Будет ли ПКРМ восстанавливать СССР?
10.12.2008, 09:21
Это заявление "МВ" попросили прокомментировать представителей "левых" партий Молдовы. Но прежде чем узнать мнение молдавских "левых", мы перечитали некоторые доклады главного молдавского коммуниста -Владимира Воронина.
В своем докладе, зачитанном в 1997 году на торжественном республиканском собрании, посвященном 80-летию Октябрьской социалистической революции, бессменный председатель ПКРМ и почти восемь лет президент Воронин назвал иудами тех, кто развалил СССР.
"Процесс искусственного развала великой социалистической страны, четко спланированный как внутренними враждебными Советской власти силами, так и международным империализмом, фактически завершили в Беловежье трое проклятых людьми иуд темной декабрьской ночью 1991 года. Народы суверенных государств, образовавшихся на территории Советского Союза, были брошены новыми правительствами в пропасть экономического краха, неисчислимых душевных и физических страданий, кровавых междоусобиц".
Помимо жесткой критики в адрес разваливших СССР, Воронин в том же докладе обругал тех, кто тащит страну в капитализм: "Мы с вами хорошо знаем, кто должен нести суровую ответственность за нашу сегодняшнюю горькую жизнь. Это те, кто преднамеренно разваливал великую социалистическую державу - Союз ССР, а затем с упоением рвал живые связи между бывшими советскими республиками. Кто гнал волонтеров на Гагаузию, неистово раздувал пожар братоубийственной войны на Днестре и тешится сейчас территориальным расколом республики. Кто с преступной настойчивостью, буквально силком тащит общество и страну в дикий капитализм".
С тех пор много воды в Днестре утекло. Клеймивший капитализм Воронин успел стать президентом Молдовы, которая после восьмилетнего правления ПКРМ совсем не стала социалистической. Напротив, главным лозунгом ПКРМ стало "Больше либерализма!". Молдавским "коммунистам" помогают проклинаемые ими капиталисты: строят офисы для партии, помогают во время избирательных кампаний. Ко всему, одним из самых богатых молдавских капиталистов является сын президента-"коммуниста" - Олег Воронин.
Сегодня коммунисты, возглавляемые "антикапиталистом" Ворониным, своей стратегической внешнеполитической целью объявили интеграцию в Европейский союз, который, кстати, живет по законам того же капитализма. А ближайшими политическими союзниками ПКРМ стала ХДНП, то есть те, кто, по словам того же Воронина, "гнал волонтеров на Гагаузию".
Расколотая республика за целых восемь лет правления молдавских "антикапиталистов" так и не стала единой. Антизападная риторика правящей партии сегодня заменена на постоянные разговоры о европеизации. Придя к власти, ПКРМ уже не выступает за СССР. И в отличие от КПРФ, молдавские коммунисты четко обозначили приоритеты - европейская интеграция. Хотя еще в 1997 году на III съезде ПКРМ Воронин придерживался других взглядов.
"Только в самой широкой интеграции со странами СНГ и прежде всего с мощным экономическим потенциалом России видится гарантия выхода из охватившего республику системного кризиса. С группой товарищей мы на днях вернулись из Минска, где состоялся III Конгресс народов СССР. Посланцы этих народов, собравшиеся со всех регионов в прошлом великой страны, были единодушны в том, что только вместе мы можем успешно противостоять окончательному разрушению нашей жизни под усиливающимся натиском империализма", - сообщал Владимир Воронин, заявляя, что на том же Конгрессе народов СССР "сформулирована стратегическая задача воссоздания могучего Союза в виде советской федерации равноправных суверенных республик".
Сегодня президент Молдовы уже не выступает с подобными докладами. Тем не менее журналист "МВ" решил поинтересоваться у представителей "левых" партий страны - а может нужно вспомнить "стратегическую задачу воссоздания могучего Союза", при том, что об этом около месяца назад напомнил и товарищ Воронина - Геннадий Зюганов.
Два основных вопроса, которые "МВ" задавали представителям "левых" партий Молдовы, были следующими: 1) Нужно ли восстановить СССР? и 2) Почему ПКРМ, в отличие от КПРФ, не выступает за восстановление Советского Союза?
