История

«Золотой теленок» по-немецки

29.07.2016, 06:00
{«Золотой теленок» по-немецки} Молдавские Ведомости

Житель Аугсбурга питался просроченными консервами, пряча подпольных сокровищ на миллиард евро. Находка, сделанная полицейскими в квартире шестиэтажного дома на окраине Мюнхена в 2011 году, поразила весь мир. В заявлении прокуратуры города Аугсбурга был педантично перечислен состав найденного: 121 полотно в рамах и 1285 произведений без рам, работы маслом, тушью, карандашом, акварели, литографии и другие гравюры – бесценные произведения Пабло Пикассо, Марка Шагала, Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека и других мастеров. Картины принадлежали 79-летнему Корнелиусу Гурлитту. 

Подозрительный старичок

Полиция заинтересовалась этим пожилым господином случайно: 22 сентября 2010 года Корнелиус Гурлитт попал в поле зрения таможни при контроле пассажиров поезда, следовавшего из Цюриха в Мюнхен. Его поведение показалось подозрительным, и полиция решила присмотреться к старику. Через полтора года наблюдений в его квартире решили провести обыск. Он затянулся на трое суток. Почти полторы тысячи работ великих художников хранились в беспорядке, частично в кладовке, вместе со старыми консервами 80-х годов. Некоторые картины вообще не были известны искусствоведам.

Количество и ценность произведений живописи были столь высоки, что власти ничего не сообщали прессе в течение полутора лет. А 6 мая 2014 года, на 82-м году жизни, Гурлитт умер. К тому времени стало ясно, что он владел подпольной коллекцией «дегенеративного искусства», происхождение которой связано с фашистскими конфискациями. Информация о коллекции выплыла на свет осенью 2013 года. 

Сын коллекционера унаследовал сокровища нацистов

Гурлитт был представителем немецкой династии интеллигентов: его дед написал около сто книг по истории искусства, двоюродный прадед был композитором, в семье были коллекционеры, а  отец был арт-дилером и с 20-х годов собирал картины модернистов. Имея еврейскую кровь, Хильдебрандт Гурлитт во времена Третьего рейха был поражен в правах, однако Геббельс использовал его в качестве посредника при продаже за границу произведений искусства, конфискованных из немецких музеев. После войны Хильдебранд Гурлитт сумел убедить союзников, что его коллекция погибла при бомбежке Дрездена, а сам он подвергался гонениям. Он погиб в автокатастрофе в 1956 году. Тайная коллекция перешла к его супруге, а после её смерти - к сыну Корнелиусу. 

Там царь Кощей  над златом чахнет

Гурлитт много лет хранил коллекцию, изредка продавая отдельные работы. На этом он и попался: в поезде у него нашли допустимую законом, но все равно слишком большую сумму наличных – 9000 евро (декларировать нужно было суммы от 8000 евро).

И тут выяснилось, что Гурлитт дожил до старости, не имея никаких легальных источников дохода и даже медицинской страховки. О нем ничего не знали социальные службы. Официально он не существовал. 

Странная коллекция немецкого Корейко

Обыск квартиры Гурлитта в Мюнхене показал: стоимость 1406 произведений может составить миллиард евро. Уже после того, как таможенники обыскали его в поезде, Гурлитт продал за 864 тысяч евро картину «Укротитель львов» Макса Бекманна, а деньги разделил с наследниками художника. Получается, у него была весьма продуманная схема.

Наследники жертв Холокоста были возмущены тем, что власти Баварии так долго скрывали находку. Возник вопрос: какие работы происходят из бывших государственных коллекций немецких музеев (по закону музеи не могут требовать возвращения довоенных экспонатов), а какие принадлежали частным лицам (эти работы попадают под закон о реституции). Указывают, что 315 из них выставлялись на легендарной выставке дегенеративного искусства в 1937 году. Считается, что картины были изъяты нацистами из музеев Германии как произведения «дегенеративного искусства», и Хильдебранд Гурлитт в 1940 году за 4000 швейцарских франков выкупил у министерства пропаганды нацистской Германии 200 таких работ, а в 1941 году - ещё 115. Эта сделка по современным законам Германии является законной, и к этой части коллекции претензий нет. Но полиция обнаружила бухгалтерские книги Хильдебранда Гурлитта, содержавшие в том числе и имена еврейских коллекционеров, у которых он выкупал произведения искусства за бесценок. Обнаружилось более 590 картин, вероятно, принадлежавших жертвам Холокоста. Следствие продолжается.

В ноябре 2013 года мюнхенская полиция обнаружила второй тайник Гурлитта - коллекция из 22 полотен известных художников хранилась у его зятя. В феврале 2014 года Гурлитт сам выдал еще 60 картин, хранившихся в Зальцбурге, Австрия. В марте оказалось, что там их более 240. 

Человек, который знал, где находится Янтарная комната

Семья коллекционера не знала о сокровищах. Всю свою жизнь Гурлитт не пускал в дом даже ближайшую родню. До сих пор неизвестно, был ли он после обыска арестован или жил по прежнему адресу.

По словам Эккехарта Гурлитта, кузена коллекционера, Корнелиус неоднократно говорил, что знает, где находится Янтарная комната. По описаниям Эккехарта, Корнелиус был чрезвычайно замкнутым и странным: «Маленький серый человек, всегда одетый с иголочки, как английский джентльмен, но ум у него был не в порядке».

Наконец, коллекционер дал интервью «Der Spiegel», где сказал, что не собирается отдавать свою коллекцию государству в обмен на налоговую амнистию. После того, как власть вернет ему всю коллекцию целиком, он будет готов начать переговоры с теми наследниками еврейских коллекционеров, которые действительно могут претендовать на получение картин.

В апреле 2014 года появилась информация, о том, что Гурлитт будет сотрудничать с властями, а произведения, которые были украдены нацистами, будут возвращены наследникам. Статус «конфискованного имущества» был с них снят. 

Завещание коллекционера

6 мая 2014 года Гурлитт скончался. Коллекцию он завещал музею «Kunstmuseum Bern» в Швейцарии. Музей согласился принять наследие с оговоркой, что это будут лишь те полотна, которые попали в коллекцию законным путем. В случае установления первоначальных владельцев картин они будут переданы их законным наследникам. Пока же, до выяснения всех обстоятельств, картины останутся в Германии. До сих пор расследование истории каждой картины финансировалось частными лицами из Швейцарии, но с этого момента все расходы взяло на себя правительство Германии.

Тем временем в суд Мюнхена поступил иск от кузины Гурлитта - 86-летней Уты Вернер. Она пытается оспорить завещание, ссылаясь на  невменяемость коллекционера в момент составления документа…

Подготовила Ольга КИСЕЛЕВА

Комментарии (0) Добавить комментарии