Расследование

«Бессарабия находится дальше Луны»

15.11.2013
{«Бессарабия находится дальше Луны»} Молдавские Ведомости
После их депортации это выражение обрело новый смысл
 
В Молдове отметят 200-летие с начала переселения в край немецких колонистов
 
Началась подготовка к 200-летию создания в Бессарабии поселений немецких колонистов. Об этом, в частности, шла речь в ходе визита спикера Игоря Кормана в Берлин. Корман встретился с председателем бундестага Норбертом Ламмертом и пригласил германского коллегу совершить официальный визит в Республику Молдова в 2014 году. В Берлине Корман прочел лекцию на тему «Республика Молдова: реформы и интеграция в ЕС» в берлинском офисе фонда Фридриха Эберта. Он отметил, в частности, что Германия финансировала в Молдове важнейшие проекты развития малых и средних предприятий, аграрного сектора, публичных услуг, социальной инфраструктуры. Всего эта страна за 20 лет вложила в такие проекты около 40 миллионов  евро.
 
Тарутино – столица бессарабских немцев
 
«Бессарабия находится дальше Луны»! Это выражение цитирует в своей книге «Немцы Бессарабии» (Кёльн, Веймар, Вена, 2004 год) берлинский профессор Уте Шмидт – исследователь истории колонизации немцами Бессарабии и их депортации перед Второй мировой войной. Оно характеризовало окраинное положение края и оторванность немецкой общины от исторической родины в XIX – первой половине ХХ века.

Немецкая колонизация Бессарабии началась после ее вхождения в состав Российской империи, когда император Александр I привлек переселенцев из германских земель для освоения новообретенного края. Первое в крае немецкое поселение Тарутино было основано в 1814 году выходцами из герцогства Варшавского (Царства Польского), так называемыми «варшавскими колонистами», и стало центром бессарабских немцев. Здесь были немецкая гимназия и библиотека, выходили три газеты на немецком языке, а в 1920 году возник «Немецкий народный совет Бессарабии», представлявший интересы этого этноса.  

Немецкие колонисты прибывали в Бессарабию из разных германских регионов, говорили на разных диалектах и были приверженцами разных христианских конфессий (хотя доминировал протестантизм). Так, тарутинцы были потомками переселенцев в Польшу из Пруссии, Мекленбурга и Нижней Саксонии. Среди них был распространен платтдойч (северогерманский диалект). В Виттенберге (основан в 1815 году), Теплице (1817 год) и Зарате (1822 год) господствовал швабский диалект. Немецкая община Кишинева (с 1825 года) говорила на хохдойч.

Немцы сыграли видную роль в хозяйственном освоении Бессарабии, занимаясь, в основном, сельским хозяйством и торговлей. Поселенцы являлись лояльными российскими подданными.  Один из них, Андреас Видмер, (1856-1931 годы) даже был избран депутатом I-й государственной думы.
 
Жизнь в Румынии и исход

С 1918 года начался новый этап в истории бессарабских немцев. В составе Румынии румыны и молдаване составляли 70 процентов населения (около 13 миллионов); венгры – 8 процентов (1,5 миллиона); немцы - 4,1 процента (740 тысяч). В самой Бессарабии (вместе с присоединенной к ней Северной Буковиной) в 1930 году насчитывалось 81 089 немцев (со швейцарцами).

Бессарабские немцы действовали консолидированно с общерумынскими немецкими общественными и политическими организациями. С 1920 года они входили в немецкую фракцию румынского парламента, где были представлены протестантским священником Даниэлем Хаазе (1877-1939 годы), политическим лидером бессарабских немцев, возглавлявшим до 1934 года «Немецкий народный совет Бессарабии».

С приходом Гитлера к власти среди румынских немцев усиливаются националистические тенденции. В 1932 году возникает «Национал-социалистическое движение взаимопомощи немцев в Румынии», которое вскоре было запрещено. Однако в 1934 году национал-социалисты воссоздают свою организацию под другим названием: «Национальное движение возрождения немцев Румынии». Во главе «возрожденцев» стал бывший офицер австрийской армии Фриц Фабритиус (1883-1957 годы), который поддерживал контакты с нацистами в Германии и ратовал за автономию для немцев в Румынии.
 
Эти идеи находили отклик и в Бессарабии, где было отделение организации «возрожденцев». Однако националисты не пользовались поддержкой большинства румынских немцев. Борьбу с ними вели антифашисты во главе с куратором евангелической церкви д-ром Гансом Отто Ротом.

С 1940 года фольксдойч переселялись из отходившей СССР Бесарабии в «муттерланд». Формально - на добровольной основе, но профессор Шмидт отмечает, что фактически выбора не было выбора. Немцы лишались недвижимости, им запрещалиь брать с собой советские или румынские деньги.

