Экономика

5 мифов о европейском рынке труда, в которые больше не нужно верить

10.02.2017, 19:59
{5 мифов о европейском рынке труда, в которые больше не нужно верить} Молдавские Ведомости

Нужно ли сохранять свободу передвижения рабочей силы внутри Евросоюза? Вопрос, который еще десять лет назад казался европейцам риторическим и даже кощунственным, сейчас открыто обсуждается в Европе на политическом и экспертном уровне.

 

Журналисты выяснили, во что превратилась культивируемая отцами Евросоюза идея "общего рынка труда" и чем реальность отличается от тиражируемых СМИ мифов.

Миф первый. Работать за границей очень популярно

Реальность. Возможности единого рынка труда, много лет воспеваемые Евросоюзом как одно из главных преимуществ альянса, на самом деле мало привлекают европейцев. По данным Еврокомиссии, сегодня только 4% граждан стран ЕС в возрастной группе от 15 до 64 лет живет не в "своей" стране.

Если же оценивать интенсивность внутренней миграции, то показатели окажутся еще скромнее. Как подсчитал авторитетный международный Центр исследований европейской политики CEPS (Centre for European Policy Studies), за год страну проживания меняют только 0,3% всех граждан ЕС трудоспособного возраста. Причем этот показатель практически не меняется в течение последних десяти лет. Для сравнения CEPS приводит данные по США — ежегодно 3% американцев переезжают ради работы в другой штат.

Анализируя причину инертности европейцев, Еврокомиссия и эксперты в первую очередь указывают на проблему различных административных барьеров, которые существуют на национальном уровне и сильно усложняют интеграцию приезжих. Чаще всего речь идет о профессиональных стандартах и лицензиях, например, для работы в сфере общественных услуг, здравоохранения, образования, перевозок.

Другая преграда для трудоустройства — языковая. Знание местного языка обычно является непременным условием для трудоустройства. При этом только в 14 из 28 стран "понаехавшим" доступны финансируемые государством языковые курсы.

Еще один важный момент — отсутствие эффективной координации между национальными службами занятости, профсоюзами и работодателями. Из-за этого информация о наличии вакансии в одной стране часто просто не доходит до потенциального соискателя из другой страны-члена ЕС. Одного общеевропейского портала вакансий EURES явно недостаточно.

Миф второй. В Западной Европе легко найти работу

Реальность. И да, и нет. Если опираться на общие показатели безработицы, то состояние рынка труда в странах Балтии выглядит не хуже, а иногда намного лучше, чем за рубежом. По данным Eurostat, в декабре 2016 года средний уровень безработицы в ЕС составлял 8,3%. В Латвии этот показатель равнялся 9,6%, в Литве — 7,9%, в Эстонии — 7,4%. А вот среди государств с высоким уровнем безработицы были такие популярные среди гастарбайтеров направления, как Испания (19,2%), Италия (11,9%) и Франция (9,5%).

Основную проблему европейского рынка труда экономисты и руководство ЕС характеризуют иначе: "эффект бутылочного горлышка". Этот термин означает, что в Европе сейчас наблюдается острый дефицит представителей конкретных профессий, а часто даже обладателей конкретных узких специализаций, и этот дефицит уже долгое время не удается восполнить за счет внутренних ресурсов, что создает угрозу для дальнейшего развития целых отраслей.

По заказу Еврокомиссии организация Erasmus School of Economics (SEOR) провела исследование, по итогам которого был составлен рейтинг самых дефицитных в Евросоюзе профессий. Выглядит он так:

Миф третий. Дешевизна труда — наше естественное и вечное преимущество перед Западом

Реальность. Хотя здравый смысл подсказывает, что дешевизна литовских и польских сантехников позитивно сказывается на экономике западных стран, антиимигрантские настроения там очень сильны. Боязнь восточноевропейских гастарбайтеров отразилась на результатах прошлогоднего референдума о выходе Великобритании из ЕС и влияет на тон предвыборных дебатов во Франции, Голландии и Германии.

