Политика

Бунт по соседству, или Что стоит за протестами в Румынии?

27.01.2012
{Бунт по соседству, или Что стоит за протестами в Румынии?} Молдавские Ведомости
 
Формально, поводом для массовых выступлений граждан в Румынии послужила отставка заместителя госсекретаря Министерства здравоохранения Раеда Арафата. Палестинец, родившийся в Сирии, он в 1981 году приехал в Клуж для получения образования в области медицины. Окончив медуниверситет, решил обосноваться в Румынии и заняться врачебной практикой.
 
Неместный Робин Гуд
 
В начале 90-х годов доктор Арафат основал службу скорой мобильной реанимационной помощи (SMURD), по аналогу действующих в Европе. К своему детищу он отнесся с полной ответственностью, и со временем основанная Арафатом служба получила распространение на большей территории Румынии, став структурой с бюджетным финансированием.
 
Эффективность, качество и доступность новой медицинской услуги обеспечили ее создателю широкую известность и славу эдакого Робин Гуда от медицины. Власти также оценили усилия Раеда Арафата, и в 2007 году бывший премьер-министр назначил его на пост заместителя госсекретаря Минздрава.
 
Однако в ходе реформ в сфере здравоохранения, в соответствии с обязательствами Румынии перед МВФ, правительство решило перебросить часть бюджетных денег из госслужбы скорой помощи частным медицинским компаниям. Доктор Арафат с этим не согласился и после телефонной перепалки с президентом Бэсеску во время одной из телепередач ушел в отставку.
 
Никто не ожидал, что уход госчиновника - эка невидаль! - способен повлечь за собой митинги протеста. Но на улицы Бухареста и других румынских городов вышли тысячи возмущенных граждан. Так они решили выразить солидарность с человеком, который сумел наладить качественную работу оперативной медслужбы.
 
Стихийное возмущение в Бухаресте переросло в погромы, поджоги и столкновения с полицией. Уже через два дня президент Бэсеску передумал менять работу скорой и восстановил Раеда Арафата на посту.
 
Но механизм народного возмущения был уже запущен. Оказалось, что у народа накопилось уйма претензий к власть предержащим, и необходим был лишь повод, формальная причина для того, чтобы народное недовольство выплеснулось на улицы угрожающим потоком.
 
Удавка для народа
 
Социальный и экономический кризис в Румынии зреет уже давно. Став в 2007 году членом ЕС, страна поначалу показывала довольно хорошие результаты - в 2008 году рост ВВП составил 9,43%. Однако нагрянувший мировой финансовый кризис обрушил не только экономический рост, но и надежды населения на скорую лучшую жизнь.
 
К концу 2009-го Румыния оказалась на грани дефолта и была вынуждена обратиться за финансовой помощью к МВФ. Он не отказал, но потребовал взамен проведения целого ряда реформ, призванных уменьшить государственные затраты. Тогда правительство Румынии и обязалось существенно урезать госрасходы и повысило налоги.
 
Зарплаты бюджетников были сокращены в 2010-м на 25%, а в 2011-м еще на 5%. Пенсии были уменьшены на 15%, а пенсионный возраст увеличен до 65 лет. Уровень безработицы превысил 5%.
 
Действия правительства ударили в первую очередь по тем, кому и так приходилось несладко – по пенсионерам, госслужащим низшего и среднего звена, медицинским и педагогическим кадрам и так далее. В результате процесс взращивания среднего класса, который обычно и является носителем общественной стабильности и порядка, был грубо прерван и произошел резкий откат назад.
 
Пропасть между небольшим процентом богатых людей (и примыкающей к ним политической элитой) и огромным количеством бедного населения выросла в разы. Большая часть населения оказалась на краю нищеты, будучи не в состоянии оплачивать элементарные, повседневные потребности и услуги.
 
И все это происходит на фоне непрекращающихся коррупционных скандалов в высших эшелонах власти, которые, по удивительному совпадению с нашей практикой, никогда не заканчиваются обвинительными приговорами и наказанием виновных. Одновременно разрасталась ожесточенная борьба между основными политическими силами, но каждая, настаивая на своей правоте, оставалась вдалеке от реальных проблем рядовых румын.
 
При этом население периодически слышало заявления президента и премьер-министра, что все делается правильно, экономика растет, и улучшение жизни вот-вот наступит.
 
В такой ситуации для взрыва гражданского недовольства понадобилось меньше искры.
 
Две недели бунта
 
Акции протеста начались 12 января в Тыргу Муреш и уже на следующий день охватили 51 город. Самыми массовыми были выступления в столице Румынии, где народ собрался возле Национального театра и на Университетской площади.
 
14 и 15 января мирные выступления переросли в столкновения с силами полиции и жандармерии. К протестующим присоединились группы футбольных фанатов бухарестских клубов «Стяуа» и «Динамо». День ото дня противостояние нарастало, стали появляться сведения о жертвах столкновений.
 
17 января правительство объявило, что отказывается от намеченной реформе в здравоохранении и восстанавливает Раеда Арафата на прежнем посту. Поздно. Протестующие уже требовали отставки президента Бэсеску и главы правительства Бока.
 
Оппозиционные партии, объединенные в парламенте в Социал-либеральный союз (USD), попытались перехватить инициативу и возглавить движение протеста. Не вышло, митингующие не согласились с политическим маневром.
 