Злоключения бессарабских немцев на этом не закончились. Расселенные преимущественно на тех территориях, что были аннексированы Германией, после 1945 года они были вынуждены переселяться вновь. Бывшие бессарабские немцы вместе с судетскими, силезскими, восточно-прусскими были выселены на германские территории.
 
Память о родине предков жива

Профессор Шмидт отмечает, что бессарабские немцы и их потомки живут на новой родине, но при этом постоянно навещают Молдову и Украину. Она провела исследования среди бессарабских немцев и их потомков, выделив несколько возрастных категорий. Первая представлена предками 1890-1900 годов рождения, которые родились и выросли в Российской империи и чьи молодые и зрелые годы прошли в Румынии. Эти немцы пережили переселение из Бесарабии и депортацию в Германию с детьми, а иногда и внуками на руках. Своей родиной они считали Бесарабию.
 
Немцы 1909-1924 года рождения сохранили отчетливые и идеализированные воспоминания о «старой родине», где жили «единой семьей с соседями». Для них  характерно осторожное восприятие действительности.

Промежуточное поколение бессарабских немцев представлено людьми 1925-1933 года рождения. «Мы знаем, где мы находимся в данный момент», - такими словами автор характеризует отношение этих немцев к их исторической родине.

Немцев 1934-1953 годов рождения автор разделяет на две под-генерации: «дети войны» и рожденные после войны. Если первые оказались «между старой и новой родиной», то появившиеся на свет в послевоенной Германии подчеркивали, что они не беженцы, а родились здесь, а то, что пережили их родители, для детей «уже история». Послевоенное поколение бессарабских немцев, особенно рожденные после 1965 года, ощущают себя обычными немцами, но проявляет интерес к своей прародине.
 
Культурный капитал
 
Какое значение имеет бессарабское историко-культурное наследие для потомков немцев из Бессарабии?
 
Их культурный капитал - «протестантская этика» немецких колонистов, либеральный пример организации снабжения и управления общин.  История бессарабских немцев – один из примеров непростой, в чем-то трагической судьбы немецкого национального меньшинства Юго-Восточной Европы.
 
Несмотря на то, что этнос фактически прекратил свое существование после 1945 года, немцы оставили свой след в истории Бесарабии и Восточной Европе в целом, резюмирует Уте Шмидт.
 По материалам портала Оdesskiy.com подготовила Елена ЗАМУРА
 
 
Немецкий порядок
 
Представительство российских немцев, имевших опыт самоуправления и делегирования прав и полномочий, в земских собраниях Бессарабской губернии было значительно выше их доли от всего населения. Именно немецкие гласные, по
составу разночинцы, внесли в земские собрания свое видение порядка и работы на благо общества. На выборах в государственную думу России немцы были представлены во всех общероссийских партиях. Лучшим и самым эффективным примаром Кишинева признан немец Карл Шмидт.
 
Эвакуация немцев из Бессарабии прошла в сжатые сроки - с сентября по ноябрь 1940 года - под лозунгом «Heim ins Reich» («Домой в Рейх»). Более 93 000 бессарабских немцев переселились в Польшу и в Восточную Пруссию. Сейчас в Германии существует землячество бессарабских немцев с центром в Штутгарте. Родители бывшего президента Германии Хорста Келера были бессарабскими немцами, которые в 1940-м переселились в Польшу из Рышкан по пакту Молотова-Риббентропа. Кёлер родился в 1943 году.
 
По переписи населения 1989 года в Республике Молдова немцев было 7300 (0,2 процента населения), но все они - потомки немцев Приднестровья и немцев с Волги, которые были переселены Сталиным по всему СССР, а не потомки немцев Бессарабии.
 
 
Бессарабские немцы переселились на территорию государства готов
 
На территории нынешней Молдовы некогда существовало готское государство Ойум. Память об этом – валы, называемые Траяновыми, которые построили в середине IV века нашей эры восточногерманские племена.
 
Археологи назвали эту культуру черняховской и долгое время считали праславянской. Однако черняховская культура четко прослеживается там, где древние авторы размещают готов, и угасает как раз в то время, когда готы мигрируют на запад. Большинство историков на этом основании связывают эту культуру с державой готов. Об этом пишет в книге «Готский путь» российский исследователь М.Б.Щукин, участвовавший в археологических раскопках в Молдове в  районе Сорок.
 
Начиная с 1933 года Германия однозначно стала трактовать готские (черняховские) поселения как признак того, что это - исконно немецкие земли. По этой причине в  советской археологии и истории вплоть до конца 80-х на употребление слова «готы» в контексте черняховской культуры было наложено табу, даже имя «Германарих» старались писать без первой буквы – «Эрманарих». Траяновы валы были вообще не рекомендованы к детальной исторической датировке. Молчали и румынские исследователи, которым была выгодна версия постройки валов Траяном. А польские историки пытались доказать, что культуры готов вообще не существовало.

Комментарии (0) Добавить комментарии