Политика

Ждать ли унири на правом фланге?

13.12.2019, 06:00
{Ждать ли унири на правом фланге?} Молдавские Ведомости

Бывший премьер-министр и лидер PAS Майя Санду прервала затянувшееся молчание. Она намерена добиться консолидации правоцентристских сил, чтобы на президентских выборах отстранить от власти Игоря Додона. Об этом Санду заявила в среду вечером в эфире Jurnal TV. Она не сказала прямо, будет ли  баллотироваться в президенты, но дала понять, что, возможно, будет избираться в парламент по Хынчештскому округу.

В нашей стране политические формирования традиционно делят на левые, центристские и правые. Последних в числе 61 партии, зарегистрированной в агентстве публичных услуг, больше всего. Удастся ли им выйти на президентские выборы единым фронтом?

Ориентация – по компасу

Кто такие правые, за что борются? Корреспондент «МВ» попросил дать приемлемую формулировку Виталию Павличенко, бывшего депутата парламента, члена Национал-либеральной партии.

«Правые - это те, кому дороги либеральные и демократические ценности, - сказала политик. - В наших условиях добавляется еще и геополитическая ориентация, проевропейская. С другой стороны, есть партии, которые считают себя правыми, но по сути таковыми не являются, например «Действие и солидарность» или Партия платформа "Достоинство и правда». Мы считаем себя правыми, но не крайними. Нами в суде доказано -  унионизм не равнозначен экстремизму. Но есть такая тенденция  считать, будто выступающие за объединение - крайне правые. Это неправильно».

Павличенко несколько ломает стереотипы, лишая Майю Санду или Андрея Нэстасе почетного звания «правый политик», но не отрицает того, что они противостоят левым и центристам.

Приспособляемость и выживаемость

Самой сильной партией правого толка является PAS Майи Санду. В парламенте она представлена 13 депутатами, в мэрии Кишинева - девятью советниками. В партии немного узнаваемых людей, это формирование одного человека, пять месяцев занимавшего пост премьер-министра.

Лидер PASуспешно трудилась в правительстве Василия Тарлева, занимала должность министра образования при Владе Филате, Юрии Лянкэ и Кирилле Габуриче. В конце 2015-го создала политическое формирование «Сделай шаг с Майей Санду», впоследствии преобразованное в партию PAS. На президентских выборах 2016-го пришла к финишу второй с 47,89 процента голосов, что совсем неплохо.

Недавно в соседней стране выбирали главу государства, по этому поводу в социальных сетях Санду написала: «Сегодня румыны идут избирать президента. Сотни тысяч граждан Молдовы с румынским гражданством обязаны придти на участки для голосования, чтобы избрать президента который станет гарантом модернизации Румынии... который поддержит Молдову на пути европейской интеграции и в борьбе с коррупцией». Что это значит? У Павличенко о Санду особое мнение: «Нельзя быть румыном и не быть за национальное единство. Она хочет в Европу без Румынии и румынизма, но это невозможно. Без объединения у нас нет перспективы войти в Европу».

Нет сомнения в том, что Санду будет снова бороться за пост президента. «Всему свое время, - уклончиво сказала она зрителям Jurnal TV. - Мы обсудим и решим. Я считаю, что на пост президента должен баллотироваться наиболее сильный кандидат - тот, у кого есть больше шансов отстранить Додона от власти. Нужна консолидация сил на правоцентристском фланге, чтобы бороться с Додоном, который три года уже занимается избирательной кампанией, используя финансовые ресурсы из бюджета».

По словам Санду, вопрос о едином кандидате правых  уже пора обсуждать: в 2016 году решение об объединении сил вокруг ее кандидатуры были принято слишком поздно. При этом Санду говорит, что пока не обсуждала этот вопрос с лидером DA Андреем Нэстасе. Она признает, что есть разногласия между двумя составляющими блока ACUM: «Блок существует, мы вместе работаем в парламенте и в МСК. В то же время есть две партии, две фракции, между которыми есть разногласия. В ряде районов представители DA голосовали вместе с ДПМ или ПСРМ на выборах председателей. Наши люди на местах очень обижены: можно было избрать председателей районов от ACUM, но этого не случилось».

Санду отметила, что речь об объединении двух партий не идет: «Это очень сложный процесс. Мы работаем в составе коалиции. Будет укрепление PAS на центральном и местном уровне, появятся новые люди. Мы оптимисты, готовимся к борьбе и уверены в себе».

