28 лет Конституции РM: время неиспользованных возможностей
29 июля 1994 года парламент Республики Молдова принял Конституцию - Основной закон государства. Депутаты установили в статье 7, что «Конституция Республики Молдова является еe высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы».
Общепризнано, что Конституция являясь основным и высшим законом государства, состоит из норм и принципов, имеющих высшую юридическую силу, регулирующих основные общественные отношения, являясь основой для формирования, осуществления и развития государственной власти в целях организации общественной жизни и претворения в жизнь политической власти народа.При этом следует подчеркнуть, что сам текст Конституции содержит принципы и правовые нормы как прямого, так и косвенного действия. Таким образом, некоторые конституционные положения (ст. 5 ч. (2), ст. 11 ч. (2), ст. 12, ст. 13, ст. 18 ч. (2) и т. д.), как и некоторые конституционные принципы, изложенные в тексте Конституции (ст. 1, 2, 3, 6, 7 и др.), имеют прямое действие и подлежат внедрению и исполнению государственными органами самым прямым и непосредственным образом.
Также, как было выше сказано, что одним из основных конституционных принципов, закрепленных в тексте Конституции, является принцип верховенства конституции, который доктринально выступает как юридическое выражение суверенитета народа. Несомненно, что Конституция по определению выше всех нормативных актов, либо процедура принятия и изменения конституции специфична, жестка и ригористична по сравнению с процедурой принятия законов и других нормативных актов.Вероятно, по этим же причинам законодатель прямо предусмотрел в тексте конституции, что «ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы!».
Однако, необходимо обратить внимание на то, что только посредством этого прямо выраженного конституционного положения невозможно добиться соответствия конституционным нормамподзаконных конституции актов органов государственной власти. Поэтому, на наш взгляд, реализация принципа верховенства Конституции предполагает обязательное наличие механизмов контроля за соответствием законов и иных подзаконных актов органов исполнительной власти - деятельность, отнесенная Конституцией к исключительной компетенции Конституционного Суд.
Таким образом, любой закон и любой нормативный акт предполагается конституционным до тех пор, пока не будет доказано обратное, то есть пока его неконституционность не будет установлена Конституционным судом - единственным органом, обладающим конституционной юрисдикцией.
Однако нарушение конституционных норм любой из государственных властей, в принципе, затрагивает верховенство Конституции как высшего закона, приводит к правовым неразберихам и юридическим коллизиям, к параллельным или противоречивым нормам и, наконец, к прямому несоблюдению Конституции и других нормативных актов, подчиненные Конституции и конституционным принципам.
В данном контексте следует заметить, что в правовой доктрине имеется множество мнений и изложений относительно правовой сущности и содержания принципа верховенства конституции. В то же время мы поддерживаем мнения тех, которые считают, что принцип верховенства Конституции характеризуется рядом принципиальных отличительных признаков, которые имея место быть в сложной и одновременно целостной структуре национального права, обеспечивают наличие и полную реализацию принципа верховенства самой Конституции. Среди них мы выделим особо следующие:
1. Суть лингвистического содержания понятия «верховенство» указывает на его значение -«абсолютное превосходство» или «абсолютное доминирующее положение нормы права».
2. Высший закон устанавливает и гарантирует правопорядок в государстве, узаконивает государственные полномочия органов власти, наделяя их властными полномочиями, одновременно гарантируя обязательное исполнениерешений органов государственной властив пределах периметра национальной территории.
3. Национальная правовая система иерархична, главенствующее и верховное положение принадлежит Конституции и ее положениям.
4. Конституция устанавливает иерархический порядок правовых норм, где законы иерархически находятся ниже Конституции - текст, норма и принципы которой служат ориентиром и нормативной основой содержания, формы и юридической силы законов.
5. Конституционный текст закрепляет основные права и обязанности, регулирует отношения между гражданами, гражданами и органами государственной власти, устанавливая обязанность всех физических и юридических лиц уважать Конституцию и законы, принятые в соответствии с положениями самой Конституции.
6. От имени народа обосновывается организация и функционирование органов государственной власти, определяются их компетенция, функции и полномочия.
7. Расшифровывается смысл и цель государственной деятельности, т.е. политические, идеологические и нравственные ценности и базисные ориентиры, под знаком которых организуется и функционирует политическая и социально-экономическая система самого государства.
Таким образом, содержание ст. 7 Конституцииотносительно ее верховенства, устанавливает такое правовое положение конституционных норм, которое составляет основу абсолютного конституционного верховенства, и должно привести к следующим последствиям, а именно.
1. Ясно, что с иерархической точки зрения ст. 7 Конституции разъясняет главенствующее место каждой отдельной конституционной нормы, но и всего конституционного акта в целом в иерархии национальной правовой системы и правопорядка в молдавском государстве.