Думитру БРАГИШ, председатель Социал-демократической партии, депутат парламента:
- Сегодня поздно и бессмысленно говорить о восстановлении СССР. Большинство бывших союзных республик состоялись как независимые страны и вряд ли сегодня готовы поделиться своим суверенитетом. Я думаю, что постановка вопроса о победе кризиса в составе Советского Союза не совсем корректна. Ведь установлены экономические соглашения в рамках СНГ, а потому мне кажется, что это больше политическая и популистская декларация, которая рассчитана на ностальгирующих по СССР. Я не могу ответить, почему ПКРМ не ратует за восстановление Советского Союза. Пускай коммунисты сами за себя отвечают.
Марк ТКАЧУК, экс-советник президента Молдовы по политическим вопросам, а ныне - руководитель предвыборного штаба ПКРМ:
- На любые ваши вопросы я с удовольствием отвечу, но только после предвыборной кампании. До свидания.
Вадим МИШИН, депутат парламента от коммунистов, член ЦК ПКРМ:
- Я не думаю, что кто-то однозначно ответит на этот вопрос. Нет смысла восстанавливать Советский Союз в том виде, в каком он был. А вот объединение государств, ранее входивших в СССР, в более мощную и экономически продуктивную структуру - смысл есть. И я думаю, что к этому постепенно придем. Большее сотрудничество возможно в рамках СНГ. В этом смысле наши страны уже объединены. И думаю, что Молдове не придется отказываться от суверенитета и независимости.
Также никаких противоречий в одновременном сотрудничестве с СНГ и Евросоюзом я не вижу. Противоречия выдает только ваша газета. Она единственная, которая не может понять, что не существует в природе: или-или. Такое впечатление, что мы сидим на паровозе и куда-то движемся. Нам никуда не нужно двигаться. Нужно взять какие-то западные образцы и принести их в Молдову. Точно так же следует использовать преимущества сотрудничества с восточным направлением. А наша партия никогда и ни при каких условиях не откажется от провозглашенного пути на европейскую интеграцию. Еще раз повторяю, что евроинтеграция не противоречит членству в СНГ.
Александр ЖДАНОВ, депутат парламента от ПКРМ:
- При Советском Союзе, несмотря на негативные факты, все-таки было больше позитивных моментов. Особенно много хорошего в сферах здравоохранения, народного образования, коммунальных услуг. И вообще, в мире подобного не было. Поэтому, конечно, неплохо бы объединить бывшие советские республики в единое государство.
Почему ПКРМ не выступает за СССР? Ну, она ж присоединилась к СНГ и выполняет условия Содружества. Честно говоря, СНГ - хоть и не Советский Союз, но нечто подобное, государства которого так же, как и в советское время, являются самостоятельными. Ведь по конституции СССР, все государства тоже были самостоятельными.
Зюганов заявил, что СНГ не справляется с ролью консолидирующей организации? Я поддерживаю это заявление!
Кто бы мог войти в будущий СССР? В первую очередь, бывшие советские республики. Возможно к этим республикам смогли бы присоединиться страны Латинской Америки, типа Кубы и Венесуэлы, а также те же коммунистические Северная Корея и Китай. Хотя, сомневаюсь, что Китай согласился бы - это государство само по себе мощное.
Нужно ли для восстановления СССР проводить референдум граждан? Сомневаюсь. Восстановление Советского Союза зависит от правителей страны. Ведь тот же референдум 17 марта 1991 года показал, что все граждане хотели сохранения Советского Союза. А Ельцин, Кравчук и некоторые другие политики решили по-другому. За это их нужно было привлечь к уголовной ответственности как предателей Родины.
Павел ГРИГОРЧУК, ведущий идеолог молдавского комсомола:
- Я считаю, что сегодня нам не нужно воссоздавать СССР. Советская эпоха, это противоречивая эпоха. Во времена СССР людям было чем гордиться, они обладали правом бесплатной медицины и образования. В то же время именно из советской
аппаратно-бюрократической системы вышли многие современные либералы и так называемые "демократы", которые разрушили все хорошее, что было в СССР, и на этом месте построили все плохое, что есть при капитализме. Таким образом, возник номенклатурный капитализм, сращивание властной элиты с бизнесом, бездумная и не всегда уместная приватизация и тотальное обнищание трудового народа.
