Политика

Задержание Платона – это попытка Плахотнюка захватить банковскую систему Молдовы

26.07.2016, 12:02
{Задержание Платона – это попытка Плахотнюка захватить банковскую систему Молдовы } Молдавские Ведомости

В понедельник глава антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь сообщил на брифинге в Кишиневе, что суд выдал ордер на арест предпринимателя Вячеслава Платона, который объявлен в международный розыск. Прокуратура обвиняет его в причастности к банковской афере. В тот же день служба безопасности и  генпрокуратура Украины задержали Платона в Киеве. Что на самом деле кроется за этим событием? Идет ли речь о раскрытии банковского мошенничества и усилиях по возвращению миллиарда – или же мы имеем дело со смещением акцентов вкупе с банальным ограблением?

Ключ к пониманию событий - сделанное в прошедшее воскресенье лидером ЕНПМ Юрием Лянкэ заявление о том, что политсовет партии принял решение о сотрудничестве с правящей коалицией и Владом Плахотнюком. Еще до этого Лянкэ указывал, что такая линия поведения ему рекомендована в Берлине и Брюсселе, где он побывал. Международные кураторы якобы посоветовали объединить ресурсы правящей коалиции с имеющейся в ЕНПМ «экспертной составляющей всего того, что касается европейского пути».

Ясно, что у предложения поучаствовать во власти была унизительная альтернатива: стали распространяться слухи о возможном аресте Лянкэ, по уши увязшего в банковском мошенничестве. Теперь ходят уже другие слухи – Лянкэ якобы будет единым кандидатом правящей коалиции на выборах президента. Ясно, что этот человек в тюрьме сидеть не пожелал. Свой выбор он сделал предсказуемо, потому что Лянкэ - не борец.

Между тем многие эксперты считают, что именно на правительстве лежит наибольшая часть вины за хищения из банков. В эфире передачи «Loc de dialog» на Radio Moldova экономический  эксперт Виорел Гырбу заявил: вина правительства в том, что оно покрыло убытки «BEM» деньгами, одолженными у нацбанка. «Действия осуществлялись согласованно, - указал Гырбу. - В нескольких банках были накоплены значительные ресурсы, после чего выдали заведомо невозвратные кредиты, а правительство закрыло эти дыры деньгами, взятыми в кредит у НБМ». При этом Гырбу указал на непрофессионализм всех предыдущих кабинетов: «В 2009–2010 годах общий объём внешнего финансирования мог доходить до 500 миллионов евро в год, но власти могли освоить не более 100 миллионов евро в год. Даже коммунисты ежегодно осваивали 200 миллионов».

Директор института рыночной экономики Роман Киркэ считает, что правительство содействовало краже миллиарда тремя способами: «Во-первых, скрывало проблемы «BEM». Во-вторых, продало часть его акций. В-третьих, были подписаны гарантийные письма, на основании которых в НБМ были взяты кредиты для покрытия убытков «BEM». Это делали тайно, что вызвало ещё большее недовольство граждан».

Давно уже ясно, что именно чиновники несут ответственность за происшедшее. Между тем после ареста Филата разбирательство в этом направлении заглохло, Лянкэ «реабилитирован», о Габуриче и Дрэгуцану вообще никто не вспоминает. Вину перекладывают на неофициальных лиц – Илана Шора и Вячеслава Платона. Но разве они сторожили наш молдавский финансовый огород?

Мало того, что банковская афера дала власти возможность вывести деньги налогоплательщиков – сейчас ее используют для того, чтобы отнять чужой бизнес и расправиться с оппозицией. Фактически грабеж дал Плахотнюку инструменты для того, чтобы убрать со своего пути всех тех, кто не захотел «лечь» под него, всех, у кого есть ресурсы для противостояния политике отъема бизнеса и отъема страны у народа.

В понедельник прошли обыски в «Victoriabank», «Moldincombank», «Moldova Agroindbank», страховой компании «ASITO» и даже в домах ряда сотрудников. Двух работников банков задержали, еще двоих допросили. Морарь заявил, что якобы «исходя из их показаний установлена причастность Платона к незаконным деяниям». Установлена со слов этих людей? То есть, надо полагать, сотрудники хранили в своих рабочих и домашних кабинетах компрометирующие документы – примерно такие, которые сгорели в инкассаторской машине со всем архивом «ВEM», «Banca Socială» и «Unibank», причем инкассатор при этом погиб? Как можно поверить в то, что все нужные доказательства по банковской афере лежали в ожидании прихода прокуратуры?

Вспомним:  начальник  IT-отдела НБМ, член тайной группы по расследованию ситуации в трех банках Михаил Бологан, имевший доступ к информации о совершенном мошенничестве, при странных обстоятельствах отравился угарным газом, а член комиссии по безопасности Ион Бутмалай якобы застрелился. Прокуратура до сих пор ничего существенного не сообщила по поводу этих и других странных дел, похожих на зачистку и устранение свидетелей.

Вячеслав Платон еще до ареста сообщил в интервью Unimedia.info: «Те, кто украл миллиард, пытаются сместить акценты с настоящего получателя выгоды, каковым является Плахотнюк. У меня есть доказательства этого, и, к сожалению, я был вовлечен невольно в это дело». Отметим, что тайно осужденный Филат также утверждает, что главным координатором хищения миллиарда является Плахотнюк. Но почему-то прокуратура не проверяет эту версию, не проводит обысков у Плахотнюка и не предлагает его арестовать.