2. Строго указанное значение верховенства Конституции и ее основной признак - быть правовой основой, источником права и нормативной отправной точкой для любой юридической нормы и для любого правового акта в Республике Молдова.
3. Статья 7 Конституции обязывает органы государственной власти принять необходимые правовые меры для обеспечения соблюдения верховенства Конституции, как подлинно высшего закона государства в самом полном смысле этого слова. Самый главный защитник и гарант Конституции – Конституционный суд.
4. Проблема соблюдения положений ст.7 Конституции поднимает вопрос о том, каким образом обеспечить верховенство Конституции, а также о том, как быть в том случае, когда эта конституционная норма под красивые лозунги реально оспаривается и фактически ограничивается, когда она истолковывается, комментируется и даже используется во вред государству, обществуили гражданину.
5. Статья 7 Конституции устанавливает основной конституционный принцип, без соблюдения которого вся Конституция не имеет юридической силы, а значит, не имеет экзистенциального значения.
6. Принцип, изложенный в статье 7 Конституции, лежит в основе всех основных конституционных принципов, организующих на законных основаниях всю экономическую, политическую, социальную и правовую жизнь молдавского общества.
7. Соблюдение ст.7 обеспечивает конституционную законность правопорядку, форме государственной власти, политическому режиму, институциональной системе органов государственной власти и т.п. Это приводит к институционализации государственной власти и ее легальному осуществлению. Именно данная норма гарантирует и обеспечивает соблюдение прав, свобод и основных обязанностей человека.
8. Соблюдение статьи 7 Конституции означает по определению соблюдение конституционных принципов и постулатов, ведет к развитию и победам, к общественным и государственным достижениям, в то время как несоблюдение статьи 7 Конституции ведет к противостоянию, дестабилизации, кризису и к правовой деградации государства.
9. Статья 7 Конституции фактически является программой конституционной деятельностигосударства Республики Молдова, которое в статье 3 части (1) Конституции провозглашает себя правовым государством.
Вследствие всего выше обозначенного, с формальной точки зрения, Конституция и конституционные законы (законы, вносящие поправки в конституцию государства) подлежат особым процедурам их принятия. Особо отметим, что в конституциях обычно имеются запреты на пересмотр некоторых положений, принципов или статей. Как правило, это касается верховенства Конституции, государственного порядка, суверенитета государства, его территориальной целостности и прав человека.
В данном контексте следует отметить, что строгость и жесткость пересмотра конституционного текста характерны и для Конституции Республики Молдова. Так, парламент вправе принять конституционный закон только по прошествии не менее шести месяцев с даты подачи соответствующей инициативы, с получением положительного заключения Конституционного суда, проверяющего предложенные поправки, в целях обеспечения стройности и целостности конституционного текста, но и во избежание правовых коллизий между различными конституционными нормами. При этом, как прямо установлено статьей 143 Конституции, конституционный закон принимается только двумя третями голосов депутатов, избранных в парламент.
В то же время, анализируя изменения в, принятые в период с 1994 по 2022 год, можно сделать следующие выводы.
1. Пересмотр Конституции обычно осуществлялся путем принятия парламентом соответствующих законов о внесении изменений в Конституцию;
2. Благодаря вмешательству КС, вопреки прямо установленному в Конституции порядку пересмотра текста Конституции (статьи 141-143), Конституция также была изменена решением № 7 КС от 03.04.2016 г.;
3. За 28 лет парламент принял 12 законов о внесении изменений в Конституцию, которыми были изменены 49 статей;
4. В целом за 28 лет в Конституцию вносились поправки 13 раз, причем 54 из 143 статей были пересмотрены и изложены в новой редакции.
Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо отметить еще одну ярко выраженную тенденцию, системно проявляющуюся в течение 28 лет: постоянное толкование конституционного текста, сводившееся в определенных случаях к фактическому его изменению и даже к противоположному пониманию самих конституционных норм. Притом, что надо учесть, что постановления КС представляют собой общеобязательную правовую констатацию, основанную на выяснении сущности конституционной проблемы после официального толкования соответствующих норм Конституции и разъяснения мотивировки их содержания в отношении к конституционным нормам.
Анализируя статистику решений КС о толковании Конституции в 1994-2022-м, мы приходим к следующим выводам.
1. За 28 лет Конституционным судом вынесено 68 постановлений по толкованию Конституции, толкующих и комментирующих 130 статей.
2. Годовая динамика решений суда о толковании конституционных норм свидетельствует об активности, порожденной политическими турбулентностями, и особенно электоральными - парламентскими выборами, назначениями или увольнениями правительства, а также выборами президента. Эти факты свидетельствуют о политическом оппортунизме обращений, рассмотренных КС и в соответствующих случаях соответственно - о политическом оппортунизме самих решений КС.
3. Решения КС о толковании Конституции в данный период содержат одну отмену и несколько пересмотров ранее вынесенных решений Конституционного суда о толковании Конституции.