Почему не нужно? Сегодня в мире стабильность рыночного либерализма сменяет капиталистический хаос в экономике и депрессия в обществе. Это еще не все последствия экономического кризиса. Наши сограждане, возвращающиеся из Италии, Германии или Франции, расскажут вам еще более подробно о том, как в этих странах, по причине кризиса, замораживаются стройки и сокращается производство. Люди больше не верят правым. Причем правым всех мастей. Политический "мэйнстрим" совершает поворот налево. Люди готовы идти за теми, кто вместо безработицы и сокращения зарплат будет проводить социальное инвестирование в человека, в его развитие. То есть люди идут за левыми.
Если мы начнем говорить о возврате в прошлое, в СССР, в наше время, когда на левую идею существует настоящий спрос, мы просто сдвинем на второй план необходимость борьбы с мировым экономическим кризисом. Лозунг "Вперед в СССР, вперед в прошлое!" только усугубит ситуацию. Ведь советский период истории так и не сумел показать настоящую демократическую альтернативу капитализму. Те, кто сегодня думает категориями прошлого и смотрит на мир с высоты 70-х или 80-х годов, не имеют будущего. Их точка зрения изначально не верная. Ведь левая коммунистическая идея невозможна без свободы и демократии. Социальное освобождение человечества - вот одна из наших главных целей.
Чтобы достичь главной цели любого политформирования - прихода во власть, не нужно говорить людям о прошлом, нужно предлагать им будущее. Если российские коммунисты так преданы советским партийным традициям, почему они тогда все чаще поднимают "национальные вопросы", вместо нормальных предложений левого будущего для, кстати, многонационального и многоязычного народа России?
Владимир ТХОРИК
В своем докладе, зачитанном в 1997 году на торжественном республиканском собрании, посвященном 80-летию Октябрьской социалистической революции, бессменный председатель ПКРМ и почти восемь лет президент Воронин назвал иудами тех, кто развалил СССР.
"Процесс искусственного развала великой социалистической страны, четко спланированный как внутренними враждебными Советской власти силами, так и международным империализмом, фактически завершили в Беловежье трое проклятых людьми иуд темной декабрьской ночью 1991 года. Народы суверенных государств, образовавшихся на территории Советского Союза, были брошены новыми правительствами в пропасть экономического краха, неисчислимых душевных и физических страданий, кровавых междоусобиц".
Помимо жесткой критики в адрес разваливших СССР, Воронин в том же докладе обругал тех, кто тащит страну в капитализм: "Мы с вами хорошо знаем, кто должен нести суровую ответственность за нашу сегодняшнюю горькую жизнь. Это те, кто преднамеренно разваливал великую социалистическую державу - Союз ССР, а затем с упоением рвал живые связи между бывшими советскими республиками. Кто гнал волонтеров на Гагаузию, неистово раздувал пожар братоубийственной войны на Днестре и тешится сейчас территориальным расколом республики. Кто с преступной настойчивостью, буквально силком тащит общество и страну в дикий капитализм".
С тех пор много воды в Днестре утекло. Клеймивший капитализм Воронин успел стать президентом Молдовы, которая после восьмилетнего правления ПКРМ совсем не стала социалистической. Напротив, главным лозунгом ПКРМ стало "Больше либерализма!". Молдавским "коммунистам" помогают проклинаемые ими капиталисты: строят офисы для партии, помогают во время избирательных кампаний. Ко всему, одним из самых богатых молдавских капиталистов является сын президента-"коммуниста" - Олег Воронин.
Сегодня коммунисты, возглавляемые "антикапиталистом" Ворониным, своей стратегической внешнеполитической целью объявили интеграцию в Европейский союз, который, кстати, живет по законам того же капитализма. А ближайшими политическими союзниками ПКРМ стала ХДНП, то есть те, кто, по словам того же Воронина, "гнал волонтеров на Гагаузию".
Расколотая республика за целых восемь лет правления молдавских "антикапиталистов" так и не стала единой. Антизападная риторика правящей партии сегодня заменена на постоянные разговоры о европеизации. Придя к власти, ПКРМ уже не выступает за СССР. И в отличие от КПРФ, молдавские коммунисты четко обозначили приоритеты - европейская интеграция. Хотя еще в 1997 году на III съезде ПКРМ Воронин придерживался других взглядов.
