История

Боковое зрение

20.01.2011
{Боковое зрение} Молдавские Ведомости
 
Откуда в голландке молдавская грусть?
Молодая голландская художница Элиана Ботс (ее имя звучит прямо как молдавское - Ляна) уже приезжала к нам прошлой осенью. В арт-галерее «АоРТа» она показала две видеокартины о нашей стране. Трудно сказать, чем приглянулась маленькая неустроенная Молдова иностранке из другой, более обеспеченной, комфортной жизни. Ее фильм «Еще одна маленькая жизнь», видео, где жизнь боюканского двора показана на трех экранах одновременно, был вскоре приобретен для художественной коллекции города Утрехта. Теперь она сняла фильм о молдавской учительнице Марии из Бутучен, которая все свои 64 года прожила там в родительском доме.
 
- В повседневной жизни, в моментах и вещах, которые мы привыкли считать обычными, я ищу поэзию. Я пытаюсь сделать простых людей, их непритязательную окружающую среду и атмосферу видимыми, - говорит Элиана Ботс.
Почему ее вдруг заинтересовали именно Бутучены и простая молдавская женщина? В фильме Элианы она рассказывает о своей жизни, о своих родителях, о советской эпохе. А в это время в кадре предметы быта обычной молдавской семьи – коврики, кувшинчики, чашки, дорожки, фото на стене… И вдруг обычный мир становится значимым, наполненным, ценным, как намытые из руды крупинки золота.
 
Художница объясняет: «Когда Мария показала мне дом своих родителей, я поняла, что это не только частная, не только молдавская, но универсальная история. Когда твои отец и мать умирают, ты чувствуешь, что часть тебя умирает. И это особенно остро ощущаешь в доме родителей. Поэтому я захотела сделать маленький фильм об этом. Показать универсальное через призму индивидуального. И моя мама, увидев его, сказала: «О, я чувствую то же самое, когда я в доме моих родителей!».
 
Осень в моем саду
 
Видео нашей соотечественницы Татьяны Федоровой показывает обычный кишиневский двор осенью - дерево, землю, усыпанную пожухлыми листьями. Их долго-долго собирают молдавские дворники в оранжевых куртках. В конце концов остается голая, бесприютная почва.
 
Это видео начинает восприниматься по-другому, когда узнаешь подоплеку. К этому дереву когда-то давно привязывал мотороллер умерший отец Татьяны Федоровой. Потом ее мама долго пыталась устроить под окнами маленький сад. Да только безрезультатно.
 
Сад устроили на подоконнике. И большое фото цветов в горшках вперемешку с зеленым луком красуется рядом. И чуть ниже снимок неизвестной девушки из советского прошлого на мотороллере. Эта частная история – тоже универсальна.
 
Поэзия без пафоса
 
Особый колорит и глубину экспозиции придают фотоработы. Фотографии Ирины Грабован, директора арт-галлереи «АоРТа», особенно крепко «держат тему» выставки. На снимках, напечатанных вручную с почти уже неиспользуемых фотопленок - уходящие в небытие детали сгинувшей эпохи. Пионер с горном и барабанщик с отвалившимися руками из бывшего пионерского лагеря в бывшей дворянской усадьбе. Заброшенное еврейское кладбище в покинутом их потомками селении Згурица.
 
Рядом – фотографии, сделанные в Голландии на острове Ширмоникоог в северном море: кресла, брошенные на зиму в саду, и, в отсутствие хозяев, ведущие свой неспешный диалог, восточная разрисованная повозка, привезенная из бывшей голландской колонии.
 
- Для меня каждая выставка - возможность активировать свой фотоархив, где «отлеживаются» фотографии, сделанные в разных странах, - рассказывает Ирина. - «Среда обитания» – это такая бесконечная серия, разные части которой я уже выставляла в Вене, Голландии и Болгарии. Мне интересны люди, но очень часто я изображаю их не напрямую, через портрет, а через среду, которую они создают вокруг себя. Особенно привлекательны для меня маргинальные пространства, ускользающие от однозначной интерпретации.
 
Обыденное пространство окружает каждого из нас каждый день. Его трудно представить привлекательным и захватывающим. Ведь в повседневности нет танков и манифестаций, сногсшибательных гламурных див, ярких картинок и экспериментов. Что мы видим вокруг чаще всего?  Стандартные крупнопанельные дома и разбитые дороги, кичевые монументы и унылые дворы, усталые хозяйки вытирают руки о фартук и ходят в стоптанных тапочках. Но это не обязательно депрессивный мир безысходности. Люди умеют сделать уютными даже бараки, они всячески приспосабливаются к жизни и приспосабливают окружающий мир к себе.
 
Пространство вокруг – не бессмысленный набор деталей. Всё вместе - люди, дома, предметы быта - создают цельную среду, наполненную эмоциями, памятью, смыслом. Сегодня в мире растет число художников, которые пытаются исследовать структуры повседневности, отразить уклад жизни, который существует, пока есть его носители.
 
Эти гипсовые пионеры на фотографиях, сделанных в заброшенном пионерском лагере в бывшей дворянской усадьбе Мындык на севере Молдовы,– последние осколки советской эпохи. Но это и память - о нашем детстве, счастливых летних поездках в пионерские лагеря, где кто-то получил первый фингал, а кто-то - первый поцелуй. На смену советскому кичу приходит новый, как на фотографии нового цыганского дома в Сороках - пародии на Большой театр.
 
Не только в Молдове, всюду можно найти знаки увядания, забвения, упадка, смены эпох. И в то же время признаки новой жизни, натиск будущего. Тихая неприметная жизнь старых людей и вещей теплится, пока ты ей уделяешь внимание. Как уголек, который тлеет, пока ты раздуваешь огонь.
 
Подпись к фото: Эти гипсовые пионеры на фотографиях, сделанных в заброшенном пионерском лагере в бывшей дворянской усадьбе Мындык на севере Молдовы,– последние осколки советской эпохи.

Наталья СИЛИЦКАЯ

Комментарии (0) Добавить комментарии