Что посеем?
05.02.2010
Круг проблем был четко обрисован в ходе «круглого стола», организованного руководством Флорештского района. На дискуссию были приглашены руководители хозяйств по производству и переработке сельхозпродукции, фермеры и собственники земли. Собравшиеся не ограничились перечислением трудностей, с которыми приходится сталкиваться повседневно тем, кто, по сути, кормит страну, но активно предлагали пути выхода из создавшейся ситуации.
«Бизнес-план» - шаг вперед или два назад?
Красной нитью через все выступления проходила тема кредитования и субсидий. Резкой критике со стороны аграриев подвергся новый регламент о субсидировании в сельском хозяйстве. Сейчас для получения субсидий сельхозпроизводителю надо представить бизнес-план, в котором были бы оговорены такие показатели, как обновление категорий сельскохозяйственной продукции, удовлетворение спроса потребителей, развитие маркетинговых исследований и другие.
Регламент занимает 60 страниц. Замминистра сельского хозяйства и пищевой промышленности Василе Булмаков обещал, что для производителей будет выработано его краткое изложение. В любом случае для большинства фермеров условия регламента остаются практически невыполнимыми.
До начала посевной остается совсем немного времени. Все необходимое для весенних работ должно уже быть на складах и линейке готовности. А что на деле? Нефтебазы без денег ничего не дают, удобрений в долг тоже не купишь, что уж говорить о запчастях для техники… 2009 год был отнюдь не самым урожайным. А потому без помощи государства хозяйствам с посевной не справиться.
«Коррупция при распределении субсидий процветает, - говорит исполнительный директор ассоциации сельхозпроизводителей «Floraagrosper» Ион Спыну, - ждать денег хозяйствам приходится очень долго. Только поездки в Кишинев и обратно съедают столько бензина, что поневоле задумаешься, а не дешевле ли дать взятку?».
Как полагает И. Спыну, средства для поддержки производителей должны распределяться по районам, чтобы они получали их уже на местах. В качестве примера аграрий привел Венгрию, где давно работают на таких условиях. При этом, если хоть одна копейка пошла на сторону, руководство района отвечает по всей строгости закона. «Снизу виднее, кто ворует, а кто работает, - подчеркнул директор ассоциации, - А из Кишинева не видно, и никакой бизнес-план этого не покажет».
По мнению председателя Флорештского района Руслана Зелененко, учитывая крайне сжатые сроки, оставшиеся до начала посевной, субсидии следует распределять на каждый гектар обработанной земли. Возможно это и не самое лучшее решение, но ввиду отсутствия нормального механизма, который действительно смог бы обеспечить доступность субсидий для всех агропроизводителей, в данный момент ему альтернативы нет.
Кстати говоря, в предвыборной программе ЛДПМ, председатель которой сейчас является премьер-министром страны, сельхозпроизводителям было обещано увеличение в два раза фонда поддержки и установление с 2009 года ежегодных субсидий в размере 500 леев на гектар. Но выборы уже прошли, и кто сейчас помнит свои обещания? Согласно меморандуму с МВФ Молдова обязалась в 2010 году сократить субсидии в сельском хозяйстве до 350 млн. леев, что на 300 млн. леев (0,4% ВВП) ниже, чем ассигнования на 2009 год.
Разоренье от кредита
В целом большинство агропроизводителей с радостью вообще отказались бы от субсидирования, если бы была возможность получения кредитов под реальные проценты. «Здесь собрались вполне здоровые и умеющие работать люди, - сказал вице-пердседатель Флорештского района, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия районного совета Вячеслав Токан, - Почему же они должны стоять за дотациями с протянутой рукой, как инвалиды? Это унизительно, но такова политика, которая уже очень много лет проводится государством в отношении сельхозпроизводителей».
В. Токано привел конкретные данные, показывающие, что, если бы хозяйствам не надо было в срочном порядке рассчитываться по оплате кредитов и выплате налогов, и они продали свою продукцию не летом и в начале осени, а сейчас, то только на разнице в цене, они получили бы, по меньшей мере, на 20% больше прибыли. А на данный момент большинство фирм остались с нулевым или даже отрицательным балансом, и ни один банк им кредиты не даст, несмотря на то, что они располагают достаточным залоговым имуществом.
По словам председателя союза UniAgroProtect Александра Слусаря, проблема кредитования стоит в сельском хозяйстве крайне остро. «Кредиты коммерческие банки сейчас дают в среднем под 25% годовых, в то время как даже в 2008 году, когда был лучший урожай за последние 10 лет, прибыль хозяйств едва достигала 4%. – отметил Слусарь, - Какой тогда смысл в этом? Кредит должен даваться под 6-8%, но не под 20 и более. И не нужны будут никакие другие программы помощи селу. Гранты и прочие субсидии простому крестьянину получить не под силу, у него хватает других забот, и нет времени ездить в Кишинев, чтоб преодолевать там всевозможные бюрократические препоны».
Политику банков сельхозпроизводители назвали откровенно грабительской. Мало того, что они дают кредиты под очень высокие проценты, ко всему они весьма придирчивы, а потому процесс получения сельхозкредита сопровождается долгой волокитой, причем не факт, что кредит в результате удастся получить. Многие вынуждены привлекать деньги гастарбайтеров, но понятно, что это делается только на личных связях, и все равно крайне ненадежно. «В Голландии, когда фермеру дают сельхозкредит под 3%, считается, что это много, - приводит пример директор SRL «Demeder-com» Николай Ротарь. - У нас аграрная страна, и если система кредитования не изменится, то никакого развития у нас не будет. Надо обязать банки выдавать кредиты независимо от баланса, который у большинства хозяйств в Молдове в этом году отрицательный. У нас есть залоговое имущество, под него пусть и дают займы».
