание следует обратить на возвращение в политическую жизнь из небытия либерал-демократов. Бывший лидер этой партии Влад Филат продолжает отбывать срок в тюрьме, коррупция была знаменем этого политформирования. Сторонники ЛДПМ также проявили откровенную беспринципность. Депутаты парламента влились в большинство, сформированное демократами, а на местном уровне примары массового стали вступать в ряды ДПМ. Характерный нюанс: либерал-демократы, о которых уже все забыли, смогли аккумулировать солидный партийный бюджет. На выборы они потратили около 3 миллиона лей. И это больше чем расходы ACUM.
Проголосовав за названные выше
партии, избиратель по существу поддержал криминальные элементы, которые все
последние годы управляли страной. Произошла их частичная легитимизация, и
теперь ДПМ и ее сателлиты получили возможность контратаки. Для чего будет использован ресурс
местных органов власти. Таким образом, «возвращение воров» стало обратной
стороной пассивного участия в голосовании более или менее сознательных граждан.
Противник был недооценен
То, что ДПМ (вместе с аффилированными ей партиями) удастся сохранить определенные позиции, было вполне предсказуемо. Потому что демократам за десять лет удалось создать свое государство в государстве. И когда лидеры ACUM в упоении рассуждали о необходимости принять декларацию о деолигархизации, серьезным наблюдателям было очевидно, что эти политики до конца не понимают, с кем и чем они имеют дело.
Оторванность от жизни не давала акумовцам тогда понять, что борьба будет долгой и что ради достижения стратегических целей – очищения страны от криминала - придется наступить на горло собственной песне, отложить в сторону разговоры об интеграции в ЕС и геополитике. Как можно грезить Европой, если главной опорой криминала в стране являются органы прокуратуры, судебная система, другие центральные ведомства и власть на местах?
Поэтому тезис о временном характере новой коалиции и мощная внешнеполитическая составляющая в ущерб внутренним делам оказались стратегической ошибкой. В определенной мере эти настроения в рядах ACUM и отразились на итогах голосования для коалиции в целом. Как и отсутствие значимых позитивных результатов в деятельности правительства и в борьбе с криминалом.
Эти предварительные замечание понадобились, чтобы более точно оценить итоги голосования и наметившиеся тренды.
ПСРМ и ACUM имеют шанс выдавить ДПМ из районов
Главный вывод заключается в том, что в молдавском обществе по-прежнему существует сильный запрос на перемены и очистку страны от криминала. ПСРМ и ACUM получили подавляющее число мандатов в партийном голосовании - за районных и муниципальных советников. 25,46 процента (298 836 голосов) и 21,25 процента (249 432 голосов) соответственно.
В трех районах социалисты одержали полную победу и смогут самостоятельно избрать руководителей. В целом ПСРМ вышла победителем в 15 районах. Перевес также существует и в Гагаузской автономии. Социалисты получили наилучший результат и в столичном муниципальном совете – 22 представителя из 51.
Таким образом, совместно ПСРМ и ACUM(если будет принято решение о сотрудничестве) могут избрать руководство почти во всех районах, за исключением Оргеева (партия «Шор»), а также двух-трех районов, где демократы имеют шанс назначитьглавами администраций своих представителей. Другими словами, появилась возможность ликвидировать монополию ДПМ на власть в регионах. Ранее демократы контролировали 32 района.
Об итогах голосования за примаров в целом пока говорить рано, так как второй тур ожидается в 380 населенных пунктах (это более трети от общего числа). Нужно иметь в виду, что сельские примэрии в огромной степени зависимы от решений районных властей. Такое распределение полномочий предусмотрено законом о местном самоуправлении.
Результаты в динамике
Если рассмотреть результаты местных выборов в динамике, сравнивая с итогами голосования в 2015 году, то следует обратить внимание на такие моменты.
Демпартия ухудшила свои показатели как по количеству голосов, так и числу избранных советников. Падение в среднем составляет 3-4 процента (без учета сельских примэрий, где будет второй тур).
Ушли в небытие ветераны молдавской политики – ПКРМ и ЛПМ. Их представительством в органах местной власти можно пренебречь. А в родовом гнезде либералов (Колоница) социалисты получили 72 процента.