Намерены ли PAS и DA бороться врозь за мандат депутат от Хынчешть? «Я недавно была в районе, - рассказала Санду. - Коллеги заявили, что будут рады, если буду баллотироваться в парламент по этому избирательному округу. Мы примем решение в ближайшее время. Платформа DA может принять решение о своем кандидате, я не вижу  в этом проблем. У нас две партии, которые самостоятельно решают».

Будет ли Филат конкурентом Санду

Хотя сам Влад Филат ясно сказал, что не будет заниматься политикой, пока не добьется реабилитации, в это никто не верит. Эксперты приписывают вчерашнему узнику намерение поучаствовать в выборах в Хынчешть – родном районе, где будут избирать депутата в начале года в связи с тем, что парламентарий от Демпартии Александр Ботнарь сложил мандат, будучи избран примаром Хынчешть.

Более того, уже высказывались мнения о том, что роль Филата – стать конкурентом Майе Санду в правом сегменте политического поля. Но Санду говорит, что у нее опасений нет: «Филат уже не политик. Он оказывает медвежью услугу ЛДПМ, говоря, что может вернуться в политику. Он не может быть серьезным конкурентом. Я удивлена, что человек, который, участвовал во всех беззакониях, которые творились в Молдове, допускает возвращение в политику и говорит о нравственности».

Имеет ли Санду какое-то отношение к досрочному выходу Филата из-за решетки?

Экс-премьер подчеркнула, что ничего не знала о предстоящем освобождении бывшего лидера ЛДПМ: «Это очень странное совпадение, что кто-то обратился по поводу освобождения Филата 12 ноября, в день отставки правительства. Я не верю, что Додон не общался с судьями, которые причастны к освобождению Филата. Он очень тесно общался со всеми судьями, которые принимали важные решения, это все видели».

Санду не исключает того, что Филата освободили, чтобы использовать как торпеду в борьбе против нее на президентских выборах.

«Я стану кошмаром Игоря Додона»

Платформа «Достоинство и правда» Андрея Нэстасе в парламент привела 12 депутатов. Со временем из фракции вышел Октавиан Цыку, объяснив это тем, что изначально выступал против даже ситуативного союза с социалистами. В рядах DAбольше узнаваемых политиков: активен на всех направлениях Александр Слусарь, на слуху Игорь Мунтян и Кирилл Моцпан.

«С Нэстасе тоже проблема, - говорит Виталия Павличенко. - Он не правый, потому что у него нет идентичности, он из того же гнезда Лучинского, который всегда и везде расставлял своих людей. Он вроде как проевропейский, но таковым на самом деле не является».

Политическая история Нэстасе куда более запутанная и менее однозначная, чем у Майи Санду, и она тянет его вниз. Не прибавили популярности и конфликты на пустом месте с журналистами. На выборах мэра Кишинева Нэстасе пришел к финишу вторым с 47,61 процента голосов, свой проигрыш объяснил тем, что на посту главы МВД вынужден был принимать непопулярные решения. Лидер DAпока прямо не объявлял о намерении побороться за пост президента, но в одной из телепередач достаточно четко определил свои и партии задачи: «Мы должны приложить все усилия, чтобы Игорь Додон - самая большая угроза для Молдовы - не пошел на второй срок. Сделаю все, что в моих силах для этого. Я стану кошмаром Игоря Додона. Вижу, кого он боится, вижу, на кого они нападают».

В рамках ACUMНэстасе и Санду пока но уживаются, но надолго ли?

Без депутатов, но с амбициями

Либеральная партия и ее бывший председатель Михай Гимпу - то, с чем мы уже привыкли мириться и как-то даже сожительствовать. Своеобразный юмор главного либерала страны - неотъемлемая часть местного фольклора. На парламентских выборах в феврале ЛП не преодолела шестипроцентный барьер, набрав всего 1,25 процента голосов. Некоторые эксперты поспешили хоронить партию. Но принявший бразды правления Дорин Киртоакэ на местных выборах показал, что у либералов еще есть сторонники. В борьбе за кресло мэра Кишинева племянник Гимпу набрал 10,17 процента голосов - третий по значимости результат.

У ЛП три советника в МСК. Руководство регулярно говорит о необходимости объединения с Румынией. «Конъюнктурщина и оппортунизм, - считает Павличенко. - Такие политики как Гимпу приходят во власть и тут же забывают о румынизме, унионизме. Когда их отправляют в отставку, они начинают говорить об объединении. Помяните мое слово, все о ком мы говорили, со временем станут унионистами».

