История

Аурелиан ДЭНИЛЭ: «Наш народ запрограммирован на избыток талантов»

05.02.2013
{Аурелиан ДЭНИЛЭ: «Наш народ запрограммирован на избыток талантов»} Молдавские Ведомости
изданную институтом энциклопедии АНМ. Что подвигло его на труд исследователя-систематизатора?
 
Моя тема – музыкальный театр. Занимаюсь в основном историей нашего театра оперы и балета, который был основан еще в 1918 году при поддержке Джордже Энеску и просуществовал тогда четыре года. Ставились известные произведения русских и западных композиторов. Пели знаменитые в Европе певцы. После революционных потрясений в России многие бежали, в том числе, и в Кишинев. Немало прославленных музыкантов проездом давали здесь концерты и целые оперы - в здании сегодняшнего кинотеатра «Патрия» и филармонии. Эти заведения сохранились. Но были и другие, которых уже нет: театр «Экспресс», польский клуб…
 
Эта земля дала множество солистов ведущим оперным сценам мира: Лидия Липковская, Мария Чеботарь, Александр Антоновский, Джакомо Борелли, Евгения Лучезарская, Анастасия Дическу, Елена Ивони, Николай Нагачевский. В «Ла Скала» пели Григорий Мельник и Сигизмунд Залевский. Я собрал сведения о дирижерах оркестра и хора, сценографах, режиссерах и о вокалистах нашего театра, начиная с Валентины Куза, которая пела в конце XIX века, солистки Петербургской оперы, и заканчивая теми молодыми ребятами, которые сегодня работают на сцене: Валентина Нафорницэ, Мариана Буликану, Игорь Цуркану, Ольга Бусуйок, Нику Тимофти, Валерий Караджа, Олег Цыбулько, Сергей Пилипецкий, Родика Печеряну и другие.
Да, работа над книгой была довольно утомительной. Легче написать монографию о ком-то одном, чем собрать массу максимально точных данных о стольких людях. Плюс я сделал подборки цитат из прессы… Отдельная глава – фотографии со спектаклей, начиная с первой национальной оперы «Грозован» и кончая недавней премьерой оперетты «Веселая вдова».
В качестве посла вы долго в жили в Европе. Будь ваша воля, что из тамошних реалий вы перенесли бы в Молдову, а чему поставили бы заслон?
Я бы позаимствовал, в первую очередь, их устои демократии. С обязательной дисциплиной, на которой и держится демократия. У нас понятие «демократии» трансформировалось в анархию и вседозволенность с корнями, уходящими в прошлый режим.
На Западе за то, что предписано законом, приходится отвечать очень строго. У нас же все ищут лазейки, чтобы уйти от каких-то правил игры ради выгоды. Взял бы также их понятие о трудовой дисциплине. Говорят, что у нас старательный народ. На самом деле у нас извращенное понятие о труде. Иногда работают очень много, но без толку. Нужна голова для обдумывания того, что ты делаешь. А это должно основываться на культуре и науке.
Чего бы не стал переносить к нам – безразличие друг к другу. Это даже пугает, когда думаю: вот достигнем мы их экономического уровня и станем друг другу чужими, равнодушными... Однако, скорее всего, к нам такое не приклеится.
Вы успешно руководили в свое время театром оперы и балета. Пору вашего правления артисты вспоминают с ностальгией. Позднее кто бы ни рулил театром, постоянно его сотрясают скандалы. На каких китах основывалась ваша административная политика?
 
 – Не хочу связывать успех театра 80-х с тем, что я был тогда директором. В то время в расцвете сил были Мария Биешу, Михаил Мунтян, Владимир Драгош, Александр Самоилэ. Я пригласил из Ленинграда художников Вячеслава Окунева и Ирину Пресс. Режиссерами были Евгений Платон и молодая Элеонора Константинова. В отличной форме были Людмила Ерофеева, Тамара Алешина и другие. Это был такой костяк, что надо было обладать не знаю каким даром разрушения, чтобы он не устоял. Наш театр входил в шестерку лучших театров СССР. Ставил по 4-6 премьер в год. Мне было тогда 30 с немногим лет, работал не покладая рук. С людьми лажу, где бы ни находился. Мы были в Москве с отчетными гастролями, и театр тогда получил звание академического. Это вспоминается участниками тех событий с восторгом.
 
Что касается нынешнего положения, то происходит смена поколений, сама по себе болезненная. В отношении оперы, тем не менее, предчувствую ренессанс, потому что на молдавской сцене появилась целая группа потрясающих молодых певцов. С балетной труппой хуже – многие уехали туда, где платят больше. Балет – это каторжный труд. Нынешние зарплаты не дают возможности держать тут больших солистов. Наши артисты балета получают гран-при и первые призы на международных конкурсах. Конечно, они не будут сидеть тут на 2 тысячах лей.
Культурная общественность Молдовы давно видит вас в министрах культуры страны. Как думаете, почему пост, который словно создан для вас, постоянно достается случайным людям?
Я не гнался за этим креслом и как-то не страдаю без него. Я был замминистра и знаю, что это такое. Другой вопрос, что сегодня и в других областях назначения происходят нередко без особой логики.
 