Платон указал, что прокуратура действует на основании показаний Шора, но при этом у него самого есть «более 40 часов записей Илана Шора, из которых четко видно, что я не виновен во всей этой истории, и ясно видно, кто является бенефициаром этой схемы». До этого выдвигалась версия о том, что арест Шора – вообще блеф, договоренность, и что Шор будет освобожден как «сотрудничавший со следствием».   

Платон утверждает, что знает, как и кем был украден миллиард, и что через своих адвокатов уже дал разъяснения Интерполу. «Мои показания дадут четкое представление о том, как была совершена кража, куда перевели деньги, в каких условиях и, что важнее всего, кто конечный получатель», - сказал бизнесмен. Арест, по мнению Платона, - попытка заставить его замолчать.

Бывший депутат парламента от Альянса «Наша Молдова» (2009-2010 годы) объяснил также, что его дело является политическим, хотя он более пяти лет назад ушел из политики: «Большой бизнес и политика в Молдове неразделимы… К сожалению, у меня были контакты со многими политиками, в том числе с Плахотнюком. Он опасается, что правда выйдет наружу, прольется свет на это дело. Сейчас, когда все больше людей начало говорить, он пытается замести следы и делает все, чтобы главные свидетели не остались на свободе». Платон уверен, что в кратчайшие сроки может стать известной правда о пропавшем миллиарде, но давление будет продолжаться «до тех пор, пока Плахотнюк будет находиться у власти».

25 июля в студии передачи «Interpol» на телеканале TV 7 лидер «Нашей партии» Ренато Усатый заявил, что Платона преследует Плахотнюк, так как бизнесмен отказался продать ему акции в «Moldincombank», «Agroindbank» и двух страховых компаниях, за которые «координатор» предложил заплатить цену вдвое меньшую. По словам Усатого, Платон больше не владеет акциями «Victoribank»: «Плахотнюк вынудил Платона продать акции Шору. Последний начал применять в «Victoribank» те же схемы, что и в «Banca Socială» и «Unibank». Плахотнюку это не понравилось, поскольку «Victoriabank» связывают с его именем, и он заставил Шора продать ему свои акции».

Усатый подтвердил версию о том, что Лянкэ «сломался» и предпочел тюрьме роль возможного кандидата ДПМ в президенты. Он считает, что массовые протесты остаются единственным способом «убедить Плахотнюка отказаться от Молдовы», и обещает скоро их возобновить». Иначе, по словам лидера «Нашей партии», Плахотнюк осуществит свой план разгрома оппозиции осенью, в канун выборов. По словам Усатого, о готовящихся провокациях против оппозиции он узнал от самого Плахотнюка: тот предложил ему лично и партии внушительную сумму денег за уход из политики, не раз в ходе трех встреч повышая сумму компенсации за отъезд из страны. Альтернатива – физическое уничтожение.

Отметим в скобках скандалы с примарами «Нашей партии», которые не назовешь простой случайностью, как и ожесточенную медийную травлю лидеров платформы «DA», которых Плахотнюк, по словам Усатого, также обещает «уничтожить любой ценой к осени».

По мнению Усатого, Плахотнюк, пытаясь отбелить себя перед международными партнерами, решил сажать тех, кто ему не нужен: «После Филата сядет еще пара человек. Вообще-то общий список длиннее - более десяти. На них дает показания Шор. Думаю, что у него уже рука устала писать». И уже не удивляет то, что на фоне этих арестов появляется пресс-релиз представительства МВФ в Молдове с обещанием сотрудничать. Неважно, кто украл миллиард, - важно, что имитируется расследование.

Усатый также называет Плахотнюка главным координатором кражи из «BEM»: «Придумал схему вывода денег партнер Плахотнюка Сергей Яралов, мозг этой операции. Думаю, ему скоро придется ответить на ряд вопросов правоохранительных органов, в том числе и США, гражданином которых он является. Как только он окажется в этой стране, ему придется ответить». Лидер «НП» утверждает, что Плахотнюк и ближайшее его окружение находятся под мониторингом Интерпола: «Я не могу назвать страны, но есть ряд уголовных дел по преступлениям, организованным Плахотнюком. Он, возможно, и забыл про них, но ему обязательно напомнят и, думаю, в ближайшее время».

Как же так вышло, что в канун 25-летия независимости в стране украден миллиард и эта афера стала предлогом для тотальной зачистки всего политического поля? Как вышло, что Молдова, взяв внушительные суммы в долг на развитие демократии, построила плутократическое, тоталитарное государство, в котором все правоохранительные службы и суд находятся под контролем одного человека: он командует арестами, определяет приговоры? Почему этот человек свободно распоряжается всей банковской системой? И что будет дальше в ситуации, когда народ уже практически ничего не решает, и с ним самим можно делать все, что угодно?

Александр КАЗАНСКИЙ

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    ДА НЕУЖЕЛИ НЕ НАЙДУТ УПРАВУ НА КАКОГО-ТО ПЛАХОТНЮКА, ЕСЛИ ТОЛЬКО ЛЕНИВЫЙ МОЛЧИТ.