За последние несколько лет из рукава ЛП вышли и начали самостоятельную политическую карьеру несколько известных в узких кругах личностей. Но не сложилось. Ходят слухи, что, например, Валериу Мунтяну решил прикрыть партию «Союз спасения Бессарабии» и вернуться к либералам, от которых отпочковался в прошлом году. Свои преданные сторонники у либералов остаются, а потому на предстоящих президентских выборах Дорин Киртоакэ может еще засветиться. 

Боксер-философ

7 декабря на правом поле родился новый партийный лидер. Депутат Октавиан Цыку возглавил Партию национального единства по итогам голосования на съезде в Кишиневе. Его предшественник Анатол Шалару избран генеральным секретарем партии.

В работе съезда принял участие и депутат блока ACUM Юрие Реницэ, который ранее неоднократно критиковал лидеров PAS и DA, обещая покинуть парламентскую фракцию DA.

47-летний Цыку получил диплом историка в ясском университете, числится ученым института истории академии наук и преподавателем на факультете истории и философии МолдГУ. Кроме того, Цыку - профессиональный боксер, он семь раз был чемпионом страны по боксу, в 1996-м на Олимпиаде в Атланте занял 17-е место. Был министром молодежи и спорта по квоте ЛП, в 2015-м - районным советником в Унгенах от «Европейской народной  платформы Молдовы - Юрие Лянкэ», но покинул партию и отказался от мандата. На последних парламентских выборах баллотировался от ACUM в Унгенах и набрал 28,3 процента голосов. В сентябре стал независимым депутатом.

 «Не все себе принадлежат»

Всего свыше 30 политформирований проповедуют идеологию правого толка. Но значимость большинства стремится к нулю.

«Правый фланг фрагментирован, и тому есть несколько причин, - считает Павличенко. - Первая. Не все себе принадлежат. Одними командуют из Москвы, другими из Бухареста, третьими из Брюсселя. Второе. Вмешиваются румынские политики. Приезжает тот же Бэсеску и говорит: это унионист, это не унионист, этому можно верить, этому нельзя. Это неправильно. Третье - деньги. У каждого свой бюджет, и если объединяться, то и деньги надо делить, а хочется самому тратить».    

Александр ЯРУССКИЙ

Комментарии (0) Добавить комментарии

  • x

    А ВЫ ПОЛИТИКИ--ПРАВЫЕ--НО НЕ В ПРАВЕ---КАК НЕ САДИТЕСЬ---ВСЕ В УНИУНЮ НЕ ГОДИТЕСЬ ЗАЧЕМ МОЛДОВЕ СТОЛЬКО ПАРТИЙ---В США ВСЕГО ДВЕ---ВСЕ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ПРАВЫЕ ПАРТИИ ПРЕКРАСНО ЗНАЮТ--НО ИГНОРИРУЮТ ТО ЧТО В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ НИКАКОЙ УНИРИ НЕ БУДЕТ-----МОЛДАВАНЕ ТОЛЬКО ИСПОЛЬЗУЮТ РУМЫНСКИЙ ПАСПОРТ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ А У РУМЫН НЕТ ДЕНЕГ И ЖЕЛАНИЯ НА УНИРЮ И ЕВРОСОЮЗ НЕ ДОПУСТИТ ---ПОКА--ЭТО УНИРЯНСТВО--ТАК ЧТО ВСЕ ЭТИ ПОЛИТИКИ ИЗ МОЛДОВЫ---ПАВЛИЧЕНКО МОГЛА БЫ СМЕНИТЬ ХОТЬ ИМЯ И ГИМПУ И КИРТОКА И ЛЯНКА И И И ---ДЕЛАЮТ ТОЛЬКО ВОЛНЫ В ТАЗИКЕ==ИЗОБРАЖАЮТ БОРЦОВ ЗА УНИРЮ===НО ДЕНЕЖКИ ВРОЗЬ===ВОТ И ВСЯ БОРЬБА==== НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЧТО С 1918 ПО 1940 РУМЫНЫ СЧИТАЛИ МОЛДАВАН ЛЮДЬМИ ВТОРОГО СОРТА И ГОВОРИЛМ----НАШИ РУМЫНСКИЕ ГОЛОВЫ И ВАШИ МОЛДАВСКИЕ РУКИ. А СЕГОДНЯШНИЕ УНИОНИСТЫ ХОТЯТ БЫТЬ И ЕСТЬ МАЗОХИСТЫ----ЖЕЛАЕМ УДАЧИ