Покинула политическую арену и ЕНП, выступавшая в 2015 году в виде блока Юрия Лянкэ и набравшая около 100 тысяч голосов избирателей.
Значительно утратила свои позиции «Наша партия» Ренато Усатого. В 2015 году в районных и городских советах у нее было около 12 процентов голосов, а в 2019-м - только 4,4 процента. Несмотря на то, что Ренато Усатый одержал в Бельцах уверенную победу в первом туре, «Нашу партию» нельзя рассматривать иначе как региональный проект. Для того, чтобы решать насущные проблемы северной столицы, Усатому придется постоянно обращаться за помощью к центральным властям, что делает его положение очень зависимым.
На первый взгляд, результат блока ACUM кажется большим успехом, так как объединение составили новые партии - ПДС и Платформа «DA». Однако на самом деле этот электоральный союз вышел из «шинели»ЛДПМ и занял нишу данной партии. Результат ACUM почти в точности соответствует тому, что имели либерал-демократы четыре года назад. Так что можно сказать, что политическая реинкарнация состоялась. Только теперь ЛДПМ имеет как бы две головы. Одна - запасная.
По сравнению с 2015 годом улучшили свой результат социалисты. Доля их мандатов в районных и муниципальных советах возросла фактически в два раза. Нет сомнения, что ПСРМ ассимилировала электорат партии коммунистов.
Регионы как новое испытание для ПСРМ и ACUM
Однако общий вывод, который следует прежде всего брать в расчет, прогнозируя развитие событий, состоит в том, что ни одна партия не получила не местных выборах подавляющего большинства. А это означает, что будет новое, дополнительное столкновение интересов и что ситуация станет очень зыбкой.
Социалисты предложили блоку ACUM сформировать коалицию и на местах. Однако внятного ответа на свое предложение ПСРМ пока не получила. Учитывая, что ACUMсостоит из достаточно разрозненных сил, интересы которых далеко не всегда совпадают, вряд ли стоит ожидать, что формирование власти в районах будет происходить по единому алгоритму. Скорее всего, избранники будут действовать ситуативно, тем более что на местах партийные взгляды часто приносят в жертву личным отношениям.
Однако если ПСРМ и ACUM не смогут договориться в регионах, то это усилит напряженность внутри парламентской коалиции и даже может спровоцировать ее распад.
ACUM – слабое звено
Конечно, в отдельное испытание превращаются выборы генерального примара Кишинева, где представители ПСРМ и ACUM выступают конкурентами.
Мы видели, что лидерство Иона Чебана в первом туре и его ясная программа действий на посту столичного градоначальника вызывает нервную реакцию Андрея Нэстасе. И он выступает с нападками на партнеров по коалиции.
Лидер платформы «DA» понимает, что его поражение на выборах в Кишиневе будет огромным крестом в политической карьере. Намного большим, чем тот, что был установлен Нэстасе в здании МВД.
Можно не сомневаться, что, независимо от итогов голосования, выборы в Кишиневе спровоцируют новую волну выяснения отношений внутри коалиции ПСРМ-ACUM.
И это при том, что общую лодку альянса и так старательно раскачивают депутаты Октавиан Цыку, Юрий Реницэ и Лилиан Карп. Цыку пытается взорвать блок ACUM изнутри, а Реницэ организует выпады в адрес Игоря Додона. К Реницэ якобы случайно попали некие документы из прокуратуры, связанные с финансированием избирательной кампании 2016 года. И депутата ACUM это сильно взволновало. Однако Реницэ почему-то совсем не интересуют масштабные разоблачения бывшего сотрудники налоговой службы Евдокима Стогу. Он привел свидетельства о том, что, начиная с 2010 года, существовали преступные группы из госчиновников, сотрудников налоговой службы и прокуратуры, которые занимались масштабным отмыванием денег для финансирования ЛДПМ и ДПМ - партий, назначивших Реницэ на дипломатическую должность.
Главная угроза коалиции ПСРМ-ACUM
Но нападки Реницэ и других акумовцев – сущая мелочь по сравнению с острой необходимостью сделать деятельность правительства Майя Санду эффективным. Это касается широкого круга проблем, от несбалансированной внешней политики до бездействия в вопросах экономики и социальной сферы.
