Политика

Анатолий Губогло:

11.05.2009, 21:17
{Анатолий Губогло:} Молдавские Ведомости
судья Лилия ВасилевичВОПРОС 1: Что Вам известно о подписании соглашения от 10.10.1997 о продаже двадцати одного самолета МИГ-29 Департаменту обороны США?

ОТВЕТ: После распада СССР Молдове достался в "наследство" 31 самолет МИГ-29. Один из этих самолетов был передан румынским ВВС. В 1994 году еще четыре МИГ-29 и другая военная техника были проданы Южному Йемену при посредничестве болгарской фирмы "Sektron".

Процесс продажи оставшихся двадцати семи истребителей начался в 1996 году, как раз в период, когда в республике проходила кампания по выборам президента. В ноябре 1996 года действующий президент Мирча Снегур утвердил в качестве верховного главнокомандующего Вооруженными Силами контракт о продаже двадцати семи самолетов МИГ-29 и оборудования к ним на общую сумму в 93,5 миллионов долларов США, заключенный с одной из корейских фирм. Но корейцам самолеты так и не достались.

Госдепартамент США предупредил нового молдавского президента Петру Лучинского, что располагает информацией о том, что эти самолеты сразу попадут в Иран. США заявили, что, если это случится, против Республики Молдова будут применены санкции в соответствии с международным законодательством. Для Молдовы такая перспектива была губительной.

Новое руководство страны решило продавать самолеты только государственным структурам. Поэтому в 1997 году Молдова обратилась к России и США с просьбой помочь в реализации этих самолетов. От "Росвооружения" сразу пришел отказ. А США заявили о готовности купить двадцать семь самолетов, ракеты класса "воздух-воздух", запасные части к ним. За это США предложили Молдове 40 миллионов долларов, восемьдесят автомобилей из резерва американской армии и два транспортных самолета С-130. От этих самолетов молдавские власти отказались, так как ежегодно на содержание каждого нужно было тратить 1,5 миллионов долларов.

Кроме того, молдавская сторона настояла на подписании отдельной декларации, в которой было закреплено, что США окажут безвозмездную техническую и гуманитарную помощь Национальной армии и другим учреждениям Республики Молдова. Министерство обороны настаивало на том, чтобы указать конкретную сумму этой помощи, и что она не должна быть меньше суммы стоимости двух транспортных самолетов С-130 и составлять не менее 40 миллионов долларов. Однако представители США заявляли о том, что эта сумма будет значительно большей, и что не нужно ее ограничивать в декларации, как не нужно ограничивать и сроки оказания этой помощи.

Учитывая тот факт, что оставшиеся у Молдовы двадцать семь самолетов МИГ-29 приходили в негодность, так как в государственном бюджете не было средств для их ремонта и содержания, решение продать их было единственно правильным. Но реализовать самолеты за хорошие деньги, и при этом не попасть под международные санкции, было не так просто. Во всех бывших советских республиках подобной техники было немало, при этом все заинтересованные страны предпочитали покупать технику непосредственно у страны-производителя, так как это давало возможность оказания гарантийного обслуживания.

Во время переговоров, в которых я тоже принимал участие с молдавской стороны, В. Пасат в разговорах с американцами занимал очень жесткую позицию, он настаивал на сумме минимум в 100 миллионов долларов. Но президент П. Лучински принял условия американцев. В итоге, учитывая тот факт, что США отказывались увеличивать сумму стоимости самолетов и за любое их количество были согласны заплатить только 40 миллионов долларов (именно такая сумма была выделена для этих целей Конгрессом США), к реализации был предложен двадцать один самолет МИГ-29. Шесть самолетов МИГ-29 были отправлены на ремонт в Белоруссию, а боекомплект к ним был перебазирован на базу хранения во Флорешты.

Между Республикой Молдова и США было подписано соответствующее соглашение и осуществлена передача самолетов, боеприпасов и вооружения. В короткое время все деньги поступили на счет Национального банка Молдовы. Напрямую в Министерство обороны ничего из этих денег не поступило. Уже после поступления этих денег в республику премьер-министр И. Чубук доложил в парламенте о том, что правительство продало самолеты, вместе с депутатами тогда делили, куда и как следует потратить поступившую сумму, с ее распределением согласились все фракции.