"Только в самой широкой интеграции со странами СНГ и прежде всего с мощным экономическим потенциалом России видится гарантия выхода из охватившего республику системного кризиса. С группой товарищей мы на днях вернулись из Минска, где состоялся III Конгресс народов СССР. Посланцы этих народов, собравшиеся со всех регионов в прошлом великой страны, были единодушны в том, что только вместе мы можем успешно противостоять окончательному разрушению нашей жизни под усиливающимся натиском империализма", - сообщал Владимир Воронин, заявляя, что на том же Конгрессе народов СССР "сформулирована стратегическая задача воссоздания могучего Союза в виде советской федерации равноправных суверенных республик".
Сегодня президент Молдовы уже не выступает с подобными докладами. Тем не менее журналист "МВ" решил поинтересоваться у представителей "левых" партий страны - а может нужно вспомнить "стратегическую задачу воссоздания могучего Союза", при том, что об этом около месяца назад напомнил и товарищ Воронина - Геннадий Зюганов.
Два основных вопроса, которые "МВ" задавали представителям "левых" партий Молдовы, были следующими: 1) Нужно ли восстановить СССР? и 2) Почему ПКРМ, в отличие от КПРФ, не выступает за восстановление Советского Союза?
Думитру БРАГИШ, председатель Социал-демократической партии, депутат парламента:
- Сегодня поздно и бессмысленно говорить о восстановлении СССР. Большинство бывших союзных республик состоялись как независимые страны и вряд ли сегодня готовы поделиться своим суверенитетом. Я думаю, что постановка вопроса о победе кризиса в составе Советского Союза не совсем корректна. Ведь установлены экономические соглашения в рамках СНГ, а потому мне кажется, что это больше политическая и популистская декларация, которая рассчитана на ностальгирующих по СССР. Я не могу ответить, почему ПКРМ не ратует за восстановление Советского Союза. Пускай коммунисты сами за себя отвечают.
Марк ТКАЧУК, экс-советник президента Молдовы по политическим вопросам, а ныне - руководитель предвыборного штаба ПКРМ:
- На любые ваши вопросы я с удовольствием отвечу, но только после предвыборной кампании. До свидания.
Вадим МИШИН, депутат парламента от коммунистов, член ЦК ПКРМ:
- Я не думаю, что кто-то однозначно ответит на этот вопрос. Нет смысла восстанавливать Советский Союз в том виде, в каком он был. А вот объединение государств, ранее входивших в СССР, в более мощную и экономически продуктивную структуру - смысл есть. И я думаю, что к этому постепенно придем. Большее сотрудничество возможно в рамках СНГ. В этом смысле наши страны уже объединены. И думаю, что Молдове не придется отказываться от суверенитета и независимости.
Также никаких противоречий в одновременном сотрудничестве с СНГ и Евросоюзом я не вижу. Противоречия выдает только ваша газета. Она единственная, которая не может понять, что не существует в природе: или-или. Такое впечатление, что мы сидим на паровозе и куда-то движемся. Нам никуда не нужно двигаться. Нужно взять какие-то западные образцы и принести их в Молдову. Точно так же следует использовать преимущества сотрудничества с восточным направлением. А наша партия никогда и ни при каких условиях не откажется от провозглашенного пути на европейскую интеграцию. Еще раз повторяю, что евроинтеграция не противоречит членству в СНГ.
Александр ЖДАНОВ, депутат парламента от ПКРМ:
- При Советском Союзе, несмотря на негативные факты, все-таки было больше позитивных моментов. Особенно много хорошего в сферах здравоохранения, народного образования, коммунальных услуг. И вообще, в мире подобного не было. Поэтому, конечно, неплохо бы объединить бывшие советские республики в единое государство.
Почему ПКРМ не выступает за СССР? Ну, она ж присоединилась к СНГ и выполняет условия Содружества. Честно говоря, СНГ - хоть и не Советский Союз, но нечто подобное, государства которого так же, как и в советское время, являются самостоятельными. Ведь по конституции СССР, все государства тоже были самостоятельными.
Зюганов заявил, что СНГ не справляется с ролью консолидирующей организации? Я поддерживаю это заявление!
Кто бы мог войти в будущий СССР? В первую очередь, бывшие советские республики. Возможно к этим республикам смогли бы присоединиться страны Латинской Америки, типа Кубы и Венесуэлы, а также те же коммунистические Северная Корея и Китай. Хотя, сомневаюсь, что Китай согласился бы - это государство само по себе мощное.
Нужно ли для восстановления СССР проводить референдум граждан? Сомневаюсь. Восстановление Советского Союза зависит от правителей страны. Ведь тот же референдум 17 марта 1991 года показал, что все граждане хотели сохранения Советского Союза. А Ельцин, Кравчук и некоторые другие политики решили по-другому. За это их нужно было привлечь к уголовной ответственности как предателей Родины.