Почему для королевских династий, видных политиков в Европе в порядке вещей являются походы в оперу, а у нас ни одного госмужа не загонишь на спектакль, а если кто и является по протоколу, то после увертюры, как правило, исчезает?
Для того, чтобы ходить в театр, тем более – в оперный, надо иметь подготовку. Навык с детства в слушании и понимании музыки. У нас начальство приходит на фестивали и мероприятия, которые больше носят политический характер. Если человек не любит этот жанр, его не заставишь отсиживать представление.
В Прибалтике даже при СССР в общеобразовательных школах изучали сольфеджио и историю музыки, слушали Моцарта. Ухо привыкало. На Западе музыкальное и художественное развитие ребенка – обязательное! Не представляю, чтобы такой зритель пошел на симфонический концерт и заснул там.
 
Вы верите, что мы – самая бедная и некультурная страна в Европе?
 
С трудом продираюсь на работу сквозь скопления дорогущих машин. В супермаркетах все товары дороже, чем на Западе, но раскупаются. Наверное, не такие мы и бедные. Все, что у нас сегодня происходит, так и должно быть. Мы должны через это пройти.
 
Черчилль говорил: «Демократия – худшая форма правления до тех пор, пока вы не сравните ее с остальными». Это актуально. Развитие природы и общества происходит по принципу маятника: спад-подъем. Время – лучший регулировщик. Мы не можем его останавливать. Надо просто к нему приноровиться. То, что мы преодолеем этот кризис, – совершенно точно. Через два-три поколения придет новая молодежь и построит другую схему развития общества. Не может быть одна система идеальной для всех веков и народов. На Западе тоже произойдет смена поколений и устремлений.
Если раньше все мыслили под одну гребенку, то сейчас надо радоваться, что одни думают так, а другие – эдак. Другое дело, уровень воспитания низок. А может, хватит возмущаться, а побольше надо работать? Особенно над собой.
 
Не знаю, какое должно быть решение правительства или мэрии, если возле твоего дома завал из сугробов. Ты что, не можешь взять лопату и расчистить себе жизненное пространство? В Германии за подобное такой штраф наложат, что увидишь одну снежинку – побежишь убирать. Нужно, чтобы каждый человек осознавал себя носителем и образования, и культуры, и чистоты, и порядка. Встань на час раньше и сделай чище. У нас нет этого. И все-таки потенциал народа уцелел. Он при любых режимах и обустройствах останется. Потому что наш народ запрограммирован на избыток талантов.
 Олег ДАШЕВСКИЙ

Комментарии (3) Добавить комментарии

  • x

    В Прибалтике и сейчас опера на высочайшем уровне, действует контрактная система, ставят также Рихарда Штрауса и Вагнера. Потому что там у населения есть потребность в культурном досуге, а наше даже книг не читает. А сугробов в Кишиневе так много, потому что те, кто в него переселилсь, не для того БРОСИЛИ САПУ, чтобы в Кишиневе снег убирать...

  • x

    Через два-три поколения придет новая молодежь-?Молодежи не будет из-за очень низкого уровня рождаемости. пустующие земли займут люди другой национальности и даже другим цветом кожи. Может быть они наведут порядок.

  • x

    Я знаком с Академиком Послом Аурелианом Дэнила с 1987 года и еще тогда был приятно удивлен что этот человек-выросший в СССР проявлял все характерные черты высокоцивилизованного и открытого для диалога и сотрудничества с Европой государственного чиновника--тогда Г-н Дэнила работал Зам. Министра Культуры Молдавской ССР. Будучи впоследствии с 1993 года Первым Послом Молдовы в Вене неутомимо работал над имиджем Своей страны--делая все возможное для того чтоб ознакомить Европу с лучшими качествами и традициями Молдовы. В Вене Г-н Дэнила начал работу над книгой-монографией о выдающейся оперной певице - Марии Чеботари-родившейся на этой земле и прославлявшей своим чудесным голосом эту страну на сцене Венской оперы и в других знаменитых театрах Европы.Аурелиан Дэнила -человек знающий жизнь не по учебнику-обладает и умным юмором--и поэтому с ним приятно общаться не только как с Министром-Послом-Музыкантом-Академиком----а как с хорошим-жизнерадостным-умным собеседником--пошутить и посмеятся. Думаю что у Г-на Дэнила еще много творческих целей на его жизненном пути и я от души желаю ему осуществить задуманное им-ибо все что он до сих пор делал---шло и идет на пользу Родного края----успехов и здоровья Тебе-уважаемый Аурелиан Константинович- искренне Борис Дубирный.