Необходимо отметить, что впоследствии США действительно увеличили размеры помощи. Уже в 1998 г. Молдова получила ее на сумму в 30 миллионов долларов, в 1999 г. - на 74 миллиона долларов, в 2000 г. - на 81,6 миллиона долларов. Данная декларация действует и сейчас, правительство и министерство обороны Республики Молдова получают помощь в соответствии с этим документом до настоящего времени.

Сегодня, по прошествии десяти лет, можно с уверенностью сказать, что принятое тогда решение было правильным. Во-первых, возможная продажа самолетов Ирану имела бы негативные последствия для Молдовы. Страны, нарушающие эмбарго на поставки оружия, подвергаются жестким санкциям со стороны мирового сообщества.

Экономический ущерб от этих санкций намного бы превысил возможную выгоду от несостоявшейся сделки с Ираном. К тому же Республика Молдова оказалась бы скомпрометированной в глазах ведущих мировых держав и международных организаций, в том числе тех, кто оказывает нам финансовую помощь. Заключив соглашение о продаже самолетов США, мы продемонстрировали, что Молдова готова играть по правилам мирового сообщества.

Во-вторых, мы вынуждены с сожалением констатировать, что оставшиеся шесть самолетов МИГ-29, которые на тот момент были в лучшем техническом состоянии, чем проданные американцам, за десять лет превратились фактически в кучу металлолома. Сегодня они ржавеют, и можно с большой долей уверенности считать, что, не будь тогда продана та партия из двадцати одного самолета МИГ-29, ее бы тоже постигла печальная участь этой шестерки.

ВОПРОС 2: Что Вам известно о подписании и реализации договора 25/373 от 26.11.1997?

ОТВЕТ: Контракт 25/373 от 27 ноября 1997 года - это контракт, заключенный между фирмой "Джой Словакия" и Министерством обороны Республики Молдова, получивший юридическую силу только после принятия соответствующего постановления правительства.

В июне 1997 г. фирма "Джой Словакия" обратилась в Министерство обороны с просьбой о предоставлении возможности для изучения условий реализации ей некоторых видов вооружений и другой военной техники и имущества. Для этого фирма "Джой Словакия" представила "Выписку из коммерческого реестра, а также "Сертификат конечного пользователя" (Республика Гвинея). Министерство иностранных дел Республики Молдова подтвердило, что Республика Гвинея не числится в списках стран, подпадающих под эмбарго международного сообщества. Фирмой "Джой Словакия" было высказано пожелание приобрести четыре системы залпового огня "Ураган" и другое имущество, находящееся в составе Национальной армии Молдова.

Техническое состояние систем "Ураган" на момент поступления этого предложения было неудовлетворительным. Системы были произведены в 1980 года, имея к тому времени возраст 17 лет. Завод-производитель гарантирует сроки их эксплуатации и хранения в полевых условиях - 5 лет, в боксах - 10 лет. В течение 15 лет установки "Ураган" хранились в полевых условиях, и только последние 2 года - в боксах. Начиная с 1992 года, из-за отсутствия у Национальной армии денежных средств, на системах не проводились регламентные работы и ремонт.

Ракеты выпуска 1979-1980 гг. имели в соответствии с технической документацией гарантийный срок хранения в полевых условиях 5 лет, в хранилищах - 10 лет. На момент поступления предложения от фирмы "Джой Словакия" все сроки хранения ракет были просрочены. Характеристика состояния этого вооружения неоднократно докладывалась на заседаниях Военной коллегии Министерства обороны начальником управления артиллерии подполковником Г. Попа и заместителем начальника Главного штаба Министерства обороны бригадным генералом В. Гросу.

Специальные комиссии при Министерстве обороны и правительстве Республики Молдова уже определили стоимость имущества, предлагаемого к реализации. Ответственными за подготовку материалов и ход переговоров с возможным покупателем приказом министра обороны были назначены заместитель министра обороны Павел Пую и советник министра по вопросам реализации военного имущества Ион Наний, который до назначения В.Пасата министром обороны, занимая должность заместителя министра обороны, отвечал за реализацию военной техники и вооружений.

Согласно приказу, ответственными за реализацию контракта с фирмой "Джой Словакия" были также назначены подполковник В.Тарлапан, подполковник В.Мунтяну, подполковник И.Попов, подполковник А.Кушнир, каждый из них отвечая за какой-нибудь конкретный аспект этого контракта.