Премьер Бок после нескольких дней молчания признал, что в стране остается еще много нерешенных проблем, однако, заметил, что это не повод бросать камни в полицейских и жандармов, что подобные методы не могут разрешить назревшие проблемы. А заодно отправил в отставку министра иностранных дел Теодора Баконски, который в своем блоге назвал митингующих «продуктом махалинского насилия и тупости» (махала - район, ближайшее соседство).
 
Президент Бэсеску снизошел до протестующих граждан только 25 января. В вечернем телеобращении он признал наличие кризисных явлений в социальной и экономической сферах общества и заявил, что он знает, что и как нужно делать в дальнейшем. Прежде всего, разглагольствовал Бэсеску, необходимо восстановить доверительные отношения между президентом и частью общества, которое утратило доверие к главе государства. По данным социологическим опросов, на данный момент лишь 10% населения Румынии заявили о своем доверии Траяну Бэсеску.
 
Что же за всем этим следует?
 
По данным полиции, количество митингующих по все стране составило не более 12 тыс. человек. В Бухаресте на улицы вышли 2 тыс. Однако недовольство политикой властей выказывает значительная часть населения.
 
Президент Бэсеску вряд ли уйдет в отставку из-за этих протестов, но, полагают наблюдатели, вполне может пожертвовать правительством Эмиля Бока - чтобы страсти улеглись.
 
Еще одно следствие январских протестов в Румынии - стало очевидны явления, которые до сих пор предпочитали не замечать. Первое - румынское общество основательно разочаровано политическими элитами; второе - между политическими элитами (во многих случаях они же составляют и экономическую элиту) и основной массой населения пролегла огромная пропасть непонимания; третье - румынское общество больше не хочет оставаться немым и послушным объектом социальных и экономических экспериментов властей.
 
Похоже, румынское общество начинает просыпаться после посткоммунистической эйфории и больше не станет слепо доверять обещаниям властей и статистическим данным. Народ хочет жить хорошо или хотя бы – нормально. Причем сегодня, а не в будущем.
 
Румыны всегда были готовы жертвовать своим сегодняшним благополучием ради светлого завтра. Но делать это постоянно, тем более, когда это завтра уже наступило для большой группы политиков и дельцов - народ больше не желает.
 

Если разобраться, между ситуацией в Румынии и в Молдове немало общего. Интересно, видят ли это сходство молдавские власти?
 
Павел Лактионов

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    Кризис вообще и в Румынии в частности зависит в первую очередь от экономических факторов. Политическое влияние, если это не диктатура - вторично. Зато, партии террористического толка, всегда готовы нагреть руки на любом кризисе. Ну, разожгут "мировой пожар" революции. "Врагов народа" расстреляют, сошлют в концлагеря, на великие стройки. Всех опустят, т.е. станут все равны. Зарплаты также опустят, а если денег не хватит, то на карточки, талоны и т.д. Тотальный дефицит. парализует любые ростки рыночной экономики. Коммунисты занимают все руководящие места. Потому-что не коммунист не может стать руководителем. Кто помнит, тот знает. Парт-аппарат по-тихому коррумпируется, а в СМИ будут распространяться о счастливой жизни и светлом будущем, и под угрозой дурдома о "слугах народа" говорить как об ангелах. Генсек вообще "Бог" на земле. Зомбированное общество. Вспомните хотя бы похороны Ким Чен Ира. "Вселенское горе" народа, не смотря на то, что угроза голода там не миновала. Десятки миллионов людей будут уничтожены по классовому признаку. Произойдет обыдление народа и вернемся к пещерному, в хрущевках, коммунизму. Люди не вымрут. Живут сейчас в еще более скотских условиях. Неужели к этим условиям жизни мы хотим вернуться, поддерживая партии террористического толка. Жить во "всемирном, счастливом ГУЛАГЕ", каждый в своем регионе по типу колхоза. Даже индейцы на грабли дважды не наступают. А мы себя считаем цивилизованными людьми. Видимо пещерный быт в сознании большинства преобладает. Борьба за справедливость не должна приводить ко всеобщему разрушению и обнищанию. В этом обществе все друг другу станут ТОВАР-ИЩИ, потому-что, чтобы не сдохнуть с голоду, заниматься в подобном обществе будет нечем. Снова начнем с коллективной охоты на мамонтов...и слушать байки старейшин, как они жили до революции.

  • x

    Тот кто умеет читать и даже понимает подстрочный перевод , задается вопросом : Что это - информация , злорадство , или провокация ? Даже самому себе ответить не могу . Разнузданность , недобросовестность и безответственность власти так разогрели сковороду демократического софистицизма , что сама власть стала перегреваться . Третий десяток лет майданы вдохновляются на насилие , разрушение , поджоги и никто не предлагает практический , разумный выход . Все эти годы людей стаскивают на великие собрания , зная , что на асфальте кукуруза не растет .Сказка , бывшая когда - то утехой младенцев , стала занятием массы взрослых . Робин Гуды становятся румынскими Арафатами и молдавскими Джонами с одной и той же целью - сеять заблуждения . Пессимизм ? - Да . Но никто не становится оптимистом, не пройдя печальные уроки пессимизма .

  • x

    В РМ пассионарность на порядом ниже. Единственная группа, готовая к протестам - молодежь. Да и то, в сельско-быдланской манере монитор украсть, на шару вина попить в буфете...

  • x

    просто не все активные румыны успели уехать как в случае Молдовы. а общего действительно много... и общее это не только у Румынии и Молдовы а во всем мире. корпорации прибирают к рукам то что пренадлежит всем и власть уже давно не пренадлежит народу... думайте господа