Использование нашего "естественного преимущества" политики Старой Европы теперь называют "социальным демпингом" — необоснованным занижением социальных стандартов, с которым можно и нужно бороться. Европейским профсоюзам и предприятиям не нравятся дешевые цены на услуги восточноевропейских конкурентов. Результатом их активного лобби стало появление проекта поправок к Директиве о командированных работниках. Цель инициативы — заставить предприятия обеспечить командированным работникам через какое-то время такие же условия труда, какие имеют их иностранные коллеги, особенно в том, что касается зарплат, выплаты бонусов, страховок и т.п.

Если предлагаемые Еврокомиссией изменения к Директиве о командированных работниках будут приняты, то многие предприятия из стран Восточной Европы просто потеряют свою конкурентоспособность на европейском рынке услуг, а значит, и заказы. На командированных приходится лишь 0,7% занятых в ЕС работников, однако, по оценкам Еврокомиссии, их концентрация велика в определенных странах и некоторых секторах экономики. К тому же численность командированных постоянно увеличивается — с 2010-го по 2014 год зафиксирован почти 45-процентный рост.

Директива о командированных работниках идейно перекликается с давним обещанием Евросоюза добиться повышения уровня жизни в бедных странах ЕС за счет введения неких общих социальных стандартов. Предполагалось, что с помощью этой меры Евросоюз уменьшит разрыв между очень бедными и богатыми странами, и таким образом остановит похожую на цунами миграцию на Запад. О самой инициативе было объявлено еще 7 лет назад — за это время Европарламент принял несколько декларативных резолюций, а Еврокомиссия даже разработала черновик новой стратегии социальной политики (т.н. социальный компонент, social pillar). Но перспективы ее принятия пока туманны. Все вопросы социальной политики сейчас находятся в компетенции национальных правительств, а бедные страны Восточной Европы будут возражать против любой "обязаловки". Незначительный экономический рост в ЕС и угроза нового экономического кризиса также не добавляют оптимизма.

Миф четвертый. Уехавшие никогда не вернутся

Реальность. Страны Восточной Европы в течение последних 15 лет действительно являются главным поставщиком рабочей силы на Запад. Согласно данным исследовательского центра CEPS, из 20 млн. граждан Евросоюза, которые сейчас живут в другой стане ЕС, каждый девятый — это выходец из Восточной Европы.

В период активного расширения ЕС среди экономистов была популярна теория, что процесс массовой эмиграции на Запад начнет замедляться, когда стоимость труда в странах новой Европы приблизится к показателям Старой. Сейчас такой сценарий кажется невероятным: час работы в Латвии, Литве или Румынии, по данным Eurostat, до сих пор стоит в пять раз дешевле, чем в Швеции, и в шесть раз дешевле, чем в Дании.

Однако процесс реэмиграции все-таки происходит. А в случае некоторых стран Восточной Европы даже с нарастающей интенсивностью. Например, в соседней Эстонии именно благодаря реэмиграции численность населения страны увеличивается уже второй год подряд. В Польшу в течение последних пяти лет ежегодно возвращается по 100-130 тыс. человек, что составляет 60-70% в общем потоке иммиграции в страну, свидетельствуют результаты исследования базирующегося в Варшаве Института развития Центральной и Восточной Европы (CEED). В Латвию, по данным исследования, в 2011 году вернулось 7373 человек, в 2012-м — 9 637, а в 2013-м — 4 774.

Миф пятый. Закрытие общего рынка труда развалит Евросоюз

Реальность. Свобода перемещения рабочей силы действительно закреплена в основополагающих договорах ЕС, но есть интересный нюанс: нарушение этого правила не означает автоматического изгнания из ЕС. Таким образом, если какая-то страна неожиданно захочет ввести какие-либо ограничения на въезд работников из других стран, то в отношении строптивого государства запустят многоэтапную процедуру проверок и штрафных санкций, но из Евросоюза с позором сразу не исключат. Механизм отсутствует.

 

Комментарии (0) Добавить комментарии