4. Принятие КС 68 постановлений о толковании 130 статей Конституции, относящихся к действующим 143 статьям, на самом деле ставит вопрос о постоянном изменении национальной правовой базы: как изменение, так и соответствующее толкование конституционной нормы закономерно приводят к необходимости внесения изменений в законодательство. Однако следует подчеркнуть, что за 28 лет, учитывая количество толкований и текста, удивительно что парламентом был принят только один закон такого рода - № 1027 от 06.12.96 г. о внесении изменений в некоторые законодательные акты в результате изменения статьи 116 Конституции (МО № 1- 2/4, 01.02.1997).
В целом же, учитывая количество конституционных законов об изменении Конституции и количество решений КС о толковании конституционных норм, можно констатировать, что за 28 лет были изменены и интерпретированы 184 статьи Конституции из 143-х, так как некоторые статьи толковались несколько раз. В связи с неприведением национальной правовой базы в соответствии с 12 законами (вносящими поправки в 49 статей Конституции), с постановлением Конституционного суда вносящей поправки в 5 статей Конституции, а также с 68 постановлений КС, разъясняющих и толкующих 130 статей, мы можем сделать вывод, что в основном правовая база государства не соответствует положениям конституционных норм , что, в свою очередь, указывает на необходимость, скажем прямо – на императивность, конституционной реформы.
Многочисленные поправки и толкования Конституции указывают на политическую нестабильность системного характера в понимании и имплементации конституционных норм и принципов. Встает вопрос о необходимости такого гаранта Конституции, как Конституционный суд, который, следуя политической целесообразности, штампует постановления, идущие вразрез конституционным нормам и принципам, грубо нарушая ст.7 Конституции. Мнение о том, что практика работы КС, действующего по принципу политической целесообразности, противоречит Конституции, принадлежит Венецианской Комиссии. Ведь имеется прецедент, когда КС, руководствуясь ее мнением, сам признал, что через толкование и интерпретацию Конституции в деле № 28 от 17 октября 2017 года, был создан механизм, не основанный на Конституции.
29 июля исполнилось 28 лет со дня принятия Основного закона Республики Молдова. В свое время многие юристы говорили о совершенстве его текста - он был одобрен и Венецианской Комиссией, и специалистами по конституционному праву Европы и США. Однако многие сетовали на упущения и недоработки, на проблемные статьи и на те же нормы, вокруг которых грели и греют руки и сегодня многие политические воротилы и околополитические Табаки. Одна 13 статья про молдавский язык чего стоит.
Неоднократно в Молдове создавались комиссии по конституционной реформе с целью улучшить Конституцию - но ни одна не дала никаких результатов. Возможно, им и не давали работать на результат. Новое звучание вялотекущим дискуссиям придало в свое время решение КС от 4 марта 2016 года, когда были внесены поправки в Конституцию, меняющие конституционный режим. Народ так и не понял, что произошло на самом деле, а власть промолчала.
Конституцию, безусловно, можно менять по требованию времени, как говорят канадские юристы, «это живое дерево». Но нельзя рубить конституционные корни или видоизменять их: при любых изменениях или трактовках текста социально-экономический строй, конституционно-правовой режим, права и свободы граждан должны оставаться незыблемыми. Если подвергать изменению основы государства – у него, скорее всего, не будет будущего.
28 лет конституционного шараханья, время потерянных возможностей. Ни народ, ни власть, сидящие на этих конституционных качелях, не добились ни развития, ни стабильности, ни процветания. У Конституции нет юридического механизма защиты, гарант Конституции вовлечен в политические игры, он руководствуется политической целесообразностью и в какой-то момент стал пособником узурпаторов власти. Сегодня конституционная реформа в Республике Молдова - императивна!
Валерий КУЧУК
Новости по теме
- Вчера, 17:10
- 21.11, 18:30
- 21.11, 16:24
- 21.11, 15:00
- 21.11, 14:15
- 21.11, 12:53
- 21.11, 09:40
- 21.11, 06:15
- 21.11, 06:00
- 20.11, 18:39
Комментарии (0) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 17:10
- 21.11, 18:30
- 21.11, 16:24
- 21.11, 15:00
- 21.11, 14:15
- 21.11, 12:53
- 21.11, 09:40
- 21.11, 06:15
- 21.11, 06:00
- 20.11, 18:39
В Великобритании вообще нет конституции. Но система работает идеально или, по крайней мере, лучше, чем где-либо еще. Почему? Может быть, потому, что им не нужно содержать на кругленьких пенсиях+зарплаты Маноле и прочих с массой других благ, толкующих конституцию в угоду власти. Кстати, в Великобритании тоже нет президента, который ездит без остановок на деньги налогоплательщиков и который сам толкует конституцию как хочет. Как у нас Санду.