Политика

21 мая на площади в сотый раз сказали слово «халва» - но почему-то сладко не стало

22.05.2023, 15:35
{21 мая на площади в сотый раз сказали слово «халва» - но почему-то сладко не стало} Молдавские Ведомости

В школьном учебнике истории написано, что 34 года  назад в Кишинев на площадь Великого национального собрания пришли якобы 700 тысяч человек, чтобы поддержать вектор развития страны, который тогда виделся в независимости Республики Молдова, в государственном молдавском и латинице. В Википедии указывается цифра в 300-650 тысяч. Если столько людей подтвердили, что язык – молдавский, как же он стал румынским?  

В 2014 году великое национальное собрание провел Филат, причем Санду заявила, что вступила в ЛДПМ, а потом от своих слов отказалась. Тогда тоже хотели доказать поддержку европейского вектора.

В 2018 году на аналогичном митинге на ПВНС, организованном ДПМ и Плахотнюком, официально насчитали 100 тысяч желающих поддержать официальный курс «захваченного государства».

21 мая на собрании «Европейская Молдова» якобы было 70 тысяч сторонников евроинтеграции, потом сказали, что 80 тысяч. Хотя первый председатель Народного фронта Ион Хадыркэ, призывая всех на ПВНС в эфире «Vocea Basarabiei», заявил, что ожидает не менее полумиллиона человек.

Полиция много раз выкладывала расчеты на тему вместимости площади. На самом деле считать толпу – дело пустое. Можно было бы провести референдум, и тогда все было бы математически ясно. Но это власти не выгодно.  

«Важно число избирателей, - комментирует публицист Сергей Ткач. - А их у нас официально почти 3,3 миллиона человек. Если 21 мая в митинге участвовало при полной мобилизации властью подчиненных и сочувствующих около 30 тысяч, то акцию можно назвать «собранием одного процента». В советское время на Первомай явно больше приходило».

Одни люди на площадь шли не по своей воле, другие явились на обещанный концерт, много было просто зевак, сидевших в парке. Когда зачитывали резолюцию - ничего не было слышно, и большинство вообще не поняло, о чем идет речь. Тем более, что говорили и по-украински, и по-английски, а обеспечить перевод никто не счел нужным. Перед митингом никто «документ» не обнародовал.  

«Содержание взято из программыPAS, за исключением пунктов 1 и 7, - пишет наш читатель на сайте газеты. - Если так, тогда непонятно, почему PAS ничего не сделала за два года, чтобы выполнить свою программу, и под силу ли ей выполнить за оставшийся срок? Заметил, что никто не слушал выступавших со сцены, так как непонятно было, о чем говорили. Интерес людей к повестке дня собрания явно был заниженный. Все для галочки».

Майя Санду призвала все этнические меньшинства сплотиться и прийти 21 мая на большую партийную нунту, чтобы сказать Европе, что мы все как один туда стремимся. Но сказала она это после того, как депутаты и симпатизанты правящей партии открыто призвали демонтировать Гагаузскую автономию.  

«И жители Гагаузии, и население других регионов страны… Все граждане, с севера или с юга, независимо от того, говорят ли они на гагаузском или украинском, русском, румынском языках, все, кто любит свою страну и хочет, чтобы она развивалась, должны приехать», - сказала Майя Санду вечером 19 мая в эфире общественного телевидения. Специально для этнических меньшинств она разъяснила решение отказаться от членства в СНГ: причина – якобы пресловутый «энергетический шантаж» России.

При этом Санду ни слова не сказала о радиационном ЧП в Хмельницком, где с 12 мая, после взрыва склада боеприпасов с обедненным ураном на заводе «Катион», скакнул уровень радиации. Эти боеприпасы Киеву передал Лондон несмотря на предупреждения экспертов. Каков был маршрут канцерогенного облака, есть ли радиационная опасность для населения Молдовы, что думают специализированные службы, безопасно ли собирать людей под открытым небом? Не напоминало ли это события в Киеве после чернобыльской аварии, когда партийное начальство, прекрасно зная о происшедшем, проводило, тем не менее, первомайскую демонстрацию?   

В Европе власть не организует масштабные собрания  с целью доказать иностранцам, что ее поддерживает народ. Демонстрация единства партии и народа – это обруганный советский стандарт. Выступать призвали тех, кто, как сказал Хадыркэ, «разделяет европейские ценности, представители интеллигенции, духовного, культурного пространства, пространства нашей национальной церкви». То есть альтернативное мнение не приветствовалось.  

Если верить распространенному накануне опросу компании iData, каждый второй якобы поддерживал проведение «митинга за евро». Но если 57,4 процента участников опроса поддерживают интеграцию РМ в ЕС, если более 44 процентов поддерживают идею митинга - то почему только 39,1 считают, что Молдова движется в правильном направлении? Не правящая ли партия заказала этот опрос? Отчиталась перед ЦИК о расходах?

Движение за народ, частью которого является партия «Шор», обещало выйти 21 мая на ПВНС, а в день саммита Европейского политического сообщества 1 июня - заблокировать движение по нескольким артериям. Но от этой идеи шоровцы - случайно или неслучайно - отказались после того, как перенесли процесс в Конституционном суде. Партия провела одновременно три акции в Бельцах, Комрате и Оргееве, где призвала к референдуму по внешнему вектору страны. Шор обещал создать группы для инициирования референдума и передать документы в ЦИК. Отмену участия в акции на ПВНС он объяснил тем, что «митинги в столице узурпированы фашистским режимом Майи Санду».

Итак, пять разных митингов в четырех разных городах. Плюс отдельно в Комрате - беспартийный митинг. Плюс шествие унионистов на ПВНС с призывом к объединению с Румынией. Выходит, что 21 мая в шести разных точках высказали три мнения о векторе страны: за евроинтеграцию; за СНГ, против ЕС и НАТО; за унирю. Но если нет никакого общего мнения, никакого общенационального консенсуса, то  о чем будут докладывать западным кураторам?

Правящей партии остается утешаться тем, что какие-то общественные объединения поддержали ее идею, явно при этом не советуясь со своим контингентом. От чьего имени говорит академия наук - она учла настроения всех ученых после разгрома АМН и захвата ее активов? На каком основании профильный союз считает, что выражает общее мнение всех  композиторов и музыкальных деятелей? Сколько из двух тысяч членов партии MAN, которых примар Кишинева Ион Чебан, по его словам, якобы отрядил на ПВНС, являются работниками примэрии, муниципальных предприятий и их родственниками? От чьего имени выступила Экологическая партия зеленых, в рядах которой нет ни одного члена?

По сути, вектор страны – вещь, которая интересует народ в последнюю очередь. Люди ждут снижения цен, дешевого газа и электричества. Но в росте цен власть привычно винит Кремль, тарифы хочет снизить только к местным выборам и взамен в сотый раз повторяет слово «евроинтеграция» - но во рту почему-то сладко не становится.  

Олег ВОЛКОВ

Комментарии (2) Добавить комментарии