О ходе всей предварительной работы по подготовке контракта информировались президент П.Лучинский, премьер-министр И.Чубук и председатель парламента Д.Моцпан. В ноябре 1997 года было принято решение подготовить проект контракта с фирмой "Джой Словакия". В.Пасат распорядился, чтобы кроме Иона Панича, отвечавшего в Министерстве обороны в целом за материально-техническое снабжение, на проекте контракта были также подписи П.Пую и И.Наний, так как именно они курировали подготовку данного контракта, и были необходимы их визы как ответственных работников министерства, владеющих данным конкретным вопросом. Это было правильно еще и из тех соображений, что И.Панич, как начальник управления материально-технического снабжения Министерства обороны, подчинялся напрямую заместителю министра обороны П.Пую.

После предварительного изучения вопроса о реализации и его рассмотрения на трех заседаниях Военной коллегии (31.10.1997; 22.11.1997; 28.12.1997) последовало обращение к верховному главнокомандующему П.Лучински с просьбой принять окончательное решение о реализации запрашиваемого имущества. 6 января 1998 года было принято постановление правительства 7-1 о продаже систем "Ураган". После этого правительственная комиссия Республики Молдова по урегулированию импорта и экспорта изделий специального назначения, руководимая государственным министром Н.Черномазом, выдала лицензию на поставку в Республику Гвинея законтрактированного вооружения и военно-технического имущества.

11-12 января 1998 года была начата работа по реализации контракта и осуществлена поставка одной системы "Ураган" покупателю. Однако 14 января 1998 года реализация контракта была приостановлена, так как поставленное военно-техническое имущество оказалось разукомплектованным, и не было пригодно для применения. По данному факту фирмой "Джой Словакия" была составлена рекламация, которая была предъявлена Министерству обороны. Фирма пригласила независимых специалистов, которые провели совместно с представителями министерства проверку всего оставшегося военно-технического имущества, подлежащего реализации по данному контракту. По выявленным недостаткам было составлен акт на 46 страницах из которого вытекало, что необходимо провести огромную работу по восстановлению техники. Министерство обороны поставило фирме "Джой Словакия" условие, что эта работа будет проводиться за счет средств покупателя.

Министерство обороны постоянно настаивало на скорейшей реализации контракта, так как часть средств, получаемых от него, вносились в бюджет министерства, а Национальная армия Молдовы остро нуждалась в финансах. Когда в очередной раз застопорилась реализация контракта, В.Пасат на заседании коллегии Министерства обороны объявил выговор П.Пую и И.Наний. Оба дважды направлялись министром в командировки в Саудовскую Аравию, чтобы на месте устранять причины, тормозившие ход реализации.

Весной 1998 года, накануне формирования нового правительства Республики Молдова после очередных парламентских выборов, состоялось заседание коллегии Министерства обороны, в котором принял участие и председатель парламентской комиссии по вопросам безопасности Вадим Мишин. В своем выступлении он от имени парламента выразил благодарность всем сотрудникам Министерства обороны, которые занимались реализацией контрактов по самолетам МИГ-29 и системам залпового огня "Ураган". В.Мишин подчеркнул тогда, что военные выполняли указания президента страны и верховного главнокомандующего П.Лучински и постановления правительства Молдовы, что реализация военной техники и вооружений оказалась своевременной, а прозвучавшая к тому времени в отдельных СМИ критика по данному вопросу была некомпетентной и тенденциозной.

10.12.1998 был подписан протокол о продлении работы по реализации контракта о системах "Ураган". В соответствие с этим протоколом Министерство обороны обязалось выполнить работы по доведению еще не поставленной техники и военно-технического имущества до продажного состояния за счет средств, выделяемых покупателем, а фирма "Джой Словакия" обязалась выполнить свою часть контракта. В январе 1999 года фирма "Джой Словакия" направила на военный объект в Маркулештах группу из 10 специалистов для проведения ремонтно-восстановительных работ на системах "Ураган" и другом военно-техническом имуществе, подлежащем реализации. Как следовало из упомянутого протокола, все материальные затраты осуществлялись за счет фирмы, а Министерство обороны в данной ситуации осуществляло помощь путем выделения своих специалистов.

