Закон

Археология: преступления без наказаний

17.12.2010
{Археология: преступления без наказаний} Молдавские Ведомости
 Ситуация так печальна именно из-за того, что санкции к замечательному, но вновь, как у нас часто бывает, декларативному закону, придется разрабатывать отдельно. По свидетельству одного из разработчиков документа, первоначально наказания за нарушения были включены в текст, а потом их почему-то изъяли. О необходимости включения санкций прямо в этот документ говорили и румынские консультанты, которые помогали разрабатывать нормативный акт. 
 
Кстати говоря, нарушениями в Законе об археологическом наследии названы:  использование без разрешения металлических детекторов; незаконная торговля и владение металлическими детекторами и другими аппаратами теледетекции; выполнение неразрешенных раскопок и кладоискательство; хищение, незаконная продажа и вывоз археологических ценностей; непередача в собственность государства случайно найденных кладов и многое другое.
 
Металлоискатели и труд черных археологов
 
Не зря «черные» копатели в форумах своих электронных сообществ успокаивают своих коллег тем, что «до того, как этот закон начнет действовать – еще очень далеко». А ведь их орудия труда, по свидетельству одного из разработчиков закона, «должны будут учитываться правоохранительными органами наряду с оружием». Соответственно, ввоз-вывоз, а также использование их будут строго регламентированы. В других странах используется именно этот принцип, но будет ли он работать у нас?
 
Во-первых, необходимо будет принять положение, уточняющее «статус» этих новых для нашего законодательства «приборов», а, во-вторых, внести в соответствующий Кодекс наказание за их использование. Кстати говоря, принятый закон даже не оговаривает, должна ли быть эта ответственность уголовной или все же владение и пользование теледетекторами будет признано административным правонарушением.
 
Всех археологов пересчитают
 
Использовать теледетекторы смогут только зарегистрированные «копатели», то есть археологи, чьи имена будут включены в специальный реестр. «Список утверждается Министерством культуры и «управляется Национальным агентством археологии в соответствии с положением, узаконенным приказом Минкультуры».
 
«Предлагаются три степени археологов: дебютант, специалист, эксперт. Конечно, тот, кто закончил исторический факультет – начинающий. Затем, после некоторого времени, в течение которого он «копал и публиковался», он переходит в разряд специалистов и так далее. В принципе, основными требованиями для «записи в реестр» являются научное звание, опыт работы и публикации», - комментирует положение один из разработчиков закона, начальник отдела античной и средневековой археологии Центра археологии Академии наук Молдовы Влад Ворник.
 
Впрочем, реестра археологов еще нет, и появится он, судя по всему, нескоро: ведь каждого, претендующего на это звание, должна будет рекомендовать к этому Национальная археологическая комиссия, которая пока «есть, но не та».
 
«Согласно закону, компетентным органам необходимо разработать и Положение об организации и функционировании Национальной археологической комиссии. Комиссия с таким названием существует, но ее предстоит «оптимизировать» и обновить состав. Туда войдут представители Академии наук, Национального музея археологии, Министерства культуры и университетов, располагающих специалистами в области археологии», - говорит вице-министр культуры Георгий Постикэ.
 
Клады и граждане
 
Интересно, что один из немногих пунктов, который действительно вступит в законную силу, определяет правовое положение найденных в республике кладов. Теперь каждый, кто найдет клад, обязан в течение 72 часов сообщить об этом государству. В противном случае будет применяться статья Уголовного кодекса о хищении.
 
А согласно Гражданскому кодексу, право на вознаграждение распространяется не только на того, кто нашел клад, но и на того, кому принадлежит земля, где «размещалось сокровище», причем вознаграждение составляет 50% от стоимости найденного – в том случае, если оно «принадлежит к памятникам истории и культуры». Если же археологической ценности найденное не имеет, его поровну поделят между собой собственник земли и тот, кто нашел.
 
Интересно, что если собственник заявит, что «копатель» проник на его территорию без спроса, клад целиком будет принадлежать ему. То есть, если пытливый «ученый» откопал на соседских шести дачных сотках какую-нибудь подкову времен графа Румянцева, не предупредив хозяина земли, то этот старинный лошадиный «девайс» перейдет в хозяйство к дачнику и будет мирно висеть над дверью.
 
Многое предстоит доработать
 
Чтобы закон заработал полностью, придется принять массу подзаконных актов и изменений в существующие кодексы. «Закон об археологическом наследии официально вступит в силу 3 марта, поэтому в ближайшие два-три месяца должны быть разработаны проекты изменений статей Уголовного, Гражданского кодексов и Кодекса о правонарушениях», - подтверждает Георгий Постикэ.
 
Кроме того, вице-министр отметил, что «сейчас разрабатывается положение о реестре археологических памятников. Сам реестр существует и составлен в 1993 году, а положения о нем – нет. Как нет и положения об археологическом кадастре, который станет частью общего кадастра недвижимости и позволит создать некую «базу». Данные оттуда смогут ясно показать – есть на этой территории археологические ценности или нет, что весьма удобно при покупке недвижимости».  
 
Для наведения порядка в этой сфере планируется также и апеллирование к профессиональной этике. «Будет создан деонтологический кодекс археологов, свод правил, которые должны будут выполняться специалистами. Этот кодекс будет таким же элементом, как и клятва Гиппократа у врачей», - добавил Г. Постикэ.
 
По словам вице-министра культуры, «правительство должно утвердить положение по созданию археологического агентства, а проекты по изменению статей Уголовного и Гражданского кодексов должны пройти через парламент. Все остальные документы будут разработаны Министерством культуры при помощи специалистов Академии наук, Института культурного наследия, Музея археологии и университетов». Представители профильного министерства очень надеются, что начиная с марта, закон начнет действовать в полную силу.
 
И правда, учитывая предстоящий «объем работы», остается только надеяться.
 
Виталий ЦОПА,  Евгения КИРИЛЛОВА

Комментарии (1) Добавить комментарии