Важно понимать, что перезагрузка правительства, изменение его структуры необходимы не социалистам, а гражданам и самому блоку ACUM. Так как ошибки кабмина уже вызывают недовольство населения, а далее будут использоваться демократами и их сателлитами для дестабилизации политической ситуации. После выборов для этих целей подключат местных избранников от ДПМ, партии «Шор» и других политформирований. Их главная задача – спровоцировать досрочные парламентскиевыборы и тем самым прекратить расследование всех преступлений прежних лет и злоупотреблений власти. Обладая мощными финансовыми и медийными ресурсами, все еще имея подконтрольных прокуроров и судей, местную власть «криминальные партии» готовятся к контратаке.
Однако в коалиции ПСРМ-ACUM должны осознавать, что главная угроза для них – они сами. А не воры, возвращающиеся с помощью выборов.
Сергей ТКАЧ
Новости по теме
- Сегодня, 16:28
- Сегодня, 14:56
- Сегодня, 13:11
- Сегодня, 12:42
- Сегодня, 07:22
- Вчера, 19:09
- Вчера, 19:05
- Вчера, 18:54
- Вчера, 18:53
- Вчера, 17:27
Комментарии (3) Добавить комментарии
Новости по теме
- Сегодня, 16:28
- Сегодня, 14:56
- Сегодня, 13:11
- Сегодня, 12:42
- Сегодня, 07:22
- Вчера, 19:09
- Вчера, 19:05
- Вчера, 18:54
- Вчера, 18:53
- Вчера, 17:27
Ткач Сергей не знался с братвой, сразу видно.
Воры не возвращаются никогда, они не уходят!
Иногда их закрывают, иногда он толкуют и потом кое кого хоронят. Но они сами никогда и никуда так просто не уходят!
Иначе они не воры.
А ОНИ НИКУДА И НЕ УХОДИЛИ,СУДЯ ПО ТОМУ КАК ВЫЖИВАЮТ НИЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ ,ДА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ВЗРЫВА ЧТО-ТО НЕ СЛЫШНО.
Демпартия "олигархата" - раскрылось их правильное название. Только в Молдавии! //
За десять лет "олигархата" выстроили националистическую молдавскую властную вертикаль от секретаря сельской примарии до премьера. Они бредят своей пещерной ненавистью. //
Демидецкий умолчал о главном: большие дяди годами покрывали "сбитых лётчиков" у нас и на Урка-ине. Так что если "следственные органы доведут дело до логической развязки", а не остановятся на мелких жуликах... Представляете! //
ДПМ - это пол-Молдавии. Если у них всё конфисковать, то вторая половина заживёт припеваючи. //
Ткачей сильно раздражает что все идет не по кремляндскому сценарию. И это подается пониманию. Все для кремляндской опг идет не так. По этому поставлена задача дискредитировать АКУМ и Санду. Но все будет как надо и политика кремляндских потерпит здесь еще не один крах. Тем более что над Додиком висит Домоклов меч предательства и в любой момент он может быть опущен. Тем более что главный игрок у нас Румыния и это как то Ткач не учел. Но старался.
Боб, мне статьи Ткача тоже не нравятся. И не нравится мне то, что он считает (пытается доказать), что коалиция ПСРМ-ACUM чем то отличается от предыдущей власти. В том, что это не так, можно убедиться из КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА КИШИНЭУ ОФИС ЧОКАНА ОТ 27 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА ПО ДЕЛУ № 10-1704/2019 ПОЛУЧЕННОЕ МНОЙ 04.10.2019 ГОДА (ПЕРЕВОД Я ПОЛУЧИЛ 08.10.2019 ГОДА) размещённой на http://moldvul.blogspot.com/. По поводу того, что главный игрок у нас Румыния. А почему не мы? И если это так, то зачем ходить на выборы?
Спасибо Сергей, отличная статья! Можно ещё добавить, что очень сильное влияние на ситуацию в стране оказывают три фактора: 1 интересы местного «глубинного государства» ; 2. продолжающаяся самоубийственная междоусобица между ПСРМ и НП (а это в свою очередь вызывает законные вопросы о вменяемости политики Кремля на молдавском направлении) и 3. Состоявшееся как факт злокачественное перерождение, в виде морально- этической деградации значительной части молдавского общества, которое за годы т.н. «Независимости» превратилось в сообщество криминальных и полукриминальных сообществ. GD2