Также в начале января 1999 года министр обороны В.Пасат направил в адрес премьер-министра И.Чубука специальное послание, содержание которого были предварительно согласовано с членами Военной коллегии Министерства обороны. В целом послание было посвящено крайне неудовлетворительному финансированию государством Национальной армии. Среди прочего, министр указывал на невыполнение правительственного постановления о передаче 25 процентов от сумм, полученных от реализации военной техники, для нужд армии. Внимание премьера также обращалось на то, что длительное время правительством не утверждается Положение о порядке реализации различных видов заштатной (неиспользуемой) военной техники. По мнению министра обороны, принятие этого положения, с одной стороны, исключило бы возможность политизации проблем коммерциализации военной техники, и, с другой стороны, не оставило бы поля для лоббирования чьих бы то ни было интересов в данной области. О реакции главы правительства на это послание мне ничего не известно.

В июне 1999 года Министерство обороны обратилось в парламент с письмом, в котором просило разъяснить правомочность действия контракта 25/373 от 27.11.1997, заключенного между министерством и фирмой "Джой Словакия". На указанное письмо был получен ответ 349-CSS от 17.06.1999, в котором говорилось, что данный контракт был заключен в соответствие с законодательством, действовавшим на момент его подписания. Парламент рекомендовал правительству продолжить контракт. На основании этого ответа и письменного указания верховного главнокомандующего П.Лучински премьер-министр И.Стурза (который к тому времени сменил И.Чубука) принял решение о продлении лицензии до конца 1999 г.

В марте 2000 года, после окончания работ по восстановлению военно-технического имущества, представители Министерства обороны Республики Гвинея провели инспекцию подготовленного имущества и дали согласие на его отгрузку. К этому времени срок действия лицензии опять истек, поэтому в мае того же года под председательством премьер-министра Д.Брагиша (сменившего в этой должности И.Стурзу) состоялось заседание правительственной комиссии, на котором было принято решение о продлении лицензии до октября 2000 г. На этом же заседании было решено, что данная лицензия больше продлеваться не будет.

До октября 2000 года фирма "Джой Словакия" получила в соответствии с заключенным контрактом только часть имущества. Все полученное ею имущество было оплачено, средства поступили на счет Министерства обороны Республики Молдова. На завершающей стадии отношений с фирмой министерство, согласно дополнительному соглашению, подписанному министром обороны Б.Гамурарем (сменил в этой должности В.Пасата), получило вместо денег взамен части стоимости проданного имущества муку.

Считаю, что в целом контракт 25/373 от 27.11.1997 по продаже систем "Ураган" был правильно, в соответствии с действовавшими в то время нормативными актами, оформлен и реализован, за исключением действий по замене оплаты в долларах США на муку. Это было сделано в нарушение соответствующего постановления правительства, предусматривавшего оплату только в денежной форме.

Также считаю правильным само решение о продаже систем залпового огня "Ураган". Утверждая это, я исхожу из того, что не только президент П.Лучински, который напрямую контактировал с руководством фирмы "Джой Словакия", давая затем письменные указания о продвижении реализации контракта, и премьер-министр И.Чубук, но и сменившие последнего на должности премьера И.Стурза, Д.Брагиш, а также возглавившие Министерство обороны после В.Пасата Б.Гамурарь, затем В.Гайчук - все названные высокопоставленные должностные лица, а также законодательная власть в лице руководства парламента и парламентской комиссии по безопасности, поддерживали это решение. Можно сказать, таким образом, что реализация этого контракта, на 90 процентов осуществленная после ухода В. Пасата с должности министра обороны, отвечала интересам государственной политики Республики Молдова в тот конкретный период.

Время продемонстрировало, что оставшиеся нереализованными системы "Ураган", равно как и ракеты к ним, - а на момент заключения контракта все они находились в лучшем состоянии, чем те, которые были проданы, - постепенно пришли в полную непригодность. Сегодня то, что осталось от этих систем у Молдовы, ржавеет, а уничтожение непроданных ракет к системам "Ураган" стоило стране дополнительных материальных затрат, не говоря уж о нанесенном экологическом ущербе.


Окончание следует.


Новости по теме

Все материалы →

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Koroce, v etoi strane nikogda nebylo i ne budet horosih hoziastvennikov i voennyh. Zato bylo, esti i budet sverhogromnoe "izobilie" torgovtev i torgasei vseh kalibrov i mastei.
    Nedarom narod vas nenavidit!


Новости по теме

Все материалы →