Павел ГРИГОРЧУК, ведущий идеолог молдавского комсомола:
- Я считаю, что сегодня нам не нужно воссоздавать СССР. Советская эпоха, это противоречивая эпоха. Во времена СССР людям было чем гордиться, они обладали правом бесплатной медицины и образования. В то же время именно из советской
аппаратно-бюрократической системы вышли многие современные либералы и так называемые "демократы", которые разрушили все хорошее, что было в СССР, и на этом месте построили все плохое, что есть при капитализме. Таким образом, возник номенклатурный капитализм, сращивание властной элиты с бизнесом, бездумная и не всегда уместная приватизация и тотальное обнищание трудового народа.
Почему не нужно? Сегодня в мире стабильность рыночного либерализма сменяет капиталистический хаос в экономике и депрессия в обществе. Это еще не все последствия экономического кризиса. Наши сограждане, возвращающиеся из Италии, Германии или Франции, расскажут вам еще более подробно о том, как в этих странах, по причине кризиса, замораживаются стройки и сокращается производство. Люди больше не верят правым. Причем правым всех мастей. Политический "мэйнстрим" совершает поворот налево. Люди готовы идти за теми, кто вместо безработицы и сокращения зарплат будет проводить социальное инвестирование в человека, в его развитие. То есть люди идут за левыми.
Если мы начнем говорить о возврате в прошлое, в СССР, в наше время, когда на левую идею существует настоящий спрос, мы просто сдвинем на второй план необходимость борьбы с мировым экономическим кризисом. Лозунг "Вперед в СССР, вперед в прошлое!" только усугубит ситуацию. Ведь советский период истории так и не сумел показать настоящую демократическую альтернативу капитализму. Те, кто сегодня думает категориями прошлого и смотрит на мир с высоты 70-х или 80-х годов, не имеют будущего. Их точка зрения изначально не верная. Ведь левая коммунистическая идея невозможна без свободы и демократии. Социальное освобождение человечества - вот одна из наших главных целей.
Чтобы достичь главной цели любого политформирования - прихода во власть, не нужно говорить людям о прошлом, нужно предлагать им будущее. Если российские коммунисты так преданы советским партийным традициям, почему они тогда все чаще поднимают "национальные вопросы", вместо нормальных предложений левого будущего для, кстати, многонационального и многоязычного народа России?
Владимир ТХОРИК
Новости по теме
- Вчера, 18:08
- Вчера, 14:42
- Вчера, 13:06
- Вчера, 11:03
- Вчера, 10:46
- 23.11, 13:27
- 23.11, 11:12
- 23.11, 10:01
- 23.11, 08:16
- 22.11, 17:43
Комментарии (7) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 18:08
- Вчера, 14:42
- Вчера, 13:06
- Вчера, 11:03
- Вчера, 10:46
- 23.11, 13:27
- 23.11, 11:12
- 23.11, 10:01
- 23.11, 08:16
- 22.11, 17:43
кто пудрит головы, так это пульсик с коммунистиком
Тхорик, не умничай. ты хороший журналист, но плохой обвинитель. не получится тебе заргузить ПКРМ. Гавкай со своим Чубашенко на здоровье, но вам не удастся нас победить. Будущее за ПКРМ!!!
домнул Кумачевский, раз вы уж такой креатифщик,подскажите идеи,расскажите о чем-то интересном: о бравом президенте, об отважном Нацбанке и мудром молдавском правительстве.
хех.. выдохся Чубашенко, нечего больше ему писать....вот и изощряется...пора ему уже на свалку, как и Андронику.....да и всей коллегии "Молдавских Гадостей"....хватит уже пудрить головы людям...Чубик,бери шинель- иди домой
Какой СССР? коммунисты не пойдут на потерю суверенитета страны!
Хочется надеятся что г-н Ткачук М. все же ответит на многочисленные вопросы, но не газеты, а следственным органам (не карманным, во главе с г-ном Папуком и Гурбулей)
"Социальное освобождение человечества - вот одна из наших главных целей" - освобождение от капиталистов?)))))))ржунимагу, вот коммуняки жгут. жесть! у них совсем крыша поехала? они наверное под словом "освобождение" подразумевали освобождение от оппозиции