Cейчас, когда Нацбанк поднял ставку рефинансирования (а значит, неминуемо поднимутся и ставки кредитования), и в то же время введены ограничения по цене продажи аграрной продукции, ситуация выглядит особенно тревожно. Если кредиты станут совсем неподъемными, то пустующих земель станет намного больше, и тогда «цветущий сад», как называли Молдову во времена СССР, превратиться в заросшую бурьяном степь.
Налоговое бремя
Во многом поспособствовать этому может и молдавская налоговая политика. В странах ЕС ставки НДС на сельхозпродукцию значительно ниже стандартных (к слову, проблему ухода от налогообложения там решают, устанавливая единые ставки НДС для сельхозпроизводителей и посредников, а переработчики покрывают часть своих «потерь» за счет низкой – сообразно ставке НДС – цены на сырье). Кроме несоизмеримых с нашими государственных субсидий (средний показатель по ЕС – 38% в цене продукта), в Бельгии, например, НДС на сельхозпродукцию составляет 6% при стандартной ставке 21%, в Германии - 7% и 16%, соответственно, в Греции - 9% и 19%, во Франции - 5,5% и 19,6%, в Италии - 4% и 20%, в Польше - 3% и 22%. Список можно продолжить. В этих странах власти обеспокоены не только равными условиями для всех налогоплательщиков внутри страны, но и конкуренцией на региональном и мировом рынках. У нас доля государственных субсидий в цене сельхозпродуктов составляет около 3%.
«Субсидии государства – это пустой звук, - утверждает Виталий Новак, директор SRL «Panclip», - Если у меня забрали 20% НДС, а потом разницу вернули через год, кто мне возместит потери? Я мог бы купить солярку по старой цене, а не ждать, когда она подорожает. Это мои убытки, а теперь мне говорят, если я хорошо постараюсь, то мне может быть дадут субсидию… Спасибо большое! Лучше верните мне деньги сразу, и не надо субсидий. Не делайте из меня попрошайку».
«Сегодня в Молдове прибыль от сельского хозяйства оседает в карманах посредников, – с болью констатирует Николай Ротарь. – Мы могли бы и сами ввозить удобрения, и не платить двойную цену спекулянтам, также и дизтопливо. Но у нас монополия на ввоз нефтепродуктов, как, впрочем, на многое что еще. В Германии солярка для сельхоз работ продается по ценам намного ниже, чем на другие цели. При этом немцы покрасили ее в красный цвет, и ни одна заправка не может продавать такую солярку, ни одна машина, кроме тракторов и спецтехники не может ею заправляться – за этим строго следят, и в случае нарушения штрафы такие, что не обрадуешься! И все – решена проблема. Так почему нельзя так сделать у нас?!»
По мнению аграриев, государство должно приложить все усилия, чтобы остановить спекуляции на сельхоз продуктах. «Кто получил прибыль, скупив семя подсолнуха по 3 лея летом, когда сейчас его цена уже 5,8 лея? - спрашивает Сергей Русу, зам председателя Флорештского района, - Эти деньги не пошли государству, они осели в частных карманах тех, кто нажился обобрав нищее село. Район потерял на этой спекуляции 70 миллионов леев. Вообще с сельском хозяйстве на данный момент производитель получает только 10% прибыли, а остальное уходит спекулянтам».
Правительство не должно быть сторонним наблюдателем всех этих разрушающих наше село процессов. Вопросы, поднятые аграриями, крайне острые, и требуют немедленной реакции. В последние годы одной из основных глобальных проблем экономисты называют продовольственную. От наличия и качества продуктов питания зависит само физическое существование и здоровье миллиардов людей. В это время для аграрных стран, которые по большей части сейчас стоят на низком уровне развития, появляется шанс поднять свою экономику. Не использовать его для Молдовы было бы, по меньшей мере, грубой ошибкой.
Новости по теме
- Вчера, 17:14
- Вчера, 14:47
- Вчера, 13:00
- Вчера, 12:25
- Вчера, 09:53
- Вчера, 06:07
- 22.01, 16:24
- 22.01, 09:45
- 22.01, 08:14
- 22.01, 06:00
Комментарии (1) Добавить комментарии
Новости по теме
- Вчера, 17:14
- Вчера, 14:47
- Вчера, 13:00
- Вчера, 12:25
- Вчера, 09:53
- Вчера, 06:07
- 22.01, 16:24
- 22.01, 09:45
- 22.01, 08:14
- 22.01, 06:00
Сами мы с юга.Но читая этот материал понимаешь что люди говорят о проблемах с которыми мы тоже имеем дело. Не хотелось бы лезть в политику но кое -кто из нынешних членов АИЕ в предвыборных обещаниях доходил до цифры 500 леев на га субсидий.Посмотрим. И еще о евроинтеграции. Посмотрите как защищают в Европе свои интересы аграрии. Последний пример - Греция.Сколько техники вывели на дороги чтобы привлечь к себе внимание. А мы. Только голову ниже